Что такое минидигри?
Минидигри (minidegree) — элемент нового учебного плана бакалавриата факультета гуманитарных наук. Это отдельный тематический модуль (вариативный мейджор), осваиваемый всеми студентами факультета на 2–4 курсах.
Проект минидигри реализуется в рамках новой системы микроквалификаций НИУ ВШЭ. Подробнее о микроквалификациях (что это, зачем нужно и как работает) — на сайте НИУ ВШЭ.
Программы минидигри реализуются в сотрудничестве с организациями-партнёрами факультета — индустриальными лидерами и будущими работодателями.
Кто осваивает минидигри?
Модуль минидигри обязательно включается в учебные планы всех студентов бакалавриата факультета гуманитарных наук, начиная с 2024 года набора. Соответствующие учебные планы уже утверждены на уровне университета.
Первые курсы минидигри стартуют в 2025/26 учебном году, а освоение плана минидигри этот набор студентов закончит в 2027/28 учебном году. Студенты предыдущих годов набора в программу не включаются.
Важнейшая особенность новой программы — принципиальная доступность всех программ минидигри всем студентам факультета. На отдельных треках могут устанавливаться содержательные, но не формальные (вроде обучения на конкретной ОП) критерии набора.
В 2025/26 учебном году к освоению модуля минидигри приступят студенты следующих программ: «Фундаментальная и компьютерная лингвистика», «Филология», «История», «История искусств», «Философия», «Культурология», «Ассириология: языки и история древней Месопотамии», «Юго-Восточная Азия: языки, история, культуры», «Япония: язык, история, литература, культура» и «Античность» (за исключением студентов, обучающихся на двух треках этой программы одновременно).
Когда осваивается минидигри?
В состав модуля минидигри входят 12 зачётных единиц (ЗЕ, кредитов) за аудиторные курсы и 6 зачётных единиц за проектную работу.
По годам обучения они распределены следующим образом:
2 курс: 3 кредита — 32 аудиторных часа в 4 модуле;
3 курс: 9 кредитов — 28 аудиторных часов в 2 модуле, по 32 аудиторных часа в 3 и 4 модулях.
4 курс: 6 кредитов — проекты.
По завершении аудиторной и проектной части минидигри возможны дополнительные оценочные мероприятия.
Треки минидигри
Существует два типа треков минидигри:
1. Тематические треки
Стандартный тип минидигри, реализуемый в партнёрстве с внешней организацией. Студенты слушают курсы по выбранной тематике, после чего выполняют прикладные или исследовательские проекты по той же тематике. На данный момент, для студентов 2024 года набора запланированы 9 тематических треков от различных подразделений факультета, точное количество реализуемых треков будет подтверждено в начале 2-го модуля. У каждой тематической минидигри есть внутренний руководитель из числа сотрудников факультета и внешний партнёр (или несколько партнёров).
2. Академический трек
Студенты, ориентированные на академическую карьеру и активно проявляющие себя в науке с первых дней обучения, могут выбрать т. н. академический трек, в рамках обучения на котором они слушают углублённые, более сложные для освоения курсы и выполняют исследовательский проект, завершающийся созданием конкретного научного продукта. К научным результатам предъявляются «взрослые» требования, также образовательная программа может установить дополнительные формы отчётности.
На академический трек зачисляется меньшинство студентов, как правило, не более 10% от общего контингента курса. Отбор на него конкурсный, решение о зачислении студентов принимает академический руководитель или академический совет программы, а утверждает координатор программы минидигри. Образовательная программа вправе установить дополнительные содержательные требования к кандидатам на академический трек (пререквизиты).
Технически в систему введены несколько академических треков по числу образовательных программ; как правило, конкретный академтрек предназначен для студентов конкретной ОП, но возможны индивидуальные исключения.
Тематические треки минидигри
Исследователь Digital Humanities
В рамках трека «Исследователь Digital Humanities» студенты получат не только теоретические знания, но и практические цифровые навыки, применимые в различных областях, включая академические исследования, образование, культуру и медиа.
