• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ольга Егошина [1]. Театр из легенды

«Новые известия» [2], 2004 год, 23 апреля

Свой очередной юбилей Театр на Таганке отметит в пятницу [3] премьерой. Новый спектакль называется «Идите и остановите прогресс» [4] по мотивам поэзии ОБЭРИУТов. Режиссер-постановщик — Юрий Любимов.

Театр на Таганке давно существует в пространстве легенды. С того самого дня, как в захудалый московский Театр драмы и комедии вошли молодые актеры во главе со своим руководителем Юрием Петровичем Любимовым и создали небывалый театр — Таганку, ставшую центром русского художественного либерализма. Поместив в фойе театра портреты Брехта [5], Вахтангова [6] и Мейерхольда [7], Юрий Любимов продекларировал свои художественные ориентиры. На русскую сцену возвращалась театральная эстетика 20-х годов: смесь категоричности и дерзости, плакатного шутовства и патетики [8]. К Брехту восходили жесткая предметность, энергичная и яркая назидательность, пользующаяся парадоксами, прямота напора, презрение к сценической иллюзии как цели театра. От Вахтангова — вкус к игре, который давал себя знать даже в самых драматических представлениях Таганки. Мейерхольд соблазнял примером авторской режиссуры, творческого всевластия Мастера.

В программках Таганки периода «бури и натиска» [9] было не принято называть, кто какую роль играет. Актеры перечислялись по алфавиту: Ф. Антипов [10], Н. Губенко [11], А. Демидова [12], В. Золотухин [13], М. Полицеймако [14], З. Славина [15], В. Смехов [16], А. Трофимов [17], Л. Филатов [18], В. Шаповалов [19]. Любимов выработал свой стиль — аскетичный и яростный, находящий энергию в монтажных столкновениях и в рождающихся ассоциациях, политически тенденциозный и художественно вольный.

Партийными и советскими органами театр воспринимался как рупор диссидентства. Каждый новый спектакль доходил до публики после дебатов с начальством. Особенно длительны были сражения из-за «Живого» Бориса Можаева [20] и «Бориса Годунова» Пушкина [21]. Именно в связи с пушкинской трагедией конфликт дошел до разрыва художника с советским государством. В 1980 году находившийся за границей режиссер был лишен гражданства [22]. Несколько лет работал в театрах Европы и Америки. Его возвращение на Родину, как и его отъезд, стали источником драматического разлада в труппе. К 1994 году два зала Таганки были поделены между двумя театрами [23], а когда однажды по рассеянности автор статьи оказался на проходной «Содружества актеров Таганки», его с большим интересом переспросили: «Вы - к Любимову? А кто это?».

Кроме охраны на входе в «Содружество», кто такой Юрий Петрович Любимов, знает вся Москва и весь мир. Единственный оставшийся работающий патриарх, человек, который когда-то «потряс театральный мир» [24]. А сейчас служащий ему, театральному миру, гарантом и опорой. Десять лет после раскола он держит «марку» Таганки, работая с неиссякаемой энергией и неизменным мастерством. На вопрос, как он относится к тому, что его называют «эпохой в русском театре» [25], Юрий Петрович пожал плечами: «По сути, мы - артельщики, мастеровые, которым надо работать всю жизнь, чтобы не потерять форму» [26].

Примечания

[1] Ольга Егошина (род. 1968) – доктор искусствоведения, театральный критик, профессор Школы-студии МХАТ. Подробнее см. https://theaterbiennale.ru/experts/olga-egoshina/ )

[2] Новые известия – ежедневная общественно-политическая газета. Подробнее см. https://www.newizv.ru/

[3] Пятница – 23 апреля 2004 года, 40-летний юбилей Театра на Таганке. В 1946 году бывший до этого в здании на Таганской площади филиал Малого театра переехал, и помещение занял новообразованный Театр драмы и комедии во главе с актером и режиссером Александром Плотниковым (1903–1973). К 1963 году театр потерял свою популярность, Плотников ушел, кресло главного режиссера занял Юрий Любимов. 23 апреля 1964 года состоялась премьера первого спектакля Любимова – «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольда Брехта (см. https://hum.hse.ru/lyubimov/dobry ), с чего и началась история Театра на Таганке. Подробнее см. https://tagankateatr.ru/theater/istoria-teatra

