• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Открытие Научно-учебной лаборатории по формальным моделям в лингвистике

15 июня 2018 года состоялось открытие Научно-учебной лаборатории по формальным моделям в лингвистике. На первом заседании доцент Школы лингвистики Наталия Анатольевна Слюсарь прочитала доклад о формальных моделях информационной структуры предложения.

Этим термином обычно обозначают выделение в предложении топика (той части, которая содержит уже известную информацию) и фокуса (части предложения, в которой содержится новая информация).

Интерес к исследованию актуального членения еще в первой половине прошлого века проявляли представители Пражской лингвистической школы, а в дальнейшем этой темой занимались многие советские лингвисты. В рамках различных формальных теорий языка (таких как, например, порождающая грамматика или лексико-функциональная грамматика) также были предложены модели информационной структуры.

Изучение информационной структуры предложения на материале русского языка представляет особенный интерес, поскольку в действительности так называемый "свободный" порядок слов в значительной степени обусловлен актуальным членением: обычно тема находится в начале предложения, а рема - в конце; случаи нарушения этой закономерности обозначаются особой интонацией (основное ударение в предложении переносится на новую информацию).

Несмотря на значительные успехи в изучении информационной структуры, достигнутые в рамках как традиционных или функциональных подходов к описанию языка, так и формальных моделей, многие интересные вопросы пока остаются без ответа. Например, о типологии способов выражения актуального членения в языках мира известно немного (хотя уже понятно, что языки ведут себя по-разному: в английском фокус получает главное ударение, в итальянском новая информация выносится в конец предложения, а в русском могут использоваться оба способа).

Эти и другие проблемы и станут предметом исследований, которые будут проводить сотрудники лаборатории.