
Поэтический театр вырос из поэтического бума: новые проекты лаборатории Ю.П.Любимова
С середины февраля 2020 года в Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова (НИУ ВШЭ) стартует два новых, связанных между собой, проекта для студентов: "Поэтический бум 1960-х (Культурная история Оттепели в свидетельствах очевидцев)" (рук. Е.С. Абелюк) и «Маяковка» (рук. Т.В. Левченко). Из названия первого очевидно: он нацелен на изучение и сохранение свидетельств о поэтическом буме времен Оттепели. В самом деле до сих пор целенаправленно поэтический бум не рассматривался, более того, не до конца понятно, что стоит за отложившимся в коллективной памяти представлением о восторженных стадионах, слушающих поэтов. Последствия мощной волны увлечения стихами тоже не изучены подробно. Сохранение свидетельств об этом культурном феномене эпохи Оттепели - вот задача этого проекта. Второй проект позволит студентом, изучая исторический и художественный контекст конца 1950-х – начала 1960-х годов, а также уже собранные свидетельства очевидцев поэтических чтений у памятника Владимиру Маяковскому, подготовить публичную читку поэтического спектакля. Он так и будет называться: "Маяковка". Помогать в осуществлении этих проектов студентам будут не только их непосредственные руководители, сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв, но и московские филологи и историки, уже начавшие работу по изучению феномена поэтического бума шестидесятых. Это Г. Кузовкин; Е. Вежлян, Д. Ермольцев, М. Щукина.

Студенты Высшей школы экономики о спектакле-юбиляре - "Добром человеке из Сезуана"
Проект “Театрализованная лекция”, который затеяла Проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ, от участвующих в нем студентов требует многого. Посвящен он рассказу о легендарном спектакле Театра на Таганке “Берегите ваши лица” по стихам А.Вознесенского.
Чтобы реконструировать фрагменты спектакля и рассказать о нем, необходимо глубокое погружение – в лирику Вознесенского, в эпоху 60-х, в творчество Ю.П.Любимова и его театра в целом.
Лекции о театре, анализ стихов, их чтение с историко-культурным комментарием, занятия движением и речью, постановка собственных этюдов, вдумчивое и внятное художественное чтение, причем такое, чтобы галерка услышала, а зал в Басманном корпусе Высшей школы экономики немалый… И это всё еще до распределения ролей.
Но важен и зрительский опыт – и Фонд развития театрального искусства Ю.П.Любимова, серьезно поддержавший этот проект, подарил студентам билеты на “Доброго человека из Сезуана” – знаменитый спектакль, с которого и начиналась Таганка.
Сегодняшний “Добрый” – юбиляр, ему 55 лет. Восемь лет спекталь не поддерживается Любимовым – с того момента, как режиссер ушел из своего театра, прошло уже столько времени. За такой срок спектакли старятся и разваливаются, но вот что написали ребята о своих впечатлениях. Читая их, вы почувствуете, как многое изменилось. Даже язык, на котором разговаривают современные студенты, иной: “персонажи и персонажки”, - пишут они. Естественно, что они и от театра ждут совсем не того, чего ждали их сверстники в 1960-е и 70-е годы. Чаще актерская игра им нравится, но иногда – нет. В оценке каких-то деталей их отзывы могут совпадать, а могут и расходиться – например, по-разному оценивают они исполнение зонга на стихи Марины Цветаевой. О спектакле же в целом почти все они пишут как о живом и важном для себя. Поэтика и содержание театра Любимова волнуют как прежде.
Евгения Абелюк
Юбилей любимовской Таганки студентки Высшей школы экономики празднуют по-любимовски
Праздновать юбилей театра по-любимовски можно только работая. Юрий Петрович Любимов работал всегда; он и во время отпуска работал: например, писал сценарные литературные композиции для своих будущих спектаклей. Праздник же 23 апреля 2019 года - большой: любимовскому Театру на Таганке исполнилось 55 лет. В этот день в Басманном корпусе НИУ ВШЭ прошла очередная четырехчасовая репетиция - студенты разных факультетов Высшей школы экономики "разминали" поэтическую композицию спектакля "Берегите ваши лица", когда-то запрещенного советской цензурой. Проект "Театрализованная лекция", который готовят сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. при поддержке Фонда Ю.П.Любимова, продолжается.
Новый и необычный проект лаборатории Любимова
"Театрализованная лекция" - в нынешнем учебном году это уже пятый по счету проект, открытый сотрудниками лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. на Ярмарке проектов НИУ ВШЭ. Проект собрал более 70 студентов разных факультетов Высшей школы экономики. Самым настойчивым из них, самым увлеченным предстоит показать широкой публике необычное лекционно-театральное действо. Оно будет посвящено событию, о котором многие слышали, но которое почти никто не видел: после трех показов спектакль "Берегите ваши лица" по стихам А. Вознесенского был запрещен принимающими комиссиями и стал легендарным.
Благодарим студентов!
Студенты образовательной программы "Филология" в прошедшем учебном году участвовали в самых разнообразных проектах. Только Проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. вела четыре проекта. Более 50 студентов-филологов, а также студенты других образовательных программ НИУ ВШЭ участвовали в них. В результате к публикации подготовлено значительное число интересных документов.

Подарок студентам
Благотворительный Фонд развития театрального искусства Ю.П.Любимова подарил студентам "Высшей школы экономики" 24 стилизованных макета спектаклей Юрия Любимова, поставленных режиссером после возвращения из вынужденной эмиграции. Идея и эскизы Алексея Трегубова.
Алексей Бартошевич о Шекспире в театре XX века
Лекция Алексея Бартошевича о театральных прочтениях великого английского драматурга в "Мастерской Фоменко" стала событием московской культурной жизни. Побывавшие на лекции студенты Школы филологии, участники проекта Архив театра, услышали о "Макбете" Тревора Нанна с Иэном Маккелленом и Джуди Денч (1976), о "Короле Лире" Питера Брука (1962) с Полом Скофилдом, о шекспировских ролях Джона Гилгуда, о том, как англичане открыли для себя "Хроники" Шекспира и как их ставили Питер Холл (1963) и Георгий Товстоногов (1969), о том, как повлиял на русский театр "Гамлет" Брука, который он привез в СССР в 1955-м, и конечно, о постановках Шекспира на русской сцене.
О том, как Юрий Любимов читал поэму Тонино Гуэрры
Проектная лаборатория по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. смонтировала документальную ленту о том, как Юрий Любимов читал поэму Тонино Гуэрры "Мёд" и репетировал спектакль по ней.

Посвящаем юбилею Владимира Высоцкого
Владимир Новиков, доктор филологических наук, профессор кафедры литературно-художественной критики и публицистики факультета журналистики МГУ встретился со студентами, работающими в семинаре "Язык драмы" (рук. Елена Пенская и Ольга Купцова) и участниками проекта "Архив театра" Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв.