Доклад стажера-исследователя Научно-учебной лаборатории трансцендентальной философии Ивана Болотова "Вводные комментарии к истории понятия «трансцендентальное»..."
Основной посыл состоявшегося выступления заключался в демонстрации необходимости осторожного и внимательного обращения с понятиями. Применительно к тематике нашей лаборатории — с понятием трансцендентального. Несмотря на, казалось бы, самоочевидность этого термина, существует довольно длительная история его употребления, а кроме того, глубокая укорененность трансцендентализма, с одной стороны, в средневековом мировоззрении, а с другой, — в научной революции Нового времени. В фокусе внимания доклада, при этом, оказалась не столько хронологическая динамика значений понятия «трансцендентальное», сколько сопутствующий ей «метафизический фон». Автор попытался пробиться к смыслу данного термина на разных исторических этапах не через букву, но с помощью понимания мотивов, которые опосредовали его продуктивность в той или иной метафизике. Попытка выявить место и смысл концепта «трансцендентальное» была предпринята на материале средневековой метафизики и, по большей части, системы трансцендентального идеализма И. Канта. В первой части доклада разбирались такие авторы, как Ф. Аквинский, Д. Скотт и ряд немецких авторов XVIII века.
Фома Аквинский сформулировал ставшее классическим для средневековья учение о 6 трансценденталиях: вещи, нечто, блага, истины, сущего, единого. Для Фомы трансцендентальное было равнозначно выходу за пределы предикаментов (категорий). Однако, позже Дунс Скотт добавляет к этим надкотегориальным атрибутам ряд так называемых разделительных атрибутов. Уже у этого схоласта трансцендентальное становится не просто неопределяемым через род и ближайший признак, но также чем-то, что определяет сущее в целом исходя из существующих между ним отношений различия по таким взаимоисключающим характеристикам, как конечное-бесконечное, равное-неравное и т.д.
На пути к XVIII в. ключевые повороты буду связаны с именами И.Г. Альстеда, Х. Вольфа, А.Г. Баумгартена. Альстед вводит различие между общей метафизикой и метафизикой специальной; он же фиксирует предмет первой в трансценденталиях, а второй — в категориальных понятиях. Вольф пойдет в этом направлении несколько дальше, уподобив общую метафизику общей космологии, тем самым, привязав ее содержание к опыту природы. У ученика Вольфа — Баумгартена, — мы встречаем по существу готовое школьное членение философии на общую метафизику и психологический, космологический и теологический разделы метафизики специальной.
Несмотря на это, успех понятия «трансцендентальное» прежде всего связан с именем И. Канта. Вторая часть доклада была посвящена именно ему. Докладчик проследил на материале ранних сочинений Канта взаимосвязь для этого автора проблемы метафизики и метода. Суть проблематичности метафизики и неудовлетворительности используемого в ней до сих пор метода, согласно Канту, состоит в неспособности свести баланс между двумя регистрами — чувственных и интеллектуальных представлений, — что в свою очередь, порождается присовокуплением к опыту некоторых пустых, сугубо произвольных представлений. В ответ на эту «отсталость» метафизики Кант формулирует идею коперниканского поворота, в рамках которого кантовское понимание трансцендентального только и получило силу. Кант, по мнению докладчика, под трансцендентальным понимает вопрошание об условиях возможности опыта вещей конечным существом, коим является человек, либо же знание о таких условиях. Данный ход мысли реализуется в кантовской дедукции, позволяющей обосновать совпадение одного регистра (мысли) и другого (вещей), исключив всякое пустое мыслеобразование как необоснованное.
В целом, доклад стремился указать на центральную роль разобранных понятий для навязчивого усилия охватить сущее как таковое и в целом, передающееся в традиции под именем метафизики. В случае Канта было указано, с привлечением некоторых текстуальных доказательств, на коперниканскую революцию как на прививку достижений нововременной математизированной физики к философии. В завершении докладчик акцентировал внимание присутствующих на важности не упускать из память корни трансцендентализма в ходе европейской истории, помнить о наследии, которое оно несет с собой.