Дисциплины включают такие темы, как обработка естественного языка, тематическое моделирование, автоматизированный сбор данных, сетевой анализ и визуализация данных, а также применение основных алгоритмов машинного обучения для работы с текстовыми данными и изображениями.
Студенты будут работать над реальными проектами, используя цифровые инструменты и методы для сбора, обработки и анализа данных в гуманитарных науках. В процессе работы над итоговым проектом студенты получат практический опыт в области цифровых гуманитарных наук. Они смогут применить различные цифровые инструменты и методы для работы с текстовыми данными и изображениями, а также научиться анализировать и визуализировать результаты своих исследований. Этот практический опыт позволит студентам приобрести компетенции, востребованные в быстро развивающемся цифровом мире.
Отбор: прослушанный курс по цифровой грамотности либо аналогичный, а также оценка не ниже 8 за независимый экзамен по цифровой грамотности. При несоответствии критериям — дополнительное собеседование по тематике трека.
Руководители трека — А.А. Паршина, А.А. Климов
Курсы трека:
- Цифровые технологии в профессиональной деятельности
-
Сбор данных с Web-scraping и API для гуманитарных исследований
-
Основы работы с естественным языком и изображениями
-
Алгоритмы машинного обучения для работы с текстами и изображениями
Менеджер культурных проектов
Трек готовит специалистов, способных создавать и реализовывать проекты в сфере культуры. Как следствие, дизайн трека включает теоретические курсы о культуре и понятии культурного наследия, роли архивного поворота в современности и кураторских практиках, а также практическую часть. В качестве финального задания по программе студенты создадут концепцию культурного проекта под руководством опытного наставника из организации-партнера.
Пререквизиты и отбор отсутствуют, принимаются все желающие студенты до заполнения количества мест.
Руководитель трека — К. А. Танис
Курсы трека:
-
Анализ текста в современной культуре: от рукописи до ландшафта
-
Культурные ценности и культурное наследие
-
Архивный поворот и его культурные расширения
-
Менеджмент культурной среды в меняющемся мире: теория, опыт, практика
Специалист в области нумизматики
Специализация по нумизматике предполагает углубленные знания и набор профессиональных, а также экспертных компетенций в сфере рынка предметов нумизматики. На данной программе будут подготовлены специалисты, которые смогут реализовать полученные знания в различных областях теоретической и прикладной нумизматики, включая, музейную и экспертную сферы. Курс составлен с учетом новейших научных исследований, а также особенностей мирового рынка нумизматики. Особое место в курсе отведено практическому компоненту.
Трек реализуется в партнёрстве с Музеем международного нумизматического клуба.
Пререквизиты и отбор отсутствуют, принимаются все желающие студенты до заполнения количества мест. Руководитель трека — А. В. Митяева
Курсы трека:
-
Введение в нумизматику: всеобщая история монетного дела и денежного обращения
-
Методы нумизматического исследования: теория и практика
-
Практическая нумизматика и основы экспертизы
-
Нумизматика в системе современного гуманитарного знания
Преподаватель гуманитарных дисциплин
Этот трек позволит освоить методику преподавания дисциплин гуманитарного цикла, современные образовательные технологии, понять специфику работы с разными возрастными группами. Образовательные компетенции позволят выпускникам продолжить карьеру в образовательных учреждениях разного уровня. Предполагаемые дисциплины: (1) возрастная психология и педагогика в образовании; (2) методика преподавания гуманитарных дисциплин; (3) современные образовательные технологии.
Пререквизиты и отбор отсутствуют, принимаются все желающие студенты до заполнения количества мест. Руководитель трека — П. А. Пучков
Курсы трека:
-
Возрастная психология и педагогика в образовании
-
Методика преподавания гуманитарных дисциплин (2 модуля)
-
Современные образовательные технологии
Специалист в области архивного дела
По итогам освоения трека студент будет знать историю создания и формирования существующих архивов государственных и негосударственных институций (преимущественно отечественный опыт), состав архивов, правила их работы, историю и современную практику комплектования архивов документами на бумажных и на электронных носителях, опыт внедрения новейших технологий в архивном деле. Курс призван научить работать с архивными документами как в качестве специалиста архива, так и в качестве исследователя. В результате освоения дисциплин трека перед студентами откроются перспективы работы в государственных архивах, архивах корпораций, музеев, библиотек, общественных организаций.
