Об обучении в Аспирантской школе по философским наукам из первых уст: интервью Даниила Лаврищева
— Как проходил Ваш процесс поступления в Аспирантуру?
Процесс поступления в Аспирантуру был очень приятным и простым. Отчасти потому, что я к тому моменту уже 6 лет учился в Вышке и был готов к вступительным экзаменам на психологическом уровне. Конечно, помогло и то, что я заранее обсудил с будущей научной руководительницей замысел диссертации и тему работы. У абитуриентов, которые приходят к нам в Аспирантуру из других вузов, часто возникают проблемы с поиском научного руководителя. Отчасти это связано с тем, что сотрудники могут не отвечать несколько недель; иногда проблема в недостатке информации об их научных интересах; а порой — в том, что абитуриенты начинают заниматься вопросами поступления в последний момент. Поэтому поступающим в первую очередь нужно решить вопрос с будущим научным руководителем — и сделать это как можно раньше.
— Чему посвящена Ваша диссертация?
Я работаю в рамках современной аналитической теории познания в области эпистемологии добродетелей. Более предметно моё исследование посвящено тому, как сегодня трансформируется представление о скептицизме и как его можно концептуализировать в качестве продуктивной черты интеллектуального характера. Если говорить проще, я нахожу парадоксальной ситуацию, когда философы-аналитики в своих работах повторяют: «Скептицизм — это проблема, он только мешает», хотя на деле им чаще мешает недостаток скептического отношения к собственной философской экспертизе. После трёх лет изучения феномена агностицизма я пришёл к выводу, что скептицизм необходимо вывести из маргинального положения, в котором он находится в современной аналитической эпистемологии.
— Расскажите о Ваших достижениях за время обучения в Аспирантуре.
Что считать достижением? Если говорить о публикациях и конференциях, то моя деятельность сосредоточена преимущественно на организации и участии в научных мероприятиях. Недавно мы с коллегами провели круглый стол памяти Элвина Голдмана в Саратове. Ранее, в Институте истории естествознания и техники, где я параллельно работаю, я исполнял обязанности секретаря секции по науковедению. Основные планы на ближайшее время намечены на осень: предстоит организация конференции по фолк-эпистемологии (я выступаю соорганизатором), участие в крупной конференции РОИФН, скорая публикация моей статьи с обзором скептических позиций. Кроме того, в рамках работы в Институте я занимаюсь исследованием музеев науки и техники. Этой весной я выступал с докладом на эту тему — считаю его одним из наиболее удачных в своей профессиональной деятельности.
— Как устроен Ваш учебный план? Какие дисциплины Вы бы выделили?
Учебный план первого года предельно простой — всего два курса. Первый из них посвящён критике замыслов диссертаций и оттачиванию нюансов исследовательской работы. Это чрезвычайно полезный опыт коллективного критического разбора, хотя порой и непростой: в конце концов, не все чужие работы могут быть одинаково интересны, и это, на мой взгляд, совершенно нормально. Второй курс — по методам исследования — оказался гораздо живее и увлекательнее, поскольку был связан с темами диссертаций более опосредованно. Благодаря такому формату мы, что называется, «развлекались как могли» — разумеется, в строго академическом смысле — активно дискутируя и обсуждая материал. Что ждёт впереди — пока остаётся загадкой, но преподавательский состав внушает оптимизм.
Что ждёт впереди — пока остаётся загадкой, но преподавательский состав внушает оптимизм.
— Почему стоит выбрать Аспирантуру ВШЭ? Что бы Вы посоветовали тем, кто только поступает?
Отвечая на первый вопрос, отмечу, что в Вышке — как и в других ведущих учебных заведениях — работают специалисты с уникальной квалификацией. Поэтому Аспирантскую школу по философским наукам действительно стоит рассматривать, если среди преподавателей есть эксперты в тематике ваших научных интересов. Как правило, это исследователи высокого уровня с серьёзным академическим опытом. Что касается второго вопроса, то ключевой момент, как я уже упоминал, — это установление контакта с будущим научным руководителем. Это критически важно как для успешного поступления, так и для дальнейшей продуктивной работы над диссертацией.