• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

XVIII Летняя лингвистическая школа состоялась в УЦ «Вороново»

С 8 по 17 июля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» прошла Летняя лингвистическая школа, которую  Вышка провела в сотрудничестве с Политехническим музеем. 64 старшеклассника, прошедшие отбор и доказавшие свой интерес к лингвистике, слушали лекции, участвовали вместе со студентами и преподавателями в интеллектуальных конкурсах и даже проводили самостоятельные исследования.

«Нашу школу придумали в 1992 году Максим Кронгауз и Елена Муравенко, — рассказывает директор ЛЛШ, научный сотрудник Школы филологии Александр Пиперски. — Не буду пересказывать ее долгую историю, скажу лишь только, что в этом году ЛЛШ впервые проходит под эгидой Политехнического музея в партнерстве с Высшей школой экономики. Мы благодарим директора Политеха Юлию Шахновскую, а также Дирекцию по профориентации НИУ ВШЭ и лично Тамару Протасевич, которые помогли нам освоиться на новом месте».

ЛЛШ — это не летний детский отдых в классическом смысле слова: каждое утро читаются две лекции, после обеда — семинары, в промежутках факультативы, свободного времени практически нет. Большая часть занятий предлагалась на выбор, но многие школьники стремились посетить всё: семинары по лексической типологии и искусственным языкам, по программированию и анализу текста, по китайскому и чешскому. Вечерами все собирались на интеллектуальные игры: от всем известного «Что? Где? Когда» до фирменных викторин ЛЛШ «Игры со словами» и «Литературный маскарад». Казалось бы, почти весь день в помещении после учебного года проводить трудно, но именно ради этого в Москву съехались ребята не только из столичного региона, но и из Бийска и Череповца, Новосибирска и Калининграда, Чикаго и Вены.

«Мне кