Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4
Телефон: +7 495 772-95-90 *22161
Email: fgn@hse.ru
Адрес для корреспонденции:
101000, Москва, ул. Мясницкая 20
Редактор сайта факультета - Гори Лиана Тенгизовна
В работе рассматриваются основные понятия лингвистической прагматики: пресуппозиции и импликатуры. Подробно обсуждаются наиболее важные фор- мальные и экспериментальные исследования. Каждая глава снабжена вопросами и заданиями. Книга предназначена прежде всего для студентов-лингвистов, но также будет интересна философам, психологам и всем, кто интересуется устройством и функ-ционированием естественного языка.
«Записи об изучении духов» — сборник, принадлежащий известному китайскому литератору и каллиграфу Сюй Сюаню (917–992). В настоящее издание вошли первый полный комментированный перевод этого сборника на европейский язык, а также исследование истории сборника и его состава. Рассмотрены сюжетный и мотивный фонд собрания; изучены религиозные и мифологические элементы, в которых нашёл отражение интерес автора к сверхъестественным (демоническим) сущностям и явлениям. Издание предназначено для историков литературы и религии, а также для широкого круга читателей.
В новой книге из серии «Новые источники по истории России. Rossica Inedita» публикуются «Сибирские заметки» Ипполита Канарского, представляющие собой написанные в жанре литературного сочинения эпохи сентиментализма воспоминания автора о его службе в Иркутской губернии в 1811–1813 гг. Воспоминания содержат как ценные черты чиновничьего быта, так и описания этнографического характера. В них реальные события в биографии автора — чиновника средней руки, близкого к масонским кругам, — соседствуют с вымышленными, что придает «Сибирским заметкам» характер литературной мистификации.
Книга адресована историкам и культурологам, а также широкому кругу читателей.
Пятнадцатый заключительный выпуск альманаха посвящен двум, связанным друг с другом темам. В первом его разделе «Про уродов и людей» речь идет о физи- ческой инаковости, в действительности присущей некоторым персонажам прошло- го или же лишь воображаемой, т.е. осмысляемой как ущербность нравственная и существующей в представлении того или иного автора, для которого «Другой» не только является страшным, но и визуализируется подобным образом. Статьи вто- рого раздела «(Не)осознанная ошибка» повествуют о недоразумениях, с которыми историк сталкивается в своей работе буквально на каждом шагу. Сюда относятся и историографические мифы, и неправильно понятые фразы и даже отдельные слова источника, и нелепые, с точки зрения «каноничности», изображения. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что исследования первого и второго разделов номера имеют много общего. Ошибка при прочтении ведет порой к возникновению устойчивого иконографического образа (причем сугубо негативного), и наоборот – определенные черты внешности «считываются» автором, а затем «вписываются» им в текст источника. Третий раздел выпуска «Молодо – зелено?» не связан тематически с первыми двумя, однако его ценность заключается в ином. Завершая издание «Казуса», его редколлегия решила дать слово тем, кто, возможно, придет на смену нынешнему поколению исследователей – вчерашним и сегодняшним студентам, разделяющим интерес к микроистории. О ней речь пойдет и в последнем, теоретическом разде- ле, авторы которого предлагают «вернуться по следам» российской микроистории, вспомнить некоторые ключевые моменты ее формирования, во многом связанные с альманахом «Казус», а также наметить возможные пути ее развития. Для историков, культурологов, литературоведов и широкого круга читателей.Пятнадцатый заключительный выпуск альманаха посвящен двум, связанным друг с другом темам. В первом его разделе «Про уродов и людей» речь идет о физи- ческой инаковости, в действительности присущей некоторым персонажам прошло- го или же лишь воображаемой, т.е. осмысляемой как ущербность нравственная и существующей в представлении того или иного автора, для которого «Другой» не только является страшным, но и визуализируется подобным образом. Статьи вто- рого раздела «(Не)осознанная ошибка» повествуют о недоразумениях, с которыми историк сталкивается в своей работе буквально на каждом шагу. Сюда относятся и историографические мифы, и неправильно понятые фразы и даже отдельные слова источника, и нелепые, с точки зрения «каноничности», изображения. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что исследования первого и второго разделов номера имеют много общего. Ошибка при прочтении ведет порой к возникновению устойчивого иконографического образа (причем сугубо негативного), и наоборот – определенные черты внешности «считываются» автором, а затем «вписываются» им в текст источника. Третий раздел выпуска «Молодо – зелено?» не связан тематически с первыми двумя, однако его ценность заключается в ином. Завершая издание «Казуса», его редколлегия решила дать слово тем, кто, возможно, придет на смену нынешнему поколению исследователей – вчерашним и сегодняшним студентам, разделяющим интерес к микроистории. О ней речь пойдет и в последнем, теоретическом разде- ле, авторы которого предлагают «вернуться по следам» российской микроистории, вспомнить некоторые ключевые моменты ее формирования, во многом связанные с альманахом «Казус», а также наметить возможные пути ее развития. Для историков, культурологов, литературоведов и широкого круга читателей.Пятнадцатый заключительный выпуск альманаха посвящен двум, связанным друг с другом темам. В первом его разделе «Про уродов и людей» речь идет о физи- ческой инаковости, в действительности присущей некоторым персонажам прошло- го или же лишь воображаемой, т.е. осмысляемой как ущербность нравственная и существующей в представлении того или иного автора, для которого «Другой» не только является страшным, но и визуализируется подобным образом. Статьи вто- рого раздела «(Не)осознанная ошибка» повествуют о недоразумениях, с которыми историк сталкивается в своей работе буквально на каждом шагу. Сюда относятся и историографические мифы, и неправильно понятые фразы и даже отдельные слова источника, и нелепые, с точки зрения «каноничности», изображения. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что исследования первого и второго разделов номера имеют много общего. Ошибка при прочтении ведет порой к возникновению устойчивого иконографического образа (причем сугубо негативного), и наоборот – определенные черты внешности «считываются» автором, а затем «вписываются» им в текст источника. Третий раздел выпуска «Молодо – зелено?» не связан тематически с первыми двумя, однако его ценность заключается в ином. Завершая издание «Казуса», его редколлегия решила дать слово тем, кто, возможно, придет на смену нынешнему поколению исследователей – вчерашним и сегодняшним студентам, разделяющим интерес к микроистории. О ней речь пойдет и в последнем, теоретическом разде- ле, авторы которого предлагают «вернуться по следам» российской микроистории, вспомнить некоторые ключевые моменты ее формирования, во многом связанные с альманахом «Казус», а также наметить возможные пути ее развития. Для историков, культурологов, литературоведов и широкого круга читателей.Пятнадцатый заключительный выпуск альманаха посвящен двум, связанным друг с другом темам. В первом его разделе «Про уродов и людей» речь идет о физи- ческой инаковости, в действительности присущей некоторым персонажам прошло- го или же лишь воображаемой, т.е. осмысляемой как ущербность нравственная и существующей в представлении того или иного автора, для которого «Другой» не только является страшным, но и визуализируется подобным образом. Статьи вто- рого раздела «(Не)осознанная ошибка» повествуют о недоразумениях, с которыми историк сталкивается в своей работе буквально на каждом шагу. Сюда относятся и историографические мифы, и неправильно понятые фразы и даже отдельные слова источника, и нелепые, с точки зрения «каноничности», изображения. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что исследования первого и второго разделов номера имеют много общего. Ошибка при прочтении ведет порой к возникновению устойчивого иконографического образа (причем сугубо негативного), и наоборот – определенные черты внешности «считываются» автором, а затем «вписываются» им в текст источника. Третий раздел выпуска «Молодо – зелено?» не связан тематически с первыми двумя, однако его ценность заключается в ином. Завершая издание «Казуса», его редколлегия решила дать слово тем, кто, возможно, придет на смену нынешнему поколению исследователей – вчерашним и сегодняшним студентам, разделяющим интерес к микроистории. О ней речь пойдет и в последнем, теоретическом разде- ле, авторы которого предлагают «вернуться по следам» российской микроистории, вспомнить некоторые ключевые моменты ее формирования, во многом связанные с альманахом «Казус», а также наметить возможные пути ее развития. Для историков, культурологов, литературоведов и широкого круга читателей.Пятнадцатый заключительный выпуск альманаха посвящен двум, связанным друг с другом темам. В первом его разделе «Про уродов и людей» речь идет о физи- ческой инаковости, в действительности присущей некоторым персонажам прошло- го или же лишь воображаемой, т.