Пререквизиты и отбор отсутствуют, принимаются все желающие студенты до заполнения количества мест.
Руководитель трека — Н. В. Некрасова
Курсы трека:
-
История государственных и публичных институций
-
Архивы в исторической ретроспективе
-
Основы архивного дела
-
Архивы в современном мире
Переводчик художественной литературы
В рамках трека студенты овладеют основными принципами перевода прозаического текста, получат представление о современных программах, оптимизирующих работу переводчика, и наработают большую практику собственных переводов художественной прозы. Также студенты получат большой опыт анализа различных типов текстов, освоят основные стилистические приемы, характерные для английской прозы, на конкретных примерах изучат распространенные переводческие ошибки и возможности их обхода, а также усовершенствуют свой литературный английский. На конечном этапе студенты переведут сборник рассказов на английском языке, выпускаемый одним из крупнейших книжных издательств, и получат возможность для дальнейшей работы в данной сфере.
Пререквизиты: либо Международный сертификат ИЛИ сертификат Лингвотеста, подтверждающий уровень владения английским языком не ниже B2; либо оценка за внутренний (независимый) экзамен по английскому языку не менее 7; либо средний балл оценок по английскому языку за 1 курс не менее 7. Кроме того, для всех кандидатов — мотивационное письмо (форма для отправки письма и данным о полученных оценках по английскому языку будет отправлена по корпоративной почте на следующий день после подачи заявки).
Руководитель трека — Е. В. Будённая
Курсы трека:
Аналитик лингвистических данных
В рамках трека студенты овладевают навыками работы с лингвистическими данными (в том числе с языковым корпусом и генеративными моделями типа ChatGPT) в исследовательской и образовательной деятельности. В то время как значительная часть лингвистической программы связана с анализом грамматических явлений, специализация предполагает также выход «за пределы грамматики» — работу с дискурсивными построениями, использование новых методов (в том числе цифровых) в преподавании и при решении междисциплинарных задач.
Пререквизиты и отбор: прослушанные курсы по Введению в лингвистику, Общей фонетике и Общей морфологии или их аналоги, а также сдача независимого экзамена по цифровой грамотности; средняя оценка по всем указанным курсам и независимому экзамену должна быть не ниже 6 баллов. При несоответствии критериям — дополнительное собеседование по тематике трека.
Руководитель трека — Ю. А. Ландер
Курсы трека:
- Палеография // Математика для лингвистов (по выбору)
- Лингвистические подходы к дискурсивным явлениям
- Языковые данные в образовательных технологиях
- Digital Humanities: новые идеи и методы
Редактор информационных ресурсов
В рамках этого трека студенты получат углубленные навыки по работе с текстами разных жанров, научатся создавать тексты и редактировать их, добиваясь максимальной эффективности воздействия на адресатов. Параллельно с изучением теоретических дисциплин студенты могут быть задействованы в проектах по медийному сопровождению факультета. Финальным проектом могут быть тексты разных жанров, созданные и отредактированные студентами и опубликованные или готовые для публикации в СМИ.
Отбор: прослушанный курс академического письма или аналогичный с итоговой оценкой не ниже 7 баллов.
Пререквизиты: прослушанный курс академического письма или аналогичный с итоговой оценкой не ниже 7 баллов.
Руководитель трека — Е. И. Кислова
Курсы трека:
- Русский литературный язык в современном мире: основы редакторского подхода
Специалист в области музейного дела
Трек предполагает получение студентами необходимых компетенций в сфере историко-художественной музейно-выставочной деятельности на основании действующего в РФ законодательства («О Музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации», «Положение о музейном фонде Российской Федерации», должностных инструкций и указаний Министерства культуры), включающих теоретические знания и практические навыки.