[4] Композиция и режиссура Ю. Любимов

Премьера состоялась 23 апреля 2004 года

Постановка по произведениям А.Введенского, Д.Хармса, Н.Заболоцкого, А.Крученых, Н.Олейникова – поэтов-обэриутов. ОБЭРИУ (объединение реального искусства) –содружество поэтов, образованное в 1927 году. Как они писали в своем манифесте января 1928 года, видели свое значение в освобождении предмета от культурных наслоений, в выражении его сути. Подробнее см. https://arzamas.academy/materials/1492?ysclid=l6hm031ava180427559

[5] Бертольд Брехт (1898–1956) – немецкий драматург, теоретик искусства, создатель теории «эпического театра», включающей разрушение «четвертой стены», участие самого автора в повествовании и общение актера со зрителем. Подробнее о Брехте в Театре на Таганке см. https://arzamas.academy/materials/1492?ysclid=l6hm031ava180427559

[6] Евгений Багратионович Вахтангов (1883–1922) – актер, режиссер и педагог, основатель 3-ей студии МХТ, позже названной Театром имени Евгения Вахтангова. В своей работе следовал идеям единства этического и эстетического в театре, поставил спектакль «Принцесса Турандот», не сходивший со сцены до 2006 года и ставший образцом эстетики вахтанговцев. Ю. Любимов стал частью труппы Театра им. Е. Вахтангова в 1946 году. Подробнее о значении вахтанговской традиции для Любимова см. https://hum.hse.ru/lyubimov/simonov/bobrov?ysclid=l6hokhlwce196407450

[7] Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874–1940) – режиссер, педагог, создатель актерской системы «биомеханика», при которой актер идет от внешнего – физического – к внутреннему – эмоциональному – содержанию роли, стремится к точности движений засчет экономии выразительных средств и концентрации внимания, постоянной готовности тела к исполнению роли. Подробнее о роли Мейерхольда в любимовском театре см. https://hum.hse.ru/lyubimov/litvin/taganka

[8] Именно 1920-е годы стали порой экспериментов и становления советского театра. Это было время новаторства Мейерхольда, создавшего конструктивистский театр, приближенный к народу – вместо декораций конструкции, актеры без грима; фантастического реализма Вахтангова, проникающего в сущность вещей сквозь условность – непременную часть театра. Подробнее см. https://art24.info/articles/14?ysclid=l6htqnzejk985653361

[9] «Буря и натиск» – немецкое предромантическое литературное движение 1767–1785 гг., противопоставляющее себя культу разума классицизма и провозглашающее свободу от правил творчества, эмоциональность и индивидуализм. Его участниками были И. В. Гете, И. Г. Гердер, И. Г. Гаман и др. Здесь используется как метафора экспериментаторских первых лет существования и формирования эстетики Театра на Таганке

[10] Феликс Николаевич Антипов (1942–2016) – актер Театра на Таганке с 1968 года. Подробнее см. https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/6589/bio/

[11] Николай Николаевич Губенко (1941–2020) – в 1960-х и 1980-х актер Театра на Таганке. С 1987–1991 гг. главный режиссер Театра на Таганке. В 1993 году произошел раскол Театра, Губенко возглавил отделившееся «Содружество актеров Таганки». Подробнее см. https://hum.hse.ru/lyubimov/gubenko

[12] Алла Сергеевна Демидова (род. 1936) – одна из ведущих актрис Театра на Таганке, стала частью труппы с первой постановки в 1964 году. Подробнее см. https://hum.hse.ru/lyubimov/demidova_alla

[13] Валерий Сергеевич Золотухин (1941–2013) – актер Театра на Таганке, в 2011–2013 гг. художественный руководитель Театра на Таганке. Подробнее см. https://hum.hse.ru/lyubimov/zolotuhin/sharunov

[14] Марина Витальевна Полицеймако (род. 1938) – актриса Театра на Таганке с 1965 года. Подробнее см. https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/ros/6418/bio/?ysclid=l6hw489yi5583018754

[15] Зинаида Анатольевна Славина (1940–2019) – ведущая актриса Театра на Таганке с 1964 года, в 1993 году перешла в «Содружество актеров Таганки». Подробнее см. https://hum.hse.ru/lyubimov/mihaleva/slavina

[16] Вениамин Борисович Смехов (род. 1940) – актер Театра на Таганке в 1962–1985 гг. и 1987–1998 гг., режиссер, литератор. Подробнее см. https://hum.hse.ru/lyubimov/shvydkoi/smekhov

[17] Александр Алексеевич Трофимов (род. 1952) – актер Театра на Таганке с 1974 года. Подробнее см. http://www.strast10.ru/node/2161