е. осмысляемой как ущербность нравственная и существующей в представлении того или иного автора, для которого «Другой» не только является страшным, но и визуализируется подобным образом. Статьи вто- рого раздела «(Не)осознанная ошибка» повествуют о недоразумениях, с которыми историк сталкивается в своей работе буквально на каждом шагу. Сюда относятся и историографические мифы, и неправильно понятые фразы и даже отдельные слова источника, и нелепые, с точки зрения «каноничности», изображения. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что исследования первого и второго разделов номера имеют много общего. Ошибка при прочтении ведет порой к возникновению устойчивого иконографического образа (причем сугубо негативного), и наоборот – определенные черты внешности «считываются» автором, а затем «вписываются» им в текст источника. Третий раздел выпуска «Молодо – зелено?» не связан тематически с первыми двумя, однако его ценность заключается в ином. Завершая издание «Казуса», его редколлегия решила дать слово тем, кто, возможно, придет на смену нынешнему поколению исследователей – вчерашним и сегодняшним студентам, разделяющим интерес к микроистории. О ней речь пойдет и в последнем, теоретическом разде- ле, авторы которого предлагают «вернуться по следам» российской микроистории, вспомнить некоторые ключевые моменты ее формирования, во многом связанные с альманахом «Казус», а также наметить возможные пути ее развития. Для историков, культурологов, литературоведов и широкого круга читателей.Пятнадцатый заключительный выпуск альманаха посвящен двум, связанным друг с другом темам. В первом его разделе «Про уродов и людей» речь идет о физи- ческой инаковости, в действительности присущей некоторым персонажам прошло- го или же лишь воображаемой, т.е. осмысляемой как ущербность нравственная и существующей в представлении того или иного автора, для которого «Другой» не только является страшным, но и визуализируется подобным образом. Статьи вто- рого раздела «(Не)осознанная ошибка» повествуют о недоразумениях, с которыми историк сталкивается в своей работе буквально на каждом шагу. Сюда относятся и историографические мифы, и неправильно понятые фразы и даже отдельные слова источника, и нелепые, с точки зрения «каноничности», изображения. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что исследования первого и второго разделов номера имеют много общего. Ошибка при прочтении ведет порой к возникновению устойчивого иконографического образа (причем сугубо негативного), и наоборот – определенные черты внешности «считываются» автором, а затем «вписываются» им в текст источника. Третий раздел выпуска «Молодо – зелено?» не связан тематически с первыми двумя, однако его ценность заключается в ином. Завершая издание «Казуса», его редколлегия решила дать слово тем, кто, возможно, придет на смену нынешнему поколению исследователей – вчерашним и сегодняшним студентам, разделяющим интерес к микроистории. О ней речь пойдет и в последнем, теоретическом разде- ле, авторы которого предлагают «вернуться по следам» российской микроистории, вспомнить некоторые ключевые моменты ее формирования, во многом связанные с альманахом «Казус», а также наметить возможные пути ее развития. Для историков, культурологов, литературоведов и широкого круга читателей.Пятнадцатый заключительный выпуск альманаха посвящен двум, связанным друг с другом темам. В первом его разделе «Про уродов и людей» речь идет о физи- ческой инаковости, в действительности присущей некоторым персонажам прошло- го или же лишь воображаемой, т.е. осмысляемой как ущербность нравственная и существующей в представлении того или иного автора, для которого «Другой» не только является страшным, но и визуализируется подобным образом. Статьи вто- рого раздела «(Не)осознанная ошибка» повествуют о недоразумениях, с которыми историк сталкивается в своей работе буквально на каждом шагу. Сюда относятся и историографические мифы, и неправильно понятые фразы и даже отдельные слова источника, и нелепые, с точки зрения «каноничности», изображения. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что исследования первого и второго разделов номера имеют много общего. Ошибка при прочтении ведет порой к возникновению устойчивого иконографического образа (причем сугубо негативного), и наоборот – определенные черты внешности «считываются» автором, а затем «вписываются» им в текст источника. Третий раздел выпуска «Молодо – зелено?» не связан тематически с первыми двумя, однако его ценность заключается в ином. Завершая издание «Казуса», его редколлегия решила дать слово тем, кто, возможно, придет на смену нынешнему поколению исследователей – вчерашним и сегодняшним студентам, разделяющим интерес к микроистории. О ней речь пойдет и в последнем, теоретическом разде- ле, авторы которого предлагают «вернуться по следам» российской микроистории, вспомнить некоторые ключевые моменты ее формирования, во многом связанные с альманахом «Казус», а также наметить возможные пути ее развития. Для историков, культурологов, литературоведов и широкого круга читателей.
Монография посвящена мифологическим мотивам творчества Н. В. Гоголя, отличающим его от простого художественного вымысла и делающим творения писателя не аллегорическим изображением реальности, но автономной реальностью мифотворчества. Методологической базой исследования выступает классика философии мифологии – основополагающие труды Ф.В.Й. Шеллинга, Э. Кассирера, А.Ф. Лосева и др. В работе отстаивается «тавтегорическое» (по Шеллингу) толкование гоголевского мифотворчества, противостоящее всем попыткам найти в нем реалиста и сатирика; подробно разбираются проблемы кажимости, скульптурности, судьбы, смеха, апофатизма в произведениях Гоголя. Особое внимание уделяется ключевому для мифотворчества мотиву детскости: мир Гоголя понимается как мир, увиденный детскими глазами. В работе также предпринята попытка связать творения Гоголя с древней философией (на примере Гераклита и Платона), еще не размежевавшейся с мифом и черпающей в нем свое вдохновение: тем самым можно показать, что особенности Гоголя не странности и причуды его гения, а конститутивные черты мощного пласта духовной культуры целых народов – мифологии.
Семён Франк, Лев Карсавин и евразийцы. М. : Модест Колеров, 2020. (Исследования по истории русской мысли. Т. 24.) 304 с.
Книга посвящена истории японской поэзии вака (японские песни). Исследование строится вокруг официальных антологий «по императорскому указу», которые собирались с начала X в. до середины XV в. В истории поэзии осталась 21 такая антология. Основными вопросами, которые рассматриваются в исследовании, являются: многообразие форм японских стихотворений, объединенных понятием вака; состав императорских антологий; проведение поэтических мероприятий – собраний и турниров; сочинение стихотворений «на тему»; правила записи стихотворений поэтами на поэтических собраниях; «авторское право» в японской средневековой поэзии, список «слов, имеющих хозяина». О поэзии говорят сами японские поэты, авторы текстов карон («о поэзии»): Ки-но Цураюки, Фудзивара-но Кинто, Минамото-но Тосиёри, Фудзивара-но Киёсукэ, Фудзивара-но Сюндзэй, Камо-но Тёмэй, Фудзивара-но Тэйка, Фудзивара-но Тамэиэ, Сётэцу. В книге даны переводы нескольких поэтических сборников и циклов, не переводившихся ранее на русский язык.
Какое значение для становления норм научной критики имеет жанр рецензии? Насколько «зависим» текст рецензии, и как рецензии влияют на оформление новых исследовательских направлений и переопределение субдисциплинарных границ? Воздействуют ли на практики рецензирования внешние, внеакадемические факторы? Какое место занимают рецензии в структуре научной коммуникации, и как рецензирование встраивается в образовательный процесс? Наконец, как написать рецензию, и как пишут рецензии классики? К размышлению над этими и многими другими вопросами приглашает читателя наша книга.
В своей новой книге Владимир Кантор, писатель, доктор философских наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», заведующий Международной лабораторией русско-европейского интеллектуального диалога, рассматривает одну из важнейших философских проблем русской мысли, проблему, пользуясь словом Пушкина, «самостоянья человека». Как полагал Чернышевский, от робеющего в «приказной избе» человека нельзя ожидать и духовной независимости. Русская философия, выраставшая из стихии общинности, где человек был очень ограничен в своих правах и возможностях – хозяйственных, экономических и политических, – искала основы для самостоянья. Общинность порождала, с одной стороны, произвол власти, с другой – бесовщину радикальных кружков, будивших произвол пугачевщины. Самое страшное случилось, хаос безумия победил разум. Наступил ХХ век, эпоха магическая, эпоха языческого иррационализма, безграничных диктатур, когда идея подменялась словом-заклятием, которое давало власть над вошедшими в историю массами.Как писал Г.П. Федотов, возвращение в мир свободы возможно только при возвращении разуму его водительского положения в составе духовной природы. Образ, привычный древности: разум – возница, управляющий колесницей страстей. Строго говоря, тезис В.С. Соловьева о том, что христианство есть торжество разума в мире, стал кредо русской мысли, боровшейся за самостоянье человека. Тема разума в русской культуре и есть проблема предлагаемой читателю книги. Автор подготовил эту книгу к своему юбилею, полагая, что 75 лет – это важная дата. В приложении он публикует несколько статей российских исследователей о своей научной работе, печатавшихся в периодике.