Практические навыки осваиваются: а) в аудиториях, напр., для работы онлайн с электронным Государственным каталогом музейного фонда РФ; б) во время практических занятий в музеях Москвы (напр., ГИМ, ГМИИ им. Пушкина, ГМВ и др.), связанных с посещением музейных хранительских фондов (депозитариев), постоянных и временных экспозиций по выбранной историко-художественной тематике, опытно-консультативным общением с музейными должностными работниками (хранителями музейных предметов, сотрудниками отделов учёта, экспозиционно-выставочных отделов, реставраторами и др.). Отдельной формой практического обучения студентов может стать знакомство с музеями и музейными объектами городов Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков.
Итоговой формой обучения по специализации «Музейное дело» предполагается выполнение самостоятельного проекта. Его содержанием может быть: а) история конкретного музейного собрания или музейной коллекции, её формирования и изучения; б) история музея, как отдалённая, с момента создания, так и современная, напр., деятельности за конкретный период времени с целью выявления тенденций и стратегии развития; в) история одного музейного подразделения (отдела); г) временная тематическая выставка (археологии, живописи, графики, предметов ДПИ и т.п.) или реэкспозиция действующего выставочного комплекса в музее; д) каталогизация музейного собрания или его части, подготовка каталога постоянной или временной экспозиции.
Пререквизиты и отбор отсутствуют, принимаются все желающие студенты до заполнения количества мест. Руководитель трека — М. Н. Бутырский
Курсы трека:
- Крупнейшие музеи мира. История сложения коллекций (XVII-XX вв.)
- История музеев и музейного дела России. XVIII-XX вв.
- Основы хранительской и экспозиционно-выставочной деятельности
- Основы консервации и реставрации музейных предметов
Академический трек
Исследователь в области лингвистики
Пререквизиты и отбор: прослушанные курсы по Введению в лингвистику, Общей фонетике и Общей морфологии или их аналоги, а также сдача независимого экзамена по цифровой грамотности; средняя оценка по всем указанным курсам и независимому экзамену должна быть не ниже 8 баллов. Отбор заявок проводится по результатам личного собеседования.
Наставник — Ю. А. Ландер
Курсы трека:
- Методика лингвистического исследования
- Лингвистические подходы к дискурсивным явлениям
- Основы лингвистического дискурса (2 модуля)
Исследователь в области культурологии
Пререквизиты: оценки не ниже 8 баллов за курсовую работу 1 курса, а также по дисциплинам «Теория культуры-1», «История культуры-1».
Наставник — Ю. А. Бедаш
Курсы трека:
- Современные исследования культуры;
- НИС «Культурные нарративы: анализ и интерпретация»
Исследователь в области филологии
Пререквизиты: допускаются только студенты, не имеющие академических задолженностей, при условии прохождения курсов «Введение в филологию» и «Теория литературы» или аналогичных им с оценкой «хорошо» или «отлично».
Отбор заявок проводится академическим руководителем и/или академическим советом ОП «Филология». Обязательно: наличие мотивационного письма и рекомендации от научного руководителя. Желательно: наличие публикаций в научных журналах и/или выступлений на научных конференциях, участие и/или достижения в олимпиаде «Высшая лига» сообразно тематике трека. При отборе также учитываются оценки по курсам «Введение в филологию», «Теория литературы» (или их аналогам) и средний балл (GPA).
Наставники — М. А. Волконская, И. И. Бендерский
Курсы трека:
- Введение в текстологию
- Точные и цифровые методы в филологии
- Семиотика истории
- Теория литературы в системе социально-гуманитарного знания
Исследователь в области философии
Пререквизит: Пройден курс «История философии» или два курса по выбору по философии на 2 курсе с оценкой не ниже 7.
1. Отсутствие академических задолженностей на 1 и 2 курсе.
2. Рекомендация руководителя курсовой работы и руководителя одного из научных подразделений Школы философии и культурологии ФГН, курсовая работе на оценку не ниже 6 баллов.
Наставник — В. В. Селивёрстов
Курсы трека:
- Онтология и теория познания в XX веке
- Научно-исследовательский семинар «Практики философских исследований» (3 модуля)
Исследователь в области истории
Пререквизит: положительная оценка за курсовую I курса.