[18] Леонид Алексеевич Филатов (1946–2003) – актер, стал частью труппы Театра на Таганке сразу после окончания актерского факультета Щукинского училища в 1969 году, режиссер, поэт: самое известное произведение – сказка для театра «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Подробнее см. https://hum.hse.ru/lyubimov/filatov_leonid

[19] Виталий Владимирович Шаповалов (1939–2017) – актер Театра на Таганке в 1968–1985 гг. и в 1987–2009 гг. Подробнее см. https://hum.hse.ru/lyubimov/mihaleva/shapovalov

[20] Инсценировка: Борис Можаев, Юрий Любимов

Постановка и режиссура: Юрий Любимов

Постановка по мотивам повести Бориса Можаева (1923-1996) «Из жизни Федора Кузькина» (1964–1965) о противостоянии крестьянина Федора Кузькина и колхозного начальства.

Спектакль был создан в 1968 году, после третьего просмотра с представителями колхозов, ошибочно приглашенными Министерством культуры для критики, но по итогу хвалившими постановку, был запрещен с формулировкой для режиссера «еще подумать». Премьера состоялась лишь в 1989 году. Подробнее см. https://hum.hse.ru/lyubimov/zhivoy_novoe_vremya?__t=3655701&_r=168671522464217.99389&__r=OK

[21] Постановка и режиссура: Юрий Любимов

Репетиции спектакля начались в 1981 году и продлились до конца 1982 года. На этапе второго прогона 10 декабря были слухи о запрете постановки, предполагаемо, из-за политического подтекста. После решающего, четвертого, прогона 26 декабря 1982 года перед представителями Министерства культуры СССР и РСФСР спектакль был запрещен, премьера «Бориса Годунова» состоялась только после возвращения Любимова 12 июня 1988 года. Подробнее о создании «Бориса Годунова» см. https://hum.hse.ru/lyubimov/godunov

[22] Здесь ошибка. Ю. Любимов был лишен советского гражданства в июле 1984 года

[23] У Н. Губенко и Ю. Любимова возникли разногласия по поводу будущего Театра на Таганке. Любимов появлялся в театре наездами, между постановками за границей, что вносило хаос в управление Таганкой, отрицательно высказывался по поводу советской власти, в то время как Губенко в 1989 году стал ее частью – министром культуры. Точка была поставлена, когда Любимов решил приватизировать театр, избавившись от большей части труппы, и Губенко обратился к мэру, после чего состоялось собрание труппы, и в 1993 году произошел раскол Театра, Н. Губенко стал руководителем отделившегося «Содружества актеров Таганки». Подробнее см. в книге Ф. И. Раззакова «Скандалы советской эпохи» https://history.wikireading.ru/72436?ysclid=l6hyp2jq2y723036402

[24] Отсылка к спектаклю по мотивам книги американского журналиста Джона Рида (1887–1920) «Десять дней, которые потрясли мир» (1920) о революции 1917 года:

Народное представление в 2-х частях с пантомимой, цирком буффонадой и стрельбой

Постановка и режиссура — Ю. Любимов

Тексты песен: Б. Брехт, А. Блок, Ф. Тютчев, Д. Самойлов, Н. Мальцева, В. Высоцкий

Премьера состоялась 2 апреля 1965 года. Подробнее см. https://hum.hse.ru/lyubimov/10dney/predstavlenie

[25] Цитата неточная.Из интервью журналисту и поэтессе Ольге Кучкиной (род. 1936) 1997 года: «Юрий Петрович, вы сознаете, что, вместе, может, еще с двумя-тремя именами, составили эпоху советского театра?» (см. https://hum.hse.ru/lyubimov/kuchkina/interview )

[26] Цитата неточная.Из интервью Ольге Егошиной 30 мая 1998 года: «А есть у меня сейчас желание: создать экспериментальные мастерские, в которые бы могли приходить молодые артисты, режиссеры, художники, драматурги, и их направлять в одно русло, чтобы мы могли потом выработать какие-то методы, приемы, тренинги, голосовые, пластические, музыкальные - для синтетического, всеобъемлющего развития театрального искусства. Мне нравится само слово «мастерские», ибо, по сути, мы кто - артельщики, мастеровые, которым надо работать всю жизнь, чтобы не потерять форму, и, если нашел свои приемы, передать секреты многолетнего опыта» (см. Смелянский А., Егошина О. Режиссерский театр. От Б до Ю. Разговоры под занавес века. Вып. 1. М.: Московский Художественный театр, 1999. С. 183).

Комментарий Станиславы Кокеткиной, студентки ОП «Филология» НИУ ВШЭ (руководитель Т.В. Левченко, Проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX - XXI вв)

 


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.