Настоящая книга, написанная в соавторстве двумя отечественными историками, П. Ю. Уваровым и А. Л. Рябининым, посвящена истории Китая в V—XV вв., от эпохи Лючао до конца правления династии Мин. Наряду с изложением событийной военно-политической истории Поднебесной, в книге кратко представлены и другие аспекты развития китайской цивилизации: ремесло и торговля, наука и техника, культура и искусство, религия и философия. Кроме того, каждая глава истории Китая сопровождается вставками с кратким обзором состояния дел Ойкумены в данный период, что позволяет синхронизировать историю Поднебесной с историей других регионов.
Учебное пособие содержит варианты заданий из демоверсий вступительных испытаний 2020 года с разобранными решениями, тренировочные задания и рекомендации. Данные издания помогут ознакомиться с форматами вступительных испытаний и самостоятельно подготовиться к поступлению в Лицей НИУ ВШЭ.
Новая монография российского философа и культуролога О. А. Жуковой, профессора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), посвящена философскому осмыслению исторического опыта России во взаимодействии культурно-политических и духовно художественных традиций. Предметом рассмотрения в книге, продолжающей многолетние изыскания автора в области истории отечественной мысли, является философское самопознание российской истории и культуры, осуществленное выдающимися представителями самого влиятельного интеллектуального течения отечественной культуры XIX — первой половины XX века — русского европеизма. Исследование вводит в проблемное поле современных дискуссий о специфике русского философского проекта, предлагает новые теоретические подходы для реинтерпретации интеллектуального и художественного наследия России. Концептуализации подвергаются ключевые проблемы русской культуры, сформулированные отечественными авторами как смысложизненные вопросы национального бытия, исторического творчества нации и духов- ного самосовершенствования личности. Среди главных героев книги — философы и политики, писатели и художники: П. Я. Чаадаев, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, И. С. Тургенев, Н. Г. Чернышевский, В. О. Ключевский, П. Б. Струве, В. А. Маклаков, С. Л. Франк, Б. П. Вышеславцев, А. Н. Бенуа, С. П. Дягилев, Б. К. Зайцев. Их мысль о России и человеке русской культуры содержит в себе глубоко оригинальные и значимые социально-политические, эстетические и метафизические концепты, историко-аналитическая разработка которых открывает новые перспективы для современных философско-исторических и философско-культурологических исследований. Издание адресовано специалистам в области истории русской мысли, философии культуры, философской антропологии, студентам и аспирантам — широкому кругу читателей, интересующихся философией русской истории, литературы и искусства.
Книга представляет собой перевод с немецкого языка архаической литературной нормы выдающегося прозаического памятника начала XVI века "Der Weißkunig", сопровождаемый гравюрами признанных мастеров Ренессанса. Данный художественный текст имеет важное историко-культурное значение, поскольку это уникальное сочетание автобиографии императора Максимилиана I Габсбурга, рыцарского романа и княжеского зерцала. Русское издание выполнено по всем правилам академической публикации источников и снабжено подробным научным комментарием.
Статья посвящена рассмотрению вопроса о возможности типологического сопоставления российских Земских соборов XVI – XVII веков с синхронными им органами сословно-представительской власти в европейских государствах (английским Парламентом, французскими Генеральными штатами). Ставшее в XX веке практически аксиомой утверждение об типологическом сходстве этих российских и западноевропейских политических институтов, однако, может быть поставлено под сомнение. Земские соборы в Московском государстве возникли не синхронно европейским органам сословного представительства, а со значительным временным отставанием. Если в странах Европы эти институты формировались в процессе политической централизации, то в России возникновение соборной практики относится ко времени, когда период раздробленности уже ушёл в прошлое. Земские соборы, в отличие от европейских «парламентов», создавались сверху, не имея длительной предыстории и опоры в лице местных сословных собраний. И, наконец, сам факт осознания русскими людьми XVI–XVII вв. своей сословной принадлежности, идентичности и солидарности требует доказательств и обоснования. В силу этих соображений автор считает, что вопрос о типологическом сходстве Земского собора и Парламента рано считать закрытым.
Авторы тома знакомят читателей с картиной мира в XVIII в., сложившейся в современной историче- ской науке, а также с проблематикой новейших исследований, посвященных судьбам основных регионов в этом столетии. Традиционный взгляд на Просвещение как на культурный феномен, действие которого ограничивалось европейскими странами и сферой их влияния, обогатился представлением об этой эпохе как о качественно новой стадии глобального взаимодействия культур. Стремительное развитие контактов Европы с другими цивилизациями дало современникам богатую пищу для размышлений о единстве и разнообразии судеб стран и народов. Имеют ли ценности, тесно связанные с наследием европейского XVIII века – практика свободы, права человека, вера в прогресс, – абсолютный и универсальный характер? Стоит ли бороться за их распространение? Или следует признать неизбежность сосуществования различных систем ценностей, причем не только в мире, но и в рамках отдельных стран? Как в этом случае они будут интегрироваться в процесс глобализации? Эти вопросы, уходящие корнями в эпоху Просвеще- ния, звучат сегодня особенно актуально. Для историков и более широкого круга читателей.
Современное состояние русской поэзии и ее история в «век катастроф» — один из главных исследовательских интересов историка и социолога культуры И. Кукулина. В этой книге собраны его статьи о поэзии 2001–2018 годов: исторические экскурсы, проблемные обзоры, а также тексты, посвященные отдельным участникам современного литературного процесса. Объединенные в тематические циклы, эти работы позволяют проследить «магистральные линии» в развитии отечественной поэзии XX и начала XXI века: поэтическое творчество как путь освобождения от повседневного давления общества и как метод создания нового взгляда на мир; влияние цензуры и самоцензуры на развитие литературы; участие русской поэзии в международных культурных движениях. Среди «героев» книги — авторы в хронологическом диапазоне от А. Ахматовой и О. Мандельштама до тех, кто дебютировал уже в ХХI веке.
В последнее время в историографии все чаще встречается имя Бориса Георгиевича Меньшагина (1902-1984) – интереснейшей личности с уникальной судьбой. Успешный смоленский адвокат в довоенные годы, бургомистр Смоленска и Бобруйска в годы немецкой оккупации, осужденный за это к 25 тюремным годам, автор интереснейших в историческом плане свидетельств, оставленных как во время следствия и в заключении, так и по выходе на свободу. Письменные воспоминания, аудиоинтервью и письма Меньшагина составляют ядро книги и, вместе с подборкой уникальных документов, являются памятником эпохе и истинным кладом для историка прежде всего – для исследователя немецкого оккупационного режима в СССР и советского коллаборационизма.
Разработка идей аргументации в Древнем мире была тесно связана с формированием логики, как науки о мышлении, а также развитием ораторского искусства. Наличие постоянной риторической практики, в ходе которой вырабатывались наиболее эффективные приемы убеждающего речевого воздействия, стимулировало развитие сходных идей аргументации на Западе и на Востоке, несмотря на различное понимание антропологических перспектив в античной и восточной философских традициях. Сегодня учения о споре, публичной речи и доказательстве, созданные в древности, расцениваются исследователями как зачатки теории аргументации.
В статье рассматриваются проблемы классификации терминологии исторических исследований.
Биографический очерк о Е.К. Лившиц
Данный учебник продолжает линию учебно-методических комплексов «Сферы 1–11» по литературе. Издание подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и освещает вопросы курса литературы для средней школы. Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жёсткая структурированность текста, разнообразный иллюстративной ряд.
В статье анализируется феномен уличной торговли в 1990-е гг. в контексте российского тран- зита к рыночной экономике. Получив широкое распространение после Указа президента Б. Н. Ельцина о свободе торговли (29 января 1992 г.), эта отрасль российской экономики иг- рала важную роль. В статье рассматриваются взаимосвязанные вопросы: в чем заключались предпосылки принятия Указа от 29 января 1992 г.? какие социально-экономические зада- чи уличная торговля решала на первом этапе реформ? как воспринималась она российским обществом? как и под воздействием каких факторов происходила эволюция уличной тор- говли? Показано, что в качестве органичной части российской модели раннего капитализма уличная торговля выполняла важные функции: способствовала демонополизации торговой системы, поддерживала малообеспеченных покупателей (большинство населения), абсор- бировала растущую безработицу. Вместе с тем свободная торговля, порожденная Указом от 29 января 1992 г., и ее последующие модификации были одним из феноменов первоначаль- ного, нередко криминального российского капитализма.
