Достоевский на театре, или "Феномен Карякина"
О спектаклях, поставленных Ю.П.Любимовым по "Преступлению и наказанию" в Театре Вигсинхаз (Будапешт, 1978) и в Театре на Таганке (Москва, 1979) критики говорили, что в них инсценирован не роман Достоевского, а книга Ю.Ф.Карякина "Самобман Раскольникова". О содержании творчества Достоевского в свете идей Карякина, о значении этих идей для школьного образования и массового читательского сознания, начиная с 1970-х годов и по сегодняшнее время, а также о том, как эти идеи воплотились в постановке Ю.П.Любимова и сценографии Д.Л. Боровского в своей лекции для учителей России, в рамках проекта "Умная методика", рассказала Евгения Абелюк, зав. Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ.
В 1970-е годы критика заговорила о «феномене Юрия Карякина»: под его влиянием сложились многие значительные спектакли, а некоторые были поставлены на основе его инсценировок. Кроме постановки Юрия Любимова это спектакль «И пойду! И пойду!» по «Запискам из подполья» и «Сну смешного человека» (Реж. Валерий Фокин, Театр «Современник», 1976) и спектакль «Бесы» (Реж. Лев Додин, Малый драматический театр - Театр Европы, 1991). Но и на этом фоне спектакль Любимова - рекордсмен: кроме московской режиссер поставил его еще на 6 европейских сценах.