• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Мещане" Горького и дипломная роль Юрия Любимова

Ко дню рождения Ю. П. Любимова 
В выпускном спектакле по горьковским "Мещанам" (постановка  Анны Орочко и Константина Миронова) Юрий Любимов сыграл роль Пекаря. И неважно, что в списке действующих лиц пьесы такого персонажа нет: об этой своей роли Юрий Петрович вспоминал и неоднократно рассказывал.
Отклики на эту студенческую работу и даже спор о ней можно найти и в прессе.  Сотрудница Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Татьяна Левченко недавно обнаружила любопытную заметку.

Она размещена в журнале «Литературный критик», в рубрике «Ящик Пандоры», где регулярно публиковались пародии и иронические реплики. Заметкапод названием «Последовательная критика» — одно из сохранившихся свидетельств о будущем выпускном спектакле 1939 года. Она подписана псевдонимом Каннитферштан и содержит иронический выпад против статьи Е. Габриловича о спектакле «Мещане» («Известия», № 52. 04.03.1938. С.4). 
Анонимный автор пишет: 
«Е. Габрилович дает в Известиях от 4 марта оценку спектакля театрального училища театра им. Вахтангова. Габрилович считает — и тут с ним можно согласится, — что не следовало училищу для первого показа выбрать "Мещан" Горького — это непосильное бремя для начинающего коллектива, ибо "Мещане" — одна из сложнейших и глубочайших пьес русского театра. Отмечая некоторые достоинства спектакля, автор приходит к выводу –  и тут можно ему поверить, –  что "в целом, однако, “Мещане” не осуществлены". 
Между тем автор анонимной заметки не соглашался с Е. Габриловичем - он писал: «Значит, – неудачный, бледный спектакль? Как же иначе понять слова о том, что следовало "выбрать... нечто более посильное для молодежи, не сошедшей еще со школьной скамьи", что в "целом" задача, стоявшая перед постановщиками, оказалась неосуществленной? 
Не слишком торопитесь, однако, с выводами. Читайте до конца. А в конце вам разъяснят: "Похвалы заслуживают режиссеры спектакля тт. Орочко, Миронов и художественный руководитель училища т. Захава..." 
За что? За необдуманный выбор пьесы, или за неудачную ее постановку?» (Каннитферштан. Последовательная критика // Литературный критик. № 7. 1938. С. 70 – 71). 
Татьяна Левченко предполагает, что автор анонимной заметки – Ю. Юзовский. В качестве одного из доказательств она приводит слова Ф. М. Левина, главного редактора «Литературного критика», который в очерке о Юзовском писал: «Все, что писалось о театре, он читал внимательнейше. <...> C 1936 года в «Литературном критике» стали появляться его статьи о пьесах Горького. Глубоко анализирующие их философское содержание, сшибку персонажей <...> статьи отличались тончайшим разбором характеров, психологии идей героев "Вассы Железновой", "Мещан", "Врагов", "Дачников", "Последних", "Чудаков". Из этих и других работ складывалась его книжка "Драматургия Горького", первое издание которой вышло в свет в 1940 году» (Ф. Левин. Юзовский в моей памяти. Архив Ф. Левина).