• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Греко-латинский клуб Antibarbari: 10 лет формирования любви к древним языкам

10 лет назад на Факультете гуманитарных наук зародилась идея создания греко-латинского клуба Antibarbari, который стал уникальным дополнением к основным курсам греческого и латинского языков. За годы существования клуб перерос в неотъемлемую часть академической среды факультета, предоставляя студентам возможность для углубленного изучения классических языков.

Греко-латинский клуб Antibarbari: 10 лет формирования любви к древним языкам

За 10 лет своего существования Antibarbari вышел за рамки обычных курсов, став центром для тех, кто стремится к полному освоению грамматики и, более важно, к погружению в мир классической литературы. Участники клуба не только проходят полный курс греческой и латинской грамматики, но также приобретают опыт "медленного чтения" произведений классических авторов. Семинары по медленному чтению – основная форма обучения. Этот навык открывает перед студентами не только возможность погружения в мир древних текстов, но и понимание более поздних исторических периодов.

Подробно о 10-летней работе греко-латинского клуба, истории его создания и значимости изучения древних языков и литературы в современном образовании, рассказала доцент Школы философии и культурологии ФГН, автор проекта «Antibarbari» – Ольга Алиева.


                                                                

 

     Расскажите, пожалуйста, о Вашем клубе Antibarbari и том, как пришла идея его создания.

Название нашего клуба отсылает к одноименному произведению Эразма Роттердамского, великого гуманиста, чья деятельность оказала влияние на все гуманитарные дисциплины. Идея клуба была подсказана самой жизнью: полугодовые курсы латыни и греческого, которые стоят в программе у студентов-философов, не позволяют ознакомиться с грамматикой даже на уровне пятого класса классической гимназии. Клуб Antibarbari был задуман как дополнение к основным курсам греческого и латыни, и за десять лет его существования десятки студентов получили возможность не только пройти полный курс греческой и латинской грамматики, но и приобрести опыт «медленного чтения» авторов, что для многих послужило основой для дальнейшей научной работы.
                                                   

      Какова значимость изучения древних языков и литературы в современном образовании?

«Современное образование» находится в счастливом неведении относительно того, что для него значимо. Классические языки, без которых невозможно основательное освоение истории, филологии, философии и богословия занимают в наших учебных планах ничтожное место. Исключение составляют лишь программы по классической филологии, но этого недостаточно. Я уверена, что классические языки европейской культуры способны принести пользу не только узкому кругу антиковедов или медиевистов. Скажу больше: не только гуманитариям.

 

      Какие аспекты античной культуры привлекают студентов?

Ошибочно думать, что древние языки нужны только тем студентам, которые изучают античность. Человеку без знания латыни и древнегреческого недоступны все Средние века, Возрождение и значительная часть Нового и Новейшего времени… Ньютон писал по-латыни. Гоббс переводил Фукидида. Ницше принадлежат замечательные исследования поэзии Феогнида. В XX в. Мишель Фуко, Мартин Хайдеггер и Марта Нуссбаум — примеры глубокого и плодотворного освоения античной мысли. Напоминать о глубочайшем влиянии платонизма на русскую философию и богословие даже неловко. Без греческого и латыни все эти богатства нам недоступны, и мы вынуждены пересказывать то, что думают об этом другие…

 

      Какие методы и подходы Вы используете, чтобы сделать изучение древних языков и литературы интересным и доступным для студентов?

Я не думаю, что изучение чего бы то ни было должно быть обязательно интересным и доступным. Студенты понимают, что классические языки делают их специалистами мирового уровня, и многочисленные стажировки участников нашего клуба в Италии, Великобритании, Бельгии и Германии это подтверждают. Другое дело, что латынь и древнегреческий сами по себе так прекрасны, что рано или поздно при любом методе обучения эта красота открывается пытливым умам. Это ни с чем не сравнимая радость.

 

      Какие возможности предоставляет Греко-латинский клуб для студентов?

Есть такой роман о двумерном мире под названием Флатландия. В этот мир попадает объемная сфера, но обитатели двумерного мира не могут понять, что это, пока не увидят Пространство. Греческий и латынь — это возможность увидеть Пространство.

 

      Какие вызовы и препятствия могут возникнуть при изучении древних языков и литературы, и как Вы помогаете студентам их преодолевать?

Вызовов, как и в любом деле, хватает. Но понимание ценности и важности того, что мы делаем, помогает находить и время, и силы. Никто не говорил, что стать гуманистом легко.

 

      Какие аспекты античной культуры, на Ваш взгляд, особенно важны или актуальны для современного мира, и почему?

«Современный мир» закончится, как только окончательно распрощается с античностью. Мы созданы этой культурой, мы ее продолжение и отражение, хотя и стремительно тускнеющее. Сама возможность ставить вопросы, в которых есть слова «культура», «мир» и «современный» немыслима вне концептуального аппарата, созданного в античности… Поэтому для меня забота о древних — это забота о себе.

 

      Какие вызовы Вы видите в популяризации древних языков среди молодежи в современном информационном обществе? Как Вы их преодолеваете?

Современная технологическая революция мало чем отличается от той революции, которую пережили современники Платона, впервые столкнувшиеся с обилием писчего материала и ростом грамотности. Или от той революции, которую пережили современники Эразма, впервые осознавшие силу печатного станка. Ничего примечательного в нашей революции нет. Меняются носители информации, способы коммуникации… В какой-то мере мы возвращаемся в устное общество древних рапсодов. Все эти колебания неизбежны, ничего ужасного в них нет. Но содержательно, помимо Гарри Поттера, предлагается не так много — тут у современного информационного общества, как принято говорить, «зона роста». Хорошие книги по-прежнему ценятся и будут цениться — надо лишь поддерживать в людях способность их читать.

 

      Какие перспективы существуют для студентов, изучающих древние языки и культуру, в свете современных тенденций на рынке труда? Какие навыки они могут приобрести?

Естественный трек для образованного человека (помимо научного) — это управление. Для меня вполне очевидно, что до сих пор люди с классическим образованием имели значительное конкурентное преимущество в сфере госуправления и корпоративном секторе. Не вижу причин, почему тем, кто сегодня претендует на карьеру лидера в этих сферах, захочется добровольно отказаться от компетенций, которые были востребованы последние две-три тысячи лет.

 

     Какие советы вы бы дали студентам, которые интересуются изучением древних языков и литературы, но не уверены, насколько это может быть полезно для их образования и будущей карьеры ?

Это вопрос готовности инвестировать в долгую. Сомневающимся, возможно, не стоит выходить из зоны комфорта.