Двадцатые и шестидесятые: Булгаков и Окуджава
На прошлой неделе в Москве состоялись две конференции, на которых была представлена работа Проектной лаборатории по изучении творчества Ю. П.Любимова и режиссерского театра НИУ ВШЭ по двум ее направлениям - это «Исследование художественной культуры Оттепели» и Цифровой универсальный комментарий к художественной литературе советского времени. Последний проект - часть мега-проекта Школы филологических наук «Литература и общество: цифровая платформа СОЦИОЛИТ».
Конференция «Диалог с обществом: Булат Окуджава и писатели-шестидесятники. «Святая наука – расслышать друг друга…»
X Международная научная конференция «Диалог с обществом: Булат Окуджава и писатели-шестидесятники. «Святая наука – расслышать друг друга…» была посвящена творческому наследию Булата Окуджавы. Она проходила 19-20 ноября 2022 в культурном центре «Дом Булата на Арбате».
В докладе «Сквозь призму времени» сотрудник лаборатории Татьяна Левченко рассказала о запрещенной рецензии литературного критика Федора Марковича Левина на роман Булата Окуджавы «Бедный Авросимов» (повесть «Глоток свободы») (по материалам архива Ф.М. Левина)». До настоящего времени считалось, что реакция критиков на роман Б. Окуджавы «Бедный Авросимов» (1965 -1968) была вялой и малочисленной. Два основных критических отклика Вл. Бушина и Г. Шторма были напечатаны в октябре 1969 г. в «Литературной газете». Материалы архива Ф.М. Левина (1902 -1972) позволяют говорить о том, что в период 1969 — 1971 гг. – время активного отклика критики на роман, но полемика вокруг него и прежде всего слова поддержки целенаправленно сдерживались. Статья «Сквозь призму времени», написанная и переданная в редакцию газеты «Литературная Россия» в сентябре 1969-го, должна была появится в «Литературной России» в сентябре-октябре 1969 г., но была задержана до выхода рецензий в «Литературной газете». В своей статье Левин не только явно обозначал исторические параллели между событиями, описанными в романе, и недавней историей СССР, но указывал на сходство возникших морально-нравственных проблем в обществе в целом и перед каждым человеком в отдельности. Несмотря на то, что критик добавил в рецензию полемическую реплику, защищающую роман Окуджавы от необоснованных замечаний Вл. Бушина, редакция «Литературной России» решилась опубликовать ее. Однако по стечению обстоятельств дата выхода номера совпала с запретом публикаций о творчестве Окуджавы, и рецензия Левина была изъята из номера газеты от 28.11.1969 г., но и после снятия запрета и выхода романа в виде повести «Глоток свободы» в серии «Пламенные революционеры» рецензия ни в одном печатном издании больше не публиковалась.
Конференция «Михаил Булгаков в потоке российской истории XX–XXI веков»
XIII Международная научная конференция «Михаил Булгаков в потоке российской истории XX–XXI веков» проходила 21 и 22 ноября 2022 года в Музее М.А. Булгакова на Большой Садовой и была посвящена памяти Мариэтты Омаровны Чудаковой.
Проект НИУ ВШЭ был представлен на ней двумя докладами: студентки ОП «Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе», школьным учителем Анной Земцовской и главным экспертом лаборатории Татьяной Левченко. Анна Земцовская говорила о «милиции» и «милиционере» в художественных текстах М. А. Булгакова. Анализируя словоупотребление понятия в таких произведениях, как повести «Собачье сердце» и «Роковые яйца», романе «Мастер и Маргарита», пьесе «Зойкина квартира», докладчик показала, что оно связывается с отрицательными коннотациями и содержит негативную оценку явления, а положительный образ милиционера, созданный С. В. Михалковым в 1935 году в поэтической пенталогии для детей «Дядя Стёпа», сильно контрастирует с образом милиции не только в творчестве М. Булгакова, но и вообще во «взрослой» художественной литературе и мемуарах 1920-х – 1930-х годов.
Доклад Татьяны Левченко "«Кого и как будем омолаживать» — шум времени в повести М. Булгакова «Собачье сердце»" был посвящен мотиву омоложения, важного для повести. Он не раз привлекал внимание ученых и с точки зрения вопроса достоверности медицинских операций по омоложению и знакомства с ними писателя, и фигуры реального прототипа профессора Преображенского, и степени известности этой темы современникам писателя, далеким от медицинских кругов. Анализ деталей повести, дневников писателя, журналов, газет, афиш 1923-1925 гг. позволяет увидеть, насколько точно и объемно в повести передана атмосфера 1920-х годов, когда обсуждение возможностей и методов омоложения, вышло за пределы научно-медицинского сообщества и стало популярной бытовой темой, темой анекдотов, театрально-эстрадных номеров, документальных фильмов.
Левченко Татьяна Викторовна
Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.: Главный эксперт