1. Мотивационное письмо (до 1200 знаков). Основные вопросы: чем и почему вас привлекают академические исследования в области истории в целом? какую конкретную область вы хотели бы разрабатывать и почему? кого видите своим научным руководителем?
2. План-проспект исследования (до 6000 знаков). Формулировка темы. Обоснование актуальности исследования. Обоснование новизны исследования (с учетом существующей историографии). Цель и задачи работы. Источниковая база.
3. Собеседование (10–15 минут). Ответ в свободной форме на любые вопросы по содержанию мотивационного письма и плана-проспекта исследования.
Наставник — П. А. Пучков
Курсы трека:
- Структура академического текста
- Научно-исследовательский семинар «Практики исторических исследований» (3 модуля)
Исследователь в области истории искусств
Пререквизиты: оценки не ниже 7 баллов за курсовую работу первого курса и по НИСу «Формальный анализ и художественная критика».
Наставник — О. А. Назарова
Курсы трека:
- Знаточество и методика атрибуции
- Основы архитектурного анализа и критики
- Интерпретация произведений искусства в контексте музея
- Научно-исследовательский семинар «Основы исторической интерпретации произведений искусства II»
Выбор трека
Первые курсы минидигри стартуют в 4 модуле 2025/26 учебного года. Соответственно, ознакомление с тематическими треками, выбор и отбор на них будет происходить с октября по декабрь 2025 года и закрепляться в ходе зимней кампании по выбору курсов (декабрь 2025) в системе SmartWay. Выбор и отбор на академические треки будет производиться по средствам заполнения специальных форм, которые будут направлены по корпоративной электронной почте с указанием срока заполнения.
Информация об отборе на треки (пререквизиты, дедлайны, отборочные задания и др.) будет определена руководителями треков к октябрю 2025 года и опубликована на этой странице, а также разослана студентам по корпоративной электронной почте.
Переход между треками возможен в направлении «одна тематическая минидигри → другая тематическая минидигри» или «тематическая минидигри → академическая минидигри» не позднее окончания студентом 2 курса (то есть с разницей не более чем в один прослушанный курс). Академическая разница обязательно досдаётся. Переход между минидигри происходит в виде исключения, решение о переводе принимает комиссия (руководитель минидигри, академический руководитель ОП и координатор программы минидигри). Переход с академического трека на тематический не разрешён.
Что я получу по итогам?
По итогам освоения программы минидигри студенты смогут получить документ о присвоении микроквалификации (сертификат образца НИУ ВШЭ для студентов полностью освоивших тематический трек и сертификат образца ФГН для студентов академического трека) и соответствующую запись в диплом. Сертификат не является документом об образовании, но содержит информацию о прослушанных курсах и может приниматься работодателями как подтверждение квалификации и навыков соискателя. В данный момент заявки факультета на официальное утверждение микроквалификаций рассматриваются общеуниверситетской комиссией.
Каждому треку минидигри сопоставлена квалификация из классификатора Минтруда России, что облегчает поиск выпускниками работы по окончании университета. Каждый трек минидигри (пакетная сборка курсов и проектов) передаётся в учётную систему НИУ ВШЭ и автоматически попадает в личное дело студента; документ о микроквалификации выдаётся одновременно с получением диплома о высшем образовании.
Присвоение микроквалификации не происходит автоматически: для этого студент должен выполнить требования, определённые руководителем трека и координатором программы (к примеру, оценки по всем курсам минидигри не ниже определённых, либо успешная сдача итогового экзамена, либо публикация статьи в журнале не ниже конкретного списка, либо успешная регистрация РИД и др.). Студент, не выполнивший эти требования (но сдавший все курсы и проекты), получает диплом о высшем образовании, но не получает сертификат о микроквалификации.
Дополнительная информация
По любым вопросам, касающимся проекта минидигри, можно обращаться к координатору программы Тимуру Андреевичу Красовскому (takrasovskiy@hse.ru). По вопросам конкретных треков ставьте в копию руководителя или наставника соответствующего трека.