Поворот на Восток: Александр Бабин принял участие во Всероссийском съезде востоковедов
Мероприятие, регулярно проводимое с 1997 года, объединило учёных научно-исследовательских и образовательных центров из разных городов России для обсуждения актуальных вопросов классического и практического востоковедения. Темой съезда в этом году стал «Поворот на Восток и российское востоковедение». Участники обсудили вопросы теории и методики востоковедческих исследований, истории, геополитики, филологии, этнологии, культуры и искусства регионов Азии, а также проблемы профильного образования.
Старший преподаватель Школы исторических наук ФГН Александр Николаевич Бабин выступил с докладом, посвящённым материальным свидетельствам взаимодействия России с азиатскими регионами, представленным в музейных коллекциях:
«В 1870-80-х годах два путешественника из России независимо друг от друга посетили Индию. Один, художник В. В. Верещагин – дважды; другой, учёный И. П. Минаев, стоявший у истоков российской школы индологии – трижды. Оба вернулись не с пустыми руками: кроме обширного корпуса приобретённых манускриптов и собственных записей, И. П. Минаев привёз также этнографическую коллекцию (ныне в собрании МАЭ РАН). В. В. Верещагину же удалось подробно запечатлеть многоликую Индию на своих полотнах; в рецензии на книгу о путешествии художника И. П. Минаев назвал его картины «драгоценными даже в научном отношении».
В Дарджилинге, горной станции у подножия Гималаев, соотечественники побывали с разницей примерно в десять лет, однако здесь обнаружились интересные точки пересечения. В ходе исследования удалось уточнить локацию, изображённую на картине В. В. Верещагина «Буддийский храм в Дарджилинге. Сикким» (ГТГ) – монастырь Карма Дордже Чолинг, называемый также Бхутиабасти гомпа. Как удалось установить, именно в этом монастыре И. П. Минаев впоследствии приобрёл одни из ценнейших предметов своей этнографической коллекции – две буддийские иконы-тханка. Анализ иконографии этих икон свидетельствует об их связи с традицией странствующих рассказчиков, почти угасшей к нашему времени. Подобные вещи являются редкими как для отечественных, так и для зарубежных собраний; их выявление свидетельствует о значительном научном потенциале коллекций, собранных в Азии русскими путешественниками, и о важности их дальнейшего изучения».