• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Осенняя школа по формальному синтаксису и формальной семантике (3-FS)

C 1 по 7 сентября в Школе Лингвистики состоялась Осенняя (но по духу скорее летняя) школа по формальному синтаксису и формальной семантике. В течение шести дней лекторы, собравшиеся с разных концов света, рассказывали о собственных и не только исследованиях в области формальной лингвистики.

У слушателей была возможность узнать о том, как анализировать фокусные частицы, из лекций Даниэле Паницца, или о том, каким может быть синтаксис компаративных конструкций, от Татьяны Филипповой. Павел Цаха рассказывал о наносинтаксисе, Ясутада Судо показал, что категория именного числа устроена совсем не так просто, как может показаться на первый взгляд. Дэвид Песецки излагал различные теории приписывания падежа, Барбара Парти прочла всеобъемлющий курс по истории семантики, а Наталья Слюсарь рассказывала, как различные теории подходят к анализу информационной структуры предложения. Стоит отметить, что состав слушателей тоже был довольно разнообразен. Помимо студентов и преподавателей Школы Лингвистики на лекциях были замечены гости из МГУ и петербуржского филиала Вышки, но и этим состав заинтересованных в формальной лингвистики не исчерпывался. В те редкие моменты, когда участники Осенней школы не были заняты лекциями, у желающих была возможность обсудить с лекторами свои исследования и получить советы, а во время кофе-брейков у всех участников была возможность пообщаться в неформальной обстановке. Также в рамках Школы состаялась постерная сессия, где участники могли ознакомиться с исследованиями друг друга, обсудить их и, опять же, получить ценные рекомендации коллег для дальнейшей работы. В последний день Школы лекторы и организаторы обменивались взаимными благодарностями и, немного грустя, что эта Школа заканчивается, выражали надежду, что когда-нибудь подобное мероприятие состоится ещё раз.
Своими впечатлениями делятся сотрудники лаборатории:

Во мне 3-FS вызвало целую бурю впечатлений! Я сходил почти на все занятия (настолько было интересно), но ярче всего, конечно, вспоминаются лекции Барбары Парти. Барбара рассказывала про историю формальной семантики, про её зарождение с разных позиций: что об этом думали философы, что об этом думали лингвисты, что об этом думал Хомский и т. п. И это был не сухой пересказ истории! Это было яркое повествование, нагруженное примерами и анекдотами из жизни, поскольку Барбара лично присутствовала при этих событиях (и сыграла в них большую роль!). Перескажу, насколько помню, один из лучших анекдотов.
На некоторой конференции разразилась дискуссия между логиком Монтегю и лингвистами, две стороны не особо могли друг друга понять. Барбара, как связующий мост двух сторон, вступилась и объяснила, кто что имеет в виду. После конференции Монтегю сказал Барбаре: ты единственный лингвист, с которым не невозможно говорить. Барбара вспоминает это как самое приятное из всего, что ей когда-либо говорил Монтегю. (Все ошибки в пересказе на моей совести.)
Благодаря таким историям какие-то отдалённые и плохо понятные события и фамилии начинают играть новыми красками и возникает новый интерес к работе! Браво!

Михайлов Степан Кириллович
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Стажер-исследователь

 

Пожалуй, самое сильное впечатление, которое у меня осталось от школы — это контраст между уровнем школы (это можно понять даже просто по преподавательскому составу: у нас читали свои лекции такие гуру, как Дэвид Песецкий и Барбара Парти) и уютной атмосферой, которую эта школа создавала. Так, в перерывах между занятиями участники школы увлечённо обсуждали лекционный материал или какие-то внезапно всплывшие новые вопросы, а после занятий почти каждый день "костяк" школы шёл куда-нибудь ужинать вместе, чтобы совсем уж в неформальной атмосфере дообсудить лингвистические проблемы и познакомиться друг с другом уже по-человечески.

Если говорить о собственно учебной стороне школы, то мне больше всего понравились занятия Ясутады Судо по семантике числа. Число как грамматическая категория интересна и сама по себе, но Ясу ещё и блестящий преподаватель, умеющий завлечь публику — поэтому ходить на эти курсы было высшим удовольствием!

Голосов Фёдор Валентинович
Научно-учебная лаборатория по формальным моделям в лингвистике: Стажер-исследователь

Материалы и программу Школы можно найти здесь.