Статья представляет собой краткий обзор истории осмысления войны в европейской мысли. Автор рассматривает хронологию трансформации восприятия войны как социально-политического феномена, отдельно останавливаясь на оценках войны с позиции этики и политической теории. В работе отмечается постановка античной философией ключевых вопросов, позволяющих дать моральную оценку войны. В сочинениях Платона и Аристотеля закрепляется двойственность отношения к войне в зависимости от того, в какой мере конфликт соответствует природной справедливости. В дальнейшем, в сочинениях христианских авторов, основанием этой дихотомии станет представление о Боге как источнике справедливости. Парадигма пунитивной, наказательной войны станет ядром христианского учения о справедливой войне. В новое время постепенно происходит процесс секуляризации философского восприятия войны. Теологическое рассмотрение вооружённых конфликтов сменяется юридическим. В статье рассматривается влияние, которое оказал Г. Гроций и его последователи на процесс замены пунитивной парадигмы справедливой войны легалистской парадигмой. На примере И. Канта отмечается закрепление в философской повестке представлений о необходимости отказа от войн и появление проектов вечного мира. Далее автор обращается к наследию К. фон Клаузевица для того, чтобы определить основные особенности модерных взглядов на войну как практику, строго закреплённую за государством. Завершается статья сравнительным обзором подходов к определению войны, характерных для политического реализма и современной теории справедливой войны.
Представлены основные результаты в области этологии чело- века в России, достигнутые самостоятельной научной школой под руководством профессора, доктора исторических наук Марины Львовны Бутовской. Описаны результаты исследований по таким направлениям, как реконструкция ранних этапов эволюции человека, изучение психической нормы и патологии, невер- бальная коммуникация (пространственное поведение, жестовая коммуникация) и ритуализованное поведение, альтруизм и кооперация, эмпатия, агрессивное и постконфликтное поведение, буллинг, выбор брачного партнера и репродуктив- ное поведение человека, родительский фаворитизм, изучение традиционных культур Восточной Африки, социально-психологическая адаптация человека в новой культурной среде.
Монография – внимательное и заинтересованное прочтение художественно-философских текстов Андрея Платонова авторами, профессионально занимающимися философией. Именно последнее обстоятельство позволило увидеть и доказательно открыть в произведениях большого писателя философское размышление о его времени – времени большевиков двадцатых – первой половины тридцатых годов ХХ столетия. Однако говорить о нем открыто в условиях цензуры, и к тому же будучи меченным клеймом врага советского строя, Платонов не мог. И по этой причине избрал жанр реалистической фантасмагории, который оказался наиболее адекватным фантазийности и фанатизму – главным свойствам европейского марксизма на русской почве. Андрей Платонов был пророком, предвидев идеи постмодерна, вскружившие голову западным интеллектуалам полстолетия спустя. Андрей Платонов был ниспровергателем, открывшим, как и другой исследователь коммунистического ада Варлам Шаламов, что абстракции экзистенциальной философии не могут адекватно описать жизнь человека,оказавшегося по ту сторону человеческого. Надеемся, что представленная монография заинтересует профессиональную и иную читающую публику и она найдет в ней нечто новое.
Творчество женевского художника Жана Гюбера (1721–1786) хорошо известно в нашей стране и за рубежом главным образом благодаря его работам, с юмором запечатлевшим сцены повседневной жизни Вольтера в Фернее. Центральное место среди них занимает знаменитая серия картин, хранящаяся сегодня в Эрмитаже. Она была приобретена Екатериной II в 1775 г. при посредничестве Фридриха Мельхиора Гримма, тогда же размещена в Царском Селе, позднее при невыясненных обстоятельствах исчезла оттуда и вновь возникла, уже в составе собрания Воронцовых в Одессе, затем в Алупке. Оттуда в годы «культурной революции» их изъяло Всесоюзное объединение «Антиквариат», занимавшееся распродажей произведений искусства из дворцов и коллекций старой России, однако не успело их продать за границу и передало в 1934 г. Эрмитажу. О существовании трех других картин из этой же серии не было известно до середины 1990-х годов, пока автор не обнаружил в Российском государственном архиве древних актов (Москва) их полный перечень, составленный Гриммом. В данной работе делается новая попытка проследить судьбу этой серии и отдельных ее полотен на основе обширного материала, почерпнутого из государственных и частных архивов, аукционных каталогов, в тесной связи с историей отечественных и зарубежных музеев, трудами их хранителей. Книга рассчитана на историков, искусствоведов, специалистов по истории художественного рынка, а также на всех читателей, интересующихся иконографией Вольтера и историческими судьбами европейского культурного наследия.
Научно-популярная книга о средневековой цивилизации
Впервые на русском языке издано классическое сочинение Карла Шмитта "Понятие политического" со всеми добавлениями и примечаниями, а также в заново выполненных и отредактированных переводах работы "Политическая теология", "Духовно-историческое состояние современного парламентаризма", "Римский католицизм и политическая форма", "Легальность и легитимность" и другие. Издание откомментировано и снабженго обширным послесловием.
В монографии впервые в отечественной историографии предпринята попытка выработать концепцию истории терроризма в российском освободительном движении. Терроризм рассматривается как специфическое явление, свойственное российскому революционному движению на протяжении полувека. В работе исследуется генезис террористических идей, рассматриваются взаимовлияние идеологии и практики терроризма, этические и психологические основы различных его направлений, идейная борьба по вопросам применения террористической тактики между различными течениями в российском революционном движении; прослеживается воздействие терроризма на российское общество и власть. Второе издание книги дополнено главой об историографии терроризма за 2000-2015 годы.
Книга представляет собой коллективную монографию, подготовленную историками из России, Германии и Польши и посвященную культурным, политическим, а также символическим аспектам обмена дарами в Европе на протяжении Средневековья и раннего Нового времени. Подробно разбирая конкретные эпизоды из истории Западной Европы, Византии и Руси, авторы выявляют широкий спектр функций дарообмена в различных исторических ситуациях. Обмен дарами предстает важнейшим средством коммуникации на Западе и Востоке Европы на протяжении всего рассматриваемого периода. В результате совместного международного проекта удалось выяснить, что средневековый "язык даров" был изощрен и глубоко символичен, способен точно выражать множество различных смыслов и оттенков.
В книге предпринята попытка демифологизации одного из крупнейших мыслителей России, пожалуй, с самой трагической судьбой. Власть подарила ему 20 лет Сибири вдали не только от книг и литературной жизни, но вдали от просто развитых людей. Из реформатора и постепеновца, блистательного мыслителя, вернувшего России идеи христианства, в обличье современного ему позитивизма, что мало кем было увидено, литератора, вызвавшего к жизни в России идеологический роман, по мысли Бахтина, человека, ни разу не унизившегося до просьб о помиловании, с невероятным чувством личного достоинства (а это неприемлемо при любом автократическом режиме), – власть создала фантом революционера, что способствовало развитию тех сил, против которых выступал Чернышевский. Бесы заняли место реформатора (используя его нравственный капитал невинно загубленного человека). «В одной этой действительно замечательной биографии мы подошли к Древу Жизни, – писал Василий Розанов, – но – взяли да и срубили его». Слишком долго его имя окормляло его противников. Пора увидеть носителя этого имени в его подлинности, расколдовав фантом, который подарила ему злая судьба. По мере сил автор попытался это сделать.
Исходной точкой движения мысли в этой книге являются понятия культурной формы и заложенной в ней цели. Исследовать культурную форму лучшего всего в исторической динамике, на всех этапах обретения и утраты жизнеспособности. Историческим материалом для этого берется Новое время и XVIII век в особенности. Книга разделена на четыре части. Первые две – теоретичны: закономерности культуры, обрисованные в их разделах, должны обосновать, почему автором выбрана та, а не иная оптика рассмотрения предметности. Третья часть посвящена изображению Нового времени как целостной эпохи в цепи других европейских эпох и XVIII века как смысловой сердцевины модернитета. Четвертая часть представляет собой фрагментарное собрание отдельных казусов и феноменов, которые выявляют жизнь культурных форм XVIII века и его «окрестностей». Исследование духовной форматуры века в ее статике и динамике стремится ответить на вопрос, что такое телеология культуры. Особое место в четвертой части уделяется немецкой философии культуры, которая впервые создает морфологию культуры и осознает ее возможности. В ряде случаев исследование выходит далеко за границы XVIII века, но остается в рамках своей темы: идейные казусы других эпох позволяют увидеть топологические изменения классических моделей; различить нормальные и деформированные состояния корневой культурной интуиции, что очень важно для решения задач, поставленных в этой книге.
