• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Берегите лица!

29 января 2021-го в московском Центре Вознесенского состоялся показ лабораторного спектакля "Берегите ваши лица 2.0". Это рассказ о судьбе легендарного спектакля Юрия Любимова и его театра на стихи Андрея Вознесенского, который 50 лет назад был запрещен цензурой. В основе нового спектакля — варианты пьесы Вознесенского, обнаруженные в архивах, а также стенограмма обсуждения спектакля и переписка советских цензурных ведомств. Инициатор проекта - Лаборатория по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ. В воплощении участвовали студенты НИУ ВШЭ и Центр Вознесенского.

В зале Центра Вознесенского на Большой Ордынке всё не так, как всегда. Кресла зрителей не на своем месте, а на небольшой сцене. Зато пологая лестница, на которой они обычно стоят, превратилась в сценическую площадку. На ступеньках расположились действующие лица современного спектакля – примерно так 50 лет назад выглядела сцена Таганки: художник Энар Стенберг опустил штанкеты, к которым в театре крепятся кулисы и декорации, и получилсянотный стан, а на нём – ноты, знаменитые актеры Таганки. Шел спектакль «Берегите ваши лица» по стихам Андрея Вознесенского, поставленный Юрием Любимовым.

Зрители увидели всего три показа: после тяжелых разбирательств в Управлении по делам культуры, после актов-доносов, писавшихся чиновниками в более высокие ведомства, - в республиканское и союзное министерства культуры, в Ждановский райком и Московский городской комитет партии и даже в ЦК КПСС - спектакль громко, с треском закрыли.

Сегодняшнее действо – не реконструкция той легендарной постановки, а рассказ о ее драматической истории; это спектакль-исследование, основанный на изучении документов, сохранившихся в архивах.

Нашли эти документы сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ, они же написали сценарий, сыграть предложили студентам, а университетский Центр поддержки студенческих инициатив выделил грант. С ребятами начала работать ученица Юрия Любимова, режиссер Дарья Денисенко. В проект поверили и, используя все свои возможности, включились в его реализацию сотрудники Центра Вознесенского, прежде всего куратор театральных программ Юлия Гирба. Теперь кроме актеров-студентов Петра Лобанова, Влада Белова, Павла Михайлова, Ксении Андреевой, Анисии Шивелёвой, Елизаветы Долгалёвой, Ангелины Асатрян, Анны Лапай, Анны Мишаниной, Вероники Дёминой, Татьяны Сардачук в команде появились и профессионалы – Ирина Друзь и Роман Парфёнов-Балановский. А еще саунд-дизайнер Андрей Борисов и художник Мария Сокол. 

Привычного театрального звонка в Центре Вознесенского нет – начало необычного спектакля и обозначено необычно: к немногочисленным зрителям ковидного времени вышла женщина. В руках у нее фонарь, это знаменитый фонарь – именно с ним в последние годы работал Юрий Петрович Любимов.

Елена Смирнова, директор Благотворительного фонда театрального искусства Ю.П.Любимова (она тоже помогала в работе над проектом) поставила фонарь на режиссерский столик, такой же, за каким работал Юрий Любимов, – сегодня за столиком поочередно будут сидеть то режиссер (Влад Белов), то министр (Ирина Друзь). Схватка между Любимовым, его театром и Фурцевой с командой послушных цензоров и обозначит в «Берегите ваши лица 2,0» тот конфликт между художником и государством, который предрешил судьбу спектакля пятидесятилетней давности, но не завершился с его закрытием… 

На сегодняшний вечер фонарь вместе с пожеланием актерам сил и искрометной задорной игры передала Каталин Любимова, супруга Мастера… И действо началось.

Как задумал когда-то автор, Андрей Вознесенский, из тьмы-хаоса рождалась жизнь, и вместе с ней появлялись звуки и краски. Мастер искал Лицо Времени и не хотел верить, что оно остановилось. Хор Безликих сменялся пантомимой льстивых и коварных Языков, а начальственный тон и строгая неприступность демонической Фурцевой – ее же беззастенчиво эротичным пасодоблем, и зрители оказывались свидетелями корриды, где в роли тореро оказался режиссер. 

Реальные, подлинные даты разрешений и сменявших их запретов определили ритм студенческого спектакля. И хотя в финальной сцене в руках актеров не было того огромного зеркала, в котором когда-то зритель Таганки должен был увидеть себя, а увидев, понять, что это именно его театр призывает беречь лицо, зрители, собравшиеся в Центре  Вознесенского, тоже чувствовали: это к ним с надеждой обращены слова поэта:

                    Зрители Москвы 
                    И со всех концов,
                    Вы, Вы и Вы -
                    Времени лицо!

                   Время... Время - колесо
                   Вас не поковеркало
                   Зритель, ты лицо,
                   А мы актеры - зеркало.

Ну а теперь студенческая труппа ждет возможности сыграть спектакль не только в Центре Вознесенского, но и для большой аудитории в НИУ ВШЭ.