Религиозная легитимация политической власти в Византии
Ромейские василевсы правили «милостью Божьей». Всякого человека, входившего в храм св. Софии в Константинополе, в том числе и самих императоров, в нартексе церкви встречало мозаичное изображение императора, распростертого ниц перед троном Христа. Бывали случаи, когда патриархи отлучали императоров от церкви или налагали на них строгие епитимьи, многих императоров церковь объявляла еретиками, а святым – всего одного, Константина Великого. Все это может создать впечатление, будто в Византии царила теократия, тем более, что ветхозаветная метафорика была неотъемлемой частью дискурса власти в Империи.
С другой стороны, широко распространено мнение, что в Византии имел место «цезаропапизм»: императоры назначали и смещали иерархов, вмешивались в догматику, созывали вселенские соборы, диктовали церковную политику. Будучи мирянами, они имели право входить в алтарь, а изображались с нимбом вокруг головы.
Можно было бы предположить, что истина лежит посередине между двумя этим крайними точками зрения. Ничего подобного – между ними лежит проблема.
Регистрация
Семинар пройдет 11 мая в 18:00 онлайн на платформе Zoom. Для получения ссылки на Zoom-конференцию необходимо
Иванов Сергей Аркадьевич
Институт классического Востока и античности: Профессор
Селезнёв Михаил Георгиевич
Институт классического Востока и античности: Доцент