Учебник написан на основе требований и нормативов для направлений подготовки бакалавров «Культурология» и «Философия» в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики». В нем соединены разные дидактические жанры: история культурологических идей; теоретическая часть с единой идейной схемой и анализом истории культурных эпох; сборник теоретических эссе, посвященных конкретным «казусам»; учебные материалы. Учебник снабжен обширной библиографией, хронологической схемой и словарем культурфилософской лексики. Принципиальной установкой учебника является доминанта истории культурфилософских идей: предполагается, что основой обучения должен стать исторически сложившийся корпус ведущих концепций философии культуры, которому подчинен современный категориальный аппарат дисциплины. С этой точки зрения сегодняшняя артикуляция и тематизация философии культуры как дисциплины должны играть роль систематического введения, не предопределяющего идейные предпочтения учащегося. Философия культуры представлена в учебнике как единый вектор мысли с закономерным сюжетом развития. Экспериментальный аспект учебника — создание системы «факультативов», параллельной основному тексту. «Факультативы» не являются чисто дидактическим материалом, но они демонстрируют основные подходы философии культуры к своей предметности. Это позволит студенту, освоившему концептуальный материал, увидеть, как можно его приложить к конкретной историко-культурной реальности.
Для студентов, аспирантов и преподавателей гуманитарных вузов.
Монография посвящена истории отечественных следственных органов от Киевской Руси до 2014 г. Подробно освещены сюжеты об архаических формах расследования преступлений, о «майорских» следственных канцеляриях Петра I, о судебных следователях Российской империи, о процессуальном статусе следователя в советский период, о следственных подразделениях органов внутренних дел Советской России, Союза ССР и Российской Федерации, о проектах создания единого следственного органа СССР, РСФСР и РФ. Монография адресована студентам и преподавателям юридических факультетов, курсантам и слушателям профильных ведомственных институтов, академий и университетов, сотрудникам судов, прокуратуры, Следственного комитета и других правоохранительных органов, а также всем тем, кто испытывает интерес к истории государства и права России.
В монографии М. А. Давыдова на основании широкого круга источников, прежде всего статистических, доказывается несостоятельность распространенных в массовом сознании основных постулатов традиционной негативистской историографии: о «голодном» экспорте хлеба, «непосильных платежах» крестьянства, «обнищании народных масс», «провале Столыпинской аграрной реформы» и др.
Автор ставит проблему «семантической инфляции» терминологии, которая прямо влияет на наше восприятие эпохи. Он показывает, что жители России до 1917 г. в понятия голод, нужда, насилие и произвол государства и т.п. вкладывали во многом иной смысл, нежели мы сейчас. Это привело к серьезнейшей деформации наших представлений о прошлом.
В книге также рассматриваются развитие системы государственной продовольственной помощи населению, пострадавшему от неурожаев, особенности индустриализации России, динамика развития народных сбережений, в том числе и крестьянских, железнодорожных перевозок – грузовых и пассажирских, а также различные аспекты Столыпинской аграрной реформы, включая кооперативное движение, и т.д.
Автор делает принципиальный вывод об успешном течении модернизации Витте-Столыпина в конце XIX – начале XX в.
Русская корпусная лингвистика представлена в монографии двумя направлениями. Первая часть включает описание подходов и методов аннотации Национального корпуса русского языка (http://ruscorpora.ru), включая разметку лексико-грамматической, лексико-семантической, семантико-синтаксической и словообразовательной информации. Кроме того, описываются процедуры оценки инструментов автоматической разметки текстов (морфологических и синтаксических парсеров) и идеология создания двух частотных корпусных словарей, общего и лексико-грамматического. Во вторую часть входят исследования грамматики и лексики русского языка с применением квантитативных корпусных методов: изучение грамматических, конструкционных и семантических профилей языковых единиц, в том числе глаголов и глагольных приставок, форм числа имен и пространственных конструкций.
Почему люди создают свои собственные новые языки — конланги, когда в мире насчитывается 7000 естественных языков? Какие бывают искусственные языки? Чем они похожи на естественные языки, а чем отличаются от них? Каковы их перспективы в современном мире? Александр Пиперски, автор книги «Конструирование языков: От эсперанто до дотракийского», рассказывает, что люди изобретают языки с самыми разными целями: для того чтобы достичь логического идеала, для того чтобы лучше понимать друг друга, или просто для того, чтобы доставить себе и другим эстетическое удовольствие. За каждым искусственным языком стоят интересные личности и драматичные истории успехов или неудач. Эсперанто, сольресоль, ро, трансцендентная алгебра, квенья, блиссимволика, паленео, на’ви, дотракийский — это далеко не полный список языков, о которых пойдеет речь в этой книге как с лингвистической, так и с исторической точки зрения. Книга серии «Библиотека ПостНауки», выпускаемой издательством «Альпина нон-фикшн» совместно с ИД «ПостНаука».
Информационно-аналитическое издание "Религиозно-общественная жизнь российских регионов" посвящено анализу религиозной ситуации в субъектах РФ. Анализируется своеобразие религиозной ситуации в регионах, основные религиозные течения, существующие в данном регионе, религиозная политика властей в девяностые годы XX века и десятые - XXI века.
Книга обсуждает возможности феноменологии в религиоведении как познания и феноменологии: на фоне демаркации ре- лигиоведения и богословия, различения псевдопознавательных богословских маскировок, религиоведческой и богословской феноменологии специфицирует религию как особое чувство по его интенциональным свойствам – в исследовании структурно- содержательных особенностей сознания раннего христианства и библейско-талмудического иудаизма. Книга может быть интересна религиоведам, философам-феноменологам и любителям древности.
Данный словарь представляет собой лексикографический источник, рассматривающий новые слова и выражения в русском языке, появившиеся под влиянием интернета.
История России, как и многих других стран, чрезвычайно богата разного рода реформами. Если реформы осуществлялись своевременно и были адекватны вызовам времени, то они, с одной стороны, позволяли снять напряжение в обществе, обеспечивали его стабилизацию и способствовали динамизму развития той или иной страны. Если же реформы осуществлялись с опозданием, то они приводили к политическим деструкциям, социальным взрывам. Исторический опыт России убедительно показал, что несвоевременное и фрагментированное проведение реформ неоднократно приводило страну на грань национальной катастрофы, к трагическим издержкам и невосполнимым утратам. Поэтому осмысление причин эффективности или несостоятельности реформ продолжает оставаться одной из актуальных исследовательских задач. Не случайно, что проблема реформ в России уже давно стала устойчивой исторической традицией в отечественной и зарубежной историографии. Однако до настоящего времени нет крупных обобщающих исследований, посвященных комплексному изучению данной темы за весь исторический период развития страны начиная с древнейших времен до настоящего времени. Отсутствие подобного рода масштабных трудов затрудняет понимание общих закономерностей и особенностей реформистского способа обновления всех сторон жизнедеятельности и жизнеобеспечения в соответствии с историческими реалиями соответствующих эпох и в контексте вызовов общемирового развития. Это как раз обусловливает значение и научную актуальность представляемого многотомного издания. Данный том посвящен истории реформ в России второй половины IX – начала XVII в.
Издание представляет собой второй том четырехтомной комплексной аналитической истории реформ в России как исторического феномена с дневнейших времен до конца ХХ в.
Сборник статей издан в рамках проекта «Роль музеев-библиотек-архивов в информационном обеспечении исторической науки».
В пособии рассматриваются научные основы инноватики - новой междисциплинарной области научных исследований, изучающей инновации в науке, культуре и обществе. В работе проводится концептуализация понятия "инновация", выявляются субъекты и механизмы иннвационной деятельности, а также предлагаются новые подходы к разработке теоретико-методологических основ инновационной политики государства.
Перед читателем — практическое пособие по медленному, «вопрошающему» чтению со школьниками и студентами произведений А.П. Чехова, А.И. Солженицына, Ф.М. Достоевского, Л.С. Петрушевской. В книгу вошли также читательские комментарии к «Реквиему» А.А. Ахматовой и «Оде на победу» М.А. Тарловского, материалы по теории и практике визуального комментария к литературным произведениям, а также опыты освоения разных художественных языков — мифологического словаря поэзии пушкинского времени и советизмов в художественных контекстах.
Книга предназначена для преподавателей литературы и всех заинтересованных читателей.
Рецензии:
• Научно-образовательный портал IQ 25.01.2017
Новая книга известных российских политиков и публицистов Анатолия Белякова и Олега Матвейчева посвящена актуальной теме геополитического партнерства двух евразийских гигантов, России и Китая.
Насколько новый виток дружбы двух наших стран обусловлен с одной стороны исторически, а с другой – современной политической и экономической конъюнктурой – будем говорить прямо – противостоянием РФ и КНР с США и Западом в целом?
