Елена Вишленкова и Михаил Давыдов опубликовали статью в «Jahrbucher fur Geschichte Osreuropa»
В данной статье прослежена зависимость интерпретации войны 1812 года, а также приемов героизации и дегероизации ее лидеров от меняющихся политических обстоятельств внутри России и в ее окружении, от заказа верховной власти на репрезентацию имперского прошлого, от национальных проектов российских элит. За сто лет (1812–1914) в споре о «героях» и «злодеях» приняли участие церковные проповедники, художники, журналисты, представители верховной власти, военные-мемуаристы, гражданские и военные историки, писатели и публицисты. Исследование осуществлено на основе анализа ключевых для данной темы историко-научных («История» Александра Михайловского-Данилевского), мемуарных (рукописи Алексея Ермолова, Надежды Дуровой, Дениса Давыдова и др.) и историко-художественных произведений (поэма Василия Жуковского и роман Льва Толстого) XIX – начала XX века. Утверждения и идеи их авторов сопоставлены с современными им визуальными, поэтическими, публицистическими и коммеморативными образами. Такой подход позволил увидеть дизайнерский характер героев войны 1812 года, их амбивалентность, динамику (нередко цикличную) их появления и исчезновения с авансцены национального прошлого, а также определить дискурсивную принадлежность конкретного нарратива.
К изучению романа Льва Толстого авторы статьи применили методы генетической критики. Составление стеммы из черновиков и записей писателя дало возможность показать, как менялся замысел создателя, как редактировались отдельные сюжеты и прорабатывались образы героев, как воспоминания участников войны были использованы для создания большого нарратива. Всё вместе это позволило выявить приемы Толстого в работе с историческими свидетельствами, в том числе его способы перекодирования культурно-психологических характеристик конкретных персонажей, ретуширования противоречий в свидетельствах, создания зон умолчания.
Авторы статьи пришли к выводу, что механизмы героизации в конкретных повествованиях находились в прямой зависимости от философии истории. Так, так тенденция к романтизации и национализации российского прошлого в 1820–1830-е годы проявилась в десакрализации императора Александра, и в замещении образа «священной войны» на образ «народной войны». Национальный проект Толстого был иным. Он побудил писателя деперсонализировать войну и героизировать группность – русскую семью и русский народ. В последующем этот дискурс был усилен социологизацией исторического письма. Социологизирующие историки представляли войну как столкновение абстрактных интересов, процессов и групп, в котором имена героев были лишь аксессуарами «большой» истории.