Партитура для драматической сцены
История партитуры к драматическому спектаклю "Борис Годунов", поставленному в Театре на Таганке в 1982 году, тогда же запрещенному и вышедшему только в 1988-м, необычна. Инициатива ее создания, принадлежала Светлане Сидориной. Не музыкант, по образованию математик, она была многолетней поклонницей этого театра, а потом стала и его сотрудницей. Как говорит она теперь, ей «было интересно, как текст входит в музыку и выходит из музыки». Идею записать партитуру Светлана предложила музыканту-исследователю Дмитрию Покровскому. Собственно говоря, основой музыкальной стихии спектакля как раз и был репертуар Ансамбля народной музыки, которым Покровский руководил. На протяжении всего спектакля артисты ансамбля вместе с актерами-таганцами были на сцене – исполняли фольклорные песни: игровые, хороводные, плачи, причитания. Так был представлен в спектакле народ. Этот образ, новаторски задуманный Пушкиным, немало осложнял постановку трагедии, и вот, благодаря не менее смелому замыслу Юрия Любимова, на сцене Таганки он становился естественным и органичным.
Дмитрий Покровский записал музыку и слова хоров и отдал запись Светлане, а потом в шутку говорил, что она написала оперу. Копию этого документа Светлана Сидорина безвозмездно подарила Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра.
А несколько недель назад в Московской Государственной Консерватории им. П. И. Чайковского была защищена дипломная работа на тему «Музыка в театре Юрия Любимова: спектакль «Борис Годунов». Появилась эта тема после того, как Владислав Тарнопольский, преподаватель Консерватории и научный руководитель Натальи Поддубняк, привел свою студентку в Высшую школу экономики, в Проектную лабораторию по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра НИУ ВШЭ. В диалоге с сотрудниками лаборатории и возникла идея написать об этом ярком музыкальном событии российской культуры.
Конкретно анализируя музыкальную ткань спектакля, Наталья показала, что использованные в «Борисе» оригинальные фольклорные произведения, собранные артистами ансамбля в экспедициях, связали сцены постановки, помогли «воплотить одну из основных идей драмы Пушкина — по-новому осмыслить образ народа». А "использование в качестве музыкальной основы спектакля богатейшего аутентичного фольклорного материала обеспечило ему в сравнении с традиционными постановками пушкинской драмы новое качество стилевого и интонационного единства"; «с помощью системы лейттем, представленных народными песнями разных жанров, а также в процессе их развития и трансформаций вскрываются важные смысловые подтексты произведения, а главные образы получают яркие характеристики – подобно тому, как это бывает в традиционном оперном жанре".Исследовательская часть работы дополнена интервью зав. Проектной лабораторией по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра Евгении Абелюк и музыкальным руководителем Ансамбля Дмитрия Покровского Марии Нефёдовой. Прочитать эту работу можно в онлайн-ахиве лаборатории.
Проектная лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.: Заведующий лабораторией