Не удушит ли огромный Китай в своих любвеобильных объятиях доверчивую Россию? И не кончится ли дружба а ля «русский с китайцем – братья навек» новым витком противостояния на Амуре, а то и, не дай Бог, – на Урале?
Авторы, не понаслышке знакомые с культурой, историей и современностью нашего огромного восточного соседа, постарались развеять множество бытующих в российском общественном сознании мифов о Китае, совершили увлекательнейший экскурс в историю наших взаимоотношений, осветили настоящую ситуацию и сделали свой вывод. Какой? Прочтите сами, тем более, что чтение этой книги и полезно, и приятно. С ней не стыдно ознакомиться самому и подарить другу.
Издание представляет собой festschrift по случаю юбилея Ирины Максимовны Савельевой, основателя (в 2002 году, совместно с А.В. Полетаевым) и бессменного руководителя Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В. Полетаева, ординарного профессора НИУ ВШЭ. Структура книги отражает разнообразие исследовательских интересов сотрудников Института. В нее вошли работы по истории идей и научных дисциплин; статьи о репрезентации и политиках прошлого; исследования коммуникативных практик в различных медиа и в городской среде.
Книга рассчитана как на профессионалов-исследователей, так и на читателей, интересующихся современными тенденциями в гуманитарных науках.
Тема этой книги — история монашеских (иноческих) именований и переименований. Авторы попытались ответить на вопросы: когда и как у инока менялось имя? на какой стадии духовного совершенствования это происходило? насколько обязательной была перемена имени? каким образом осуществлялся выбор имени? могло ли имя монаха последовательно меняться несколько раз? как бытовали иноческие имена? Работа основывается как на древнерусском, так и современном материале, и предназначена в первую очередь для филологов и историков.
Les hommes transposent facilement leurs actes et leur comportement sur les animaux, comme on le voit dans les fables, d’Ésope à La Fontaine. A l’inverse, on peut se demander si nous transférons les caractéristiques des animaux sur nous-mêmes, et de quelle façon. Ce double phénomène d’anthropocentrisme et de zootropisme linguistique se rencontre fréquemment dans les langues. En partant du constat que certains verbes liés aux animaux s’emploient aussi pour désigner ou pour caractériser des actes ou des comportements humains, des linguistes français et russes ont mené une recherche sur les verba sonandi et la métaphorisation des cris et des bruits émis par les animaux dans 23 langues appartenant à 7 familles linguistiques différentes, dans le cadre d’une exploration linguistique relevant d’un domaine à part entière, la typologie lexicale. Le volume est divisé en deux parties. La première traite des verbes de bruit associés aux animaux selon une approche linguistique. La seconde regroupe des études culturelles qui se complètent, portant sur l’emploi des verbes de bruit et sur la représentation des animaux dans la littérature et dans certaines cultures. L’ouvrage peut intéresser aussi bien des spécialistes – linguistes, traducteurs, culturologues, spécialistes des sciences humaines en général – que tous ceux qui s’intéressent aux cultures et aux langues.
Имя Добролюбова по сей день присутствует в школьной программе, название его статьи «Луч света в темном царстве» стало идиомой, однако сам он основательно забыт. Между тем в русской литературе нет подобного ему персонажа. Едва перешагнув порог двадцатилетия, он стал властителем дум целого поколения, а его ранняя смерть обсуждалась в газетах не меньше отмены крепостного права. Чернышевский объявил его мучеником режима и «главой литературы», а позже списал с него героев своих романов о «новых людях». Реальный же Добролюбов никогда не был известен широкой аудитории. Каков был его политический идеал? Почему в статьях он отказывался рассуждать о литературных достоинствах произведений? Умел ли, по выражению Некрасова, «рассудку страсти подчинять»?
Отрешившись от шаблонных трактовок, историк литературы Алексей Вдовин на основе источников, в том числе поражающих откровенностью неопубликованных писем возлюбленных Добролюбова, создал биографию страстной и раздираемой противоречиями личности, так и не сумевшей примирить любовные страсти с демократическими идеалами.
В издании представлен новый перевод «Послания к юношам» свт. Василия Великого (IV в.), снабженный параллельным греческим текстом и подробными комментариями к нему. Во вступлении подробно рассмотрены исторический контекст создания послания и его литературные особенности, очерчен круг античных авторов, на которых опирался святитель при работе над текстом, а также проведено сравнение с двумя другими «посланиями об образовании», написанным в Каппадокии в тот же период. Издание предназначено как студентам-филологам и историкам, так и всем, кто интересуется историей образования и раннего христианства.
В центре внимания автора — русское общество XVIII столетия. Первый раздел книги посвящен тому, как было устроено общество этого времени: какова была его структура, внутренние связи, как действовали механизмы социальной мобильности, каковы были повседневные социальные практики. Во втором разделе рассматривается формирование исторической памяти о ряде ключевых моментов истории России XVIII столетия, то, какой след они оставили в литературе и искусстве, а также как реальные события становились историческими мифами.
Die russischen Emigranten, die nach dem Sieg der bolschewistischen Revolution ihr Land verließen, wurden zu Zeugen und Opfern des ersten geschichtlichen Experiments, eine totalitäre Utopie in die Wirklichkeit umzusetzen. Viele von ihnen begriffen, dass die im Oktober 1917 begonnenen Prozesse lediglich den ersten Akt eines allgemeineuropäischen Zivilisationsbruchs darstellten. Wie gebannt schauten damals viele Europäer auf das von den Bolschewiki durchgeführte soziale Experiment, ungeachtet der Tatsache, dass unzählige Menschen für dieses Experiment mit ihrem Leben bezahlen mussten. Wie wurde dieses "Experiment" von den führenden russischen Exildenkern analysiert? Wie reagierten sie auf die immer tiefer werdende europäische Krise der ersten Hälfte des 20. Jahrhunderts? Mit diesen Fragen befasst sich das vorliegende Buch.
Диалог «Федр» — одно из самых противоречивых произведений Платона, породившее длинный шлейф толкований, самые ранние из которых возникли еще в Античности. Поэтическая образность «Федра» заставляет пересмотреть сложившиеся представления о творчестве великого грека, а логические парадоксы этого текста бросают вызов современным философским и литературоведческим теориям. Настоящее издание включает в себя новый перевод диалога и оригинальное философское исследование, состоящее из вводной статьи и последовательной интерпретации, а также примечания к тексту и указатель имен. Книга рассчитана на широкий круг читателей — как специалистов в области истории философии, так и всех, интересующихся историей античной культуры и судьбами ее наследия.
Настоящий том избранных сочинений Федора Августовича Степуна (1884–1965) включает в себя две его книги: «Большевизм и христианская экзистенция» и «Встречи» (дополненную составителем однотипными статьями). В разделе «Приложения» помещены ранние статьи Ф.А. Степуна, статьи 20–30-х годов, последние тексты и избранные рецензии. В специальном разделе собраны статьи разных авторов, посвященные жизни и творчеству выдающегося русского мыслителя. По замыслу составителя, – доктора философских наук, ординарного профессора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», руководителя Международной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального диалога НИУ-ВШЭ Владимира Кантора, – настоящий том образует единое целое вместе с другим томом избранных сочинений Ф.А. Степуна – «Жизнь и творчества». В совокупности оба тома включают в себя большую часть научного наследия мыслителя. Издание снабжено обстоятельными комментариями, послесловием, указателем имен и цитируемой литературы. Адресовано широкому кругу читателей.
Настоящая книга представляет собой сборник работ Сергея Николаевича Земляного (1949–2012), обращенных к исследованию судьбы левой марксистской мысли в современном мире. В сборник вошли предисловия, написанные С.Н. Земляным к текстам раннего Лукача, переводчиком которых он был, статьи по Адорно, Брехту, Ленину, размышления о морали, политике, этике. Публикуемые работы отличает богатство привлеченного автором материала, точность философских оценок, живой полемический стиль.
Исторический курс "Новая имперская история Северной Евразии" подготовлен коллективом исследователей, с 2000 г. разрабатывающих современную версию наднациональной истории в рамках проекта новой имперской истории журнала Ab Imperio. Авторы предлагают новый язык изучения и осмысления пространства, общества и институтов, которые существовали в пределах нынешней Северной Евразии и еще в относительно недавнем прошлом входили в состав СССР. Они отталкиваются не от предыстории некоего современного государства или народа (которые в традиционной логике воспринимаются вечными и неизменными "игроками" исторического процесса), а от современных аналитических вопросов, суть которых можно свести к проблеме упорядочения человеческого разнообразия и управления им. Причем главным механизмом этих поисков выступают процессы самоорганизации, когда новые идеи, практики и институты создаются на новом месте заново или творчески адаптируются в результате заимствования. Можно сказать, что это история людей, самостоятельно ищущих ответы на универсальные проблемы в уникальных обстоятельствах (как уникальны обстоятельства любой человеческой жизни).
