• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Журнал "4x4": Культурологическая экспедиция в Дагестан

В журнале "4x4" вышел репортаж о состоявшейся этой весной экспедиции в Дагестан, в которой принимали участие студенты и преподаватели школы культурологии ВШЭ.

Журнал "4x4": Культурологическая экспедиция в Дагестан

Журнал "4x4"
Этой весной состоялась 5-ая экспедиция школы культурологии "Культурный фронтир". О своем путешествии студенты написали в журнале "4x4". Предлагаем вашему внимаю фрагмент репортажа.

По серпантину, с седловины аула Гуниб медленно спускается вереница машин. Одна из них направляется в Чох — живописный аул Дагестана, где дома опоясывают гору, другая — в Балхар, чтобы узнать старинный секрет изготовления глиняной посуды, третья держит путь в Унцукуль, где делают уникальную насечку металлом по дереву, а ещё одной предстоит добраться до Цовкры, которая славится своими канатоходцами…

В каждой машине — группа студентов. Немного поколесив по горным дорогам, они весь день будут знакомиться с людьми, разговаривать с мастерами, рисовать и фотографировать их работу, расспрашивать о самых разных вещах: какие сериалы смотрят дагестанские женщины? Куда выезжают на заработки мужчины? Кем хотят стать дети? Пятая группа осталась в Гунибе, чтобы изучить экспонаты здешнего краеведческого музея, а потом встретиться с местным музыкантом, который делает тамуры (дагестанский двухструнный музыкальный инструмент). Вечером под открытым небом у дымящегося мангала все студенты вновь соберутся, чтобы рассказать друг другу о том, где удалось побывать за день… Так проходит один из обычных дней автомобильной экспедиции культурологов из «Вышки» — Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики».
СТРАНА ХУДОЖНИКОВ
В этом году центральной темой экспедиции стали народные промыслы и художественные ремёсла. В течение всего года их изучали в Центральной России, но без знаменитых дагестанских промыслов картина была бы неполной. «Страна кустарей» или, точнее, «кустарей и кустарок» — так в 1931 году назвал Дагестан Григорий Дзагуров, автор первой полноценной работы о местных ремесленниках. Их пёстрое разнообразие создаёт в Дагестане ещё одно измерение — в дополнение к удивительному многообразию природы, ландшафтов, языков, народов. Промыслы всегда вызывали большой интерес у исследователей, и даже в годы Великой Отечественной войны сюда отправлялись экспедиции, возглавляемые историком и этнографом Евгением Шиллингом. В его отчётах дано подробное описание многих центров художественного кустарного производства. Мы везём эти книги с собой, читая вслух во время длительных автомобильных перегонов, сравнивая свои впечатления с наблюдениями предшественников, тем самым перемещаясь не только в пространстве, но и во времени. И вот что в 1944 году писал о дагестанских кустарях Шиллинг: «Многонациональный Дагестан — «страна гор» или «гора языков», по справедливости мог бы называться и «страной художников»… Основные творческие навыки мастеров исходят из глубин сокровищницы, сложившейся в результате столетий художественной культуры горцев Дагестана… В Дагестане, сравнительно с соседними Грузией и Азербайджаном, сохранилось значительно меньше вещественных памятников прошлого, зато гораздо целостнее это прошлое в быту, в живых людях». Собственно, ради живых людей мы сюда и приехали. Дагестан до сих пор остаётся тем редким краем, где люди всегда открыты к беседе, готовы отложить свои повседневные дела и заботы (а поверьте, их хватает), чтобы рассказать и показать то, что интересует гостей, пригласить в свою мастерскую, принять в своём доме, проявить пусть и скромное, но очень достойное и радушное гостеприимство.
(Читать далее)