• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Владимир Кантор о романе Чернышевского "Что делать?", Владимире Кормере и одном неоконченном киносценарии

110 лет назад был снят запрет с романа Чернышевского "Что делать?". Этому юбилею и связанным с ним вечным вопросам посвящена дискуссия профессора В.К. Кантора и режиссера А.А. Могучего в передаче "Наблюдатель" на ТК "Культура". Интересной рифмой к обсуждаемым темам стала публикация неоконченного киносценария о Чернышевском 30-летней давности, история которого завораживает сама по себе.

Владимир Кантор о романе Чернышевского "Что делать?", Владимире Кормере и одном неоконченном киносценарии

В свете 110-летия снятия запрета с романа Чернышевского "Что делать?" профессор В.К. Кантор, автор множества работ о великом русском вольнодумце, и режиссер А.А. Могучий, поставивший в 2014 г. спектакль "Что делать?" в БДТ, обсудили навеянные юбилеем вечные вопросы в передаче "Наблюдатель" на ТК "Культура" (Ведущая: Фекла Толстая. Эфир от 12.05. 2015). Вашему вниманию предлагается видеозапись беседы:



Неожиданной рифмой к этой беседе стала публикация киносценария 30-летней давности о Чернышевском, писавшегося В. Кантором и В. Кормером в соавторстве. Неоконченная, практически потерянная и вновь обретенная рукопись возвращается к читателю на страницах журнала "Волга - XXI век" (№  3–4 2015).

"Перед читателем – текст 1985 года. Возможно, имеет смысл объяснить его возникновение. Мой покойный друг, Владимир Кормер, после выхода в 1984 году на Западе его романа «Крот истории» (премия Владимира Даля) ушёл, разумеется, с работы (мы вместе работали в журнале «Вопросы философии»). Однако его не оставляла странная мысль – найти форму возвращения в подзаконный литературный процесс. Психология эмигранта была 
ему чужда, как, кстати, и Чернышевскому. И тут в мае у меня вышла статья о Чернышевском: «Эстетика жизни» (споры вокруг второго, 1865 года, издания «Эстетических отношений к действительности») // Вопросы философии. 1985. № 5.) Статья Кормеру понравилась, он увидел в ней антиленинское и антинабоковское прочтение идей Чернышевского. И Кормер предложил мне написать вместе сценарий о Чернышевском, рассчитывая, что кто-нибудь да и заинтересуется этим текстом. После некоторого колебания я согласился. Черновой вариант сценария так и назывался «Эстетика жизни». Только сейчас, редактируя текст, я изменил заглавие на более подходящее по смыслу. Писали мы около двух месяцев, написали (набросали) первую часть, потом был перерыв, а потом Володя тяжело заболел (рак почки), в ноябре 1986 года он умер. Рукопись пролежала у меня в архиве почти тридцать лет. В последние два года удача свела меня с крупнейшим нашим специалистом по Чернышевскому – Адольфом Андреевичем Демченко, а также с журналом «Волга–ХХI век», которому я признателен за выпуск в свет моего романа. В результате разных бесед было решено, что журнал возьмёт рукопись и постарается оценить её пригодность для публикации. Почти без надежды на успех я принялся искать рукопись. И – вторая удача: рукопись я нашёл. Перечитал, пафос текста мне по-прежнему близок; поправив и уточнив некоторые детали, я предлагаю сценарий вниманию саратовцев. Только одно: текст, разумеется, содержит приметы того времени, когда он был написан, поэтому это не только произведение художественное, но и документ эпохи. 
Владимир Кантор"

Кантор, Кормер. Сценарий о Чернышевском (PDF, 1.25 Мб)