В своей работе Владимир Кантор, доктор философских наук, заведующий Международной лабораторией исследований русско-европейского интеллектуального диалога Национального исследовательского университета Высшая школа экономики・(НИУ-ВШЭ) и ординарный профессор Школы философии того же университета, избирает темой своего исследования сопряжение литературы с философией. На взгляд автора, не было ни одного великого литературного произведения, которое ни находилось бы в напряженном поле философских идей. Вне этого контекста настоящая литература непонятна. Уже диалоги Платона были одновременно и философией, и замечательной литературой. По словам Достоевского, мысль надо чувствовать. Но для этого в произведении должна быть мысль, должен быть философский контекст. Так шекспировский Гамлет непонятен без обращения к текстам Эразма Роттердамского, Пико дела Мирандола, Мартина Лютера, отзвуки идей которых звучат в речах принца. Как говорил Хайдеггер, в поэтических изречениях древнегреческих философов рождается западный мир, его культура, ибо философия и поэзия стоят на разных вершинах, но говорят одно и то же… Задача исследователя – суметь это увидеть, и сообщить увиденное читателю, что можно сделать единственным способом –дать анализ философских смыслов в великих произведениях мировой литературы. В книге рассмотрены тексты Шекспира, Гофмана, Бальзака, Достоевского, Кафки, Вл. Соловьёва, В. Брюсова, Е. Замятина, А. Кёстлера, И. Эренбурга, В. Кормера и других мастеров литературы в философском контексте их времени.
С.Я. Левит, автор проекта Российские Пропилеи , составитель серии, 2017
Последние годы Осипа Мандельштама. Травля, ссылка и смерть поэта, 1932-38.
Сборник статей о женщинах-правительницах разных стран и исторических эпох.
В книге Елены Валерьевны Бессчетновой, кандидата философских наук, заместителя заведующего Международной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального диалога Национального Исследовательского университета «Высшая школа экономики», преподавателя школы фи- лософии того же Университета едва ли не впервые рассматриваются столкно- вение и близость размышлений двух великих русских философов Соловьёва и Леонтьева о бытии России, понимание ее великих задач и трагизма ожидаю- щей ее судьбы. Они шли разными путями, но пришли к близким выводам, а именно к осознанию того, что всемирная история близится к своему концу и что самое важное для каждого человека – достойно принять не только конец своей собственный жизни, но и эсхатологический конец истории. Катастрофа, случившаяся в октябре 1917 г., наступила примерно через двадцать лет после публикации их текстов. Но ее основные черты были увидены двумя русскими гениями.
Мандельштамовская энциклопедия – научно-справочное издание о жизни и творчестве О. Э. Мандельштама, многолетний труд архивистов и биографов, текстологов и комментаторов, искусствоведов и других специалистов-мандельштамоведов по описанию и анализу его текстов и его судьбы. В энциклопедии представлено более 600 словарных статей. Издание проиллюстрировано репродукциями автографов, прижизненных публикаций и биографических документов, произведений живописи и графики. Все статьи энциклопедии мандельштамоцентричны: темы и персонажи рассматриваются не сами по себе, но в тесной связи с личностью и творчеством Мандельштама. Энциклопедия рассчитана на специалистов-филологов и на широкий круг любителей творчества поэта.
Мандельштамовская энциклопедия – научно-справочное издание о жизни и творчестве О. Э. Мандель- штама, многолетний труд архивистов и биографов, текстологов и комментаторов, искусствоведов и других специалистов-мандельштамоведов по описанию и анализу его текстов и его судьбы. В энциклопедии пред- ставлено более 600 словарных статей. Издание проиллюстрировано репродукциями автографов, прижизнен- ных публикаций и биографических документов, произведений живописи и графики. Все статьи энциклопедии мандельштамоцентричны: темы и персонажи рассматриваются не сами по себе, но в тесной связи с личностью и творчеством Мандельштама. Энциклопедия рассчитана на специалистов-филологов и на широкий круг любителей творчества поэта.
This collective monograph is a study of one of the most important problems in today’s world: state and nation building in multi-ethnic and multi-national societies. It presents a comparative analysis of the experience of state and nation building in Russia and South Africa, two countries, which recently and practically simultaneously went through a period of abrupt social, political and economic transition. In both this transition resulted in an upsurge of ethno-national and racial tensions. Such an analysis is of great interest to all those who study similar problems both at an academic and practical levels.
Каталог персональной выставки в Государственной Третьяковской галерее профессора, академика, лауреата Государственной премии, народного художника СССР, скульптора Н.Б.Никогосяна (род.1918). Книга включает биографические сведения, вводные статьи о скульптуре и живописи и аннотированный каталог 130 произведений скульптуры, живописи и графики, многие из которых публикуются впервые.
Монография посвящена проблеме самоидентификации русской интеллигенции, рассмотренной в историко-философском и историко-культурном срезах. Логически текст состоит из двух частей. В первой рассмотрено становление интеллигенции, начиная с XVIII века и по сегодняшний день, дана проблематизация важнейших тем и идей; вторая раскрывает своеобразную интеллектуальную, духовную, жизненную оппозицию Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого по отношению к истории, статусу и судьбе русской интеллигенции. Оба писателя, будучи людьми, диаметрально противоположных мировоззренческих взглядов, оказались “versus” интеллигентских приемов мышления, идеологии, базовых ценностей и моделей поведения.
Особое внимание уделено бинарному сознанию интеллигенции, «работающему» по принципу маятника и противоположному диалогическому целостному (всеохватному) мировосприятию ее отдельных представителей. Бинарное сознание связанно не только с осмыслением, но и с ценностным содержанием интеллигентских идей, время от времени изменяющихся до основания в той или иной мировоззренческой картине. Достоевский реконструировал негативный образ интеллигента, парадоксальным образом, воспроизводя в собственном мировоззрении подобный бинарный подход. Толстой же в своей философии и жизневере пытался вернуть в культуру межличностный диалог и целостность.
В сборнике на материале свыше 20 языков рассматриваются различные аспекты лингвистического поведения глаголов с семантикой ‘искать’ и ‘находить’. В фокусе внимания оказываются прежде всего принципы лексикализации исследуемых зон: обсуждается, какие типы поисков и находок могут лексически противопоставляться в том или ином языке. Предметом анализа становятся также синтактико-грамматические свойства изучаемых глаголов и пути их диахронической эволюции. Специальный раздел книги посвящен возможностям использования корпусов в лексико-типологических исследованиях. Книга адресована специалистам по семантике, типологии и всем, кто интересуется лингвистикой.
В монографии рассматриваются ключевые темы русской философии культуры и истории и их роль в развитии современных философских исследований. Книга представляет попытку анализа проблемы внутренних взаимодействий религиозной, художественной и социально-политической традиции в российской истории. Автор продолжает дискуссию о цивилизационной и культурно-политической идентичности России. Автор исходит из того, что в культурной и политической истории России особенно важно понимать проблему преемственности духовного и социального опыта. В монографии анализируется внутренняя взаимосвязь художественной и религиозной традиции русской культуры как проблема философии творчества. В книге осуществлена авторская реконструкция исторического образа России и Европы, создаваемого русскими философами и религиозными мыслителями в XIX - первой половине XX веков.
Девятый том "Архива еврейской истории" включает материалы, охватывающие период с середины XIX в. до Великой Отечественной войны. Открывают том воспоминания Нины Фридмановны Кривинюк (Вольфсон) (1922-214). Это воспоминания обычного человека, прожившего необычную жизнь: детство и юность в Москве 1920–1930-х гг. с перерывом на Берлин начала 1930-х, элитная московская школа, блестящие перспективы… Ну а затем, «как обычно» у «детей революции»: арест отца и полная «перемена участи». В настоящем томе публикуются воспоминания Н. Ф. Кривинюк, охватывающие период 1925–1941 гг. В книгу также вошла стенограмма беседы с известным врачом, профессором И. С. Жоровым, в начальный период Великой Отечественной войны – главным хирургом 33-й армии, побывавшим в плену, сумевшим выжить и закончить войну полковником, военврачом 1-го ранга. В настоящий том включено исследование У. Миллера о знаменитом рейсе парохода «Руслан», этого «Мэйфлауэра» сионизма, прибывшего в декабре 1919 г. в Яффу из Одессы. В книге публикуется переписка М. М. Винавера и И. И. Петрункевича в эмигрантский период (1921–1923), а также материалы о мрачной истории убийства в Вильне в 1808 г. доносчика Урки Шнайборка и его младшего брата Айзика, к организации которого, по-видимому, приложил руку местный кагал.
Пособие содержит образцы контрольно-измерительных материалов по русскому языку, которые использовались на вступительных испытаниях в Лицей НИУ ВШЭ в 2015–2017 годах. В издание включены задания для тренировки, объяснена их логика и специфика, даны ключи к ним. Разбор формулировок, условий и вариантов решений прошлых лет поможет новым поколениям абитуриентов Лицея НИУ ВШЭ подготовиться к вступительным испытаниям.
Пособие предназначено для учителей-словесников, учащихся 9-х классов и их родителей; может использоваться для самостоятельной подготовки и работы на уроке.
Монография одновременно выполняет задачи: - знакомства отечественного читателя с актуальными достижениями феноменологической философии; - их междисциплинарного применения; - полемики с другими философскими дискурсами. Монография посвящена разбору одного из ключевых мотивов феноменологической философии. По словам одного из героев этой книги, «заниматься феноменологией – значит пытаться ухватить несамопонятное в само собой разумеющемся». Понимает ли хоть кто-то до конца то, что считается само собой разумеющимся? В диалоге с классиками и в полемике с современными российскими философами этот вопрос распространяется на такие большие самопонятности, как «здравый смысл», «действительность» и «я». Книга предназначена широкому кругу читателей, интересующихся проблемами философии, психопатологии, социологии повседневности и литературоведения.
The Caucasus is the place with the greatest linguistic variation in Europe. The present volume explores this variation within the tense, aspect, mood, and evidentiality systems in the languages of the North-East Caucasian (or Nakh-Daghestanian) family. The papers of the volume cover the most challenging and typologically interesting features such as aspect and the complicated interaction of aspectual oppositions expressed by stem allomorphy and inflectional paradigms, grammaticalized evidentiality and mirativity, and the semantics of rare verbal categories such as the deliberative (‘May I go?’), the noncurative (‘Let him go, I don’t care’), different types of habituals (gnomic, qualitative, non-generic), and perfective tenses (aorist, perfect, resultative). The book offers an overview of these features in order to gain a broader picture of the verbal semantics covering the whole North-East Caucasian family. At the same time it provides in-depth studies of the most fascinating phenomena.
Сборник посвящен памяти выдающегося отечественного историка, доктора исторических наук профессора Б. С. Итенберга. Книга состоит из общего введения и трех разделов: воспоминания, статьи, публикации документов из «Архива Б. С. Итенберга». В первый раздел вошли мемуары историков, долгие годы тесно сотрудничавших с ним, и воспоминания трех поколений его семьи: сына, внуков и правнучки. Второй раздел включает статьи, посвященные тематике, которая связана с научными интересами Б. С. Итенберга. В третьем разделе публикуются фронтовые письма к жене и родителям 1943–1945 гг. и документы из фонда Б. С. Итенберга в ОР РГБ. Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся историческим прошлым России.
Открытие России Западом при Петре I и Екатерине II, формирование современной государственности в германских территориальных государствах и их дальнейшее развитие в эпоху просвещенного абсолютизма, возвышение России как великой державы и появление европейской «пентархии», разнообразные династические связи и культурные влияния, революционизация Европы при Наполеоне и защита наполеоновского империализма – многообразная история, в которой германо-российские отношения и контексты интегрированы в «длинный 18-й век». Том иллюстрирует эти связи в 35 главах, написанных совместно немецкими и российскими историками. Краткое изложение событийной канвы, дополненное документами и изображениями, вместе проливают свет на развитие германо-российских взаимоотношений. Том продолжает состоящий из трех частей большой проект Совместной российско-германской исторической комиссии «Германия-Россия: вехи совместный истории в коллективной памяти», третий том которого, посвященный ХХ веку, вышел в 2014; следующий том будет посвящен XIX веку.
В отечественной науке роль варягов в образовании древнерусского государства оценивается весьма высоко, в частности у исследователей уже практически не вызывает сомнений скандинавское происхождение самой княжеской династии Рюриковичей. Однако на сегодняшний день в так называемом варяжском вопросе наблюдается известное противоречие: при огромном массиве археологических данных, недвусмысленно свидетельствующих об активном присутствии варягов на Руси в X–XI вв., мы располагаем весьма ограниченным количеством лингвистических следов и примет этнокультурного взаимодействия русских и скандинавов в эту эпоху.
Данная книга представляет собой опыт историко-филологического разыскания в области культурных контактов Скандинавии и Руси на излете эпохи викингов. Образ идеального правителя, практика обмена дарами, представления о статусе и наследственных правах незаконнорожденного, рассказ о предках как средство характеристики потомков, перекличка личных имен, прозвищ и торжественных панегириков — такова лишь часть тех напряженных точек этого взаимодействия, к которым мы попытались подступиться в нашем исследовании.
В переломные моменты истории обостряется философско-методологическая рефлексия в различных ее измерениях: от повседневности — до науки, от локального — к глобальному, от национального — к мировому уровню, ибо возникает проблема радикального пересмотра системы ценностей, убеждений, исторически сложившихся стереотипов общепризнанного знания, социального действия, а значит, мировоззренческих оснований приоритетов человека и человечества в целом. В предлагаемом учебном пособии рассматриваются вопросы сущности и предназначения социальной коммуникации в контексте развития философии и культуры, анализ основных этапов ее становления и развития, взаимодействие различных феноменов социальной коммуникации, альтернативные варианты решения взаимосвязи морали, науки, экономики, управления, политики, бизнеса.
Предлагаемое учебное пособие посвящено современным проблемам безопасности на Африканском континенте. Авторы останавливаются на проблемах военно-политического характера в Египте, Алжире, Тунисе, Марокко, Судане, в также в треугольнике ДР Конго-Руанда-Уганда. Детальный анализ конкретных ситуаций в этих странах, различных по этническому составу, географическому положению, социально-экономическому развитию, дает представление о современных политических процессах на континенте в данных регионах.
На войне все средства хороши для победы над противником. Дискуссия та же война, утверждают авторы этой книги и предлагают читателю обзор наиболее эффективных приемов с античных времен до нашего времени, с помощью которых можно поставить оппоненту «подножку» в споре. И не важно, где этот спор проходит: на экране телевизора, на предвыборном митинге или на корпоративном собрании если вы готовы добиваться победы любой ценой, эта книга для вас. Она квинтэссенция современной культуры спора. Цель оправдывает средства, как бы говорят авторы, не надо стесняться, бейте первыми и ниже пояса и победа будет за вами
Эта книга — антидот, книга-противоядие. Противоядие от всяческих бархатных революций и майданов, книга «анти-Джин Шарп», книга «Анти-Навальный». Мы поставили эксперимент. Когда книга была написана, но еще не издана, мы дали ее почитать молодому поклоннику Навального — революционеру, борцу с коррупцией. Он вернул ее нам и сказал «спасибо». Он задумался. Он понял, что на все и всегда есть минимум две точки зрения. Будь средство сделать так, чтобы все подобные оппозиционеры и «борцы с коррупцией» смогли прочитать эту книгу, насколько меньше было бы сломанных людских судеб и насколько лучше было бы в нашей стране! Понятно, что есть те, кто никогда не признает свою неправоту и есть те, которым платят иностранные гранты за определённую позицию. Они — даже если знают, что вредят себе и своей стране, — все равно будут это делать — такая работа. Но большая часть все-таки не такова и им будет полезно прочитать эту книгу.
В отечественной науке роль варягов в образовании древнерусского государства оценивается весьма высоко, в частности у исследователей уже практически не вызывает сомнений скандинавское происхождение самой княжеской династии Рюриковичей. Однако на сегодняшний день в так называемом варяжском вопросе наблюдается известное противоречие: при огромном массиве археологических данных, недвусмысленно свидетельствующих об активном присутствии варягов на Руси в X–XI вв., мы располагаем весьма ограниченным количеством лингвистических следов и примет этнокультурного взаимодействия русских и скандинавов в эту эпоху.
Данная книга представляет собой опыт историко-филологического разыскания в области культурных контактов Скандинавии и Руси на излете эпохи викингов. Образ идеального правителя, практика обмена дарами, представления о статусе и наследственных правах незаконнорожденного, рассказ о предках как средство характеристики потомков, перекличка личных имен, прозвищ и торжественных панегириков — такова лишь часть тех напряженных точек этого взаимодействия, к которым мы попытались подступиться в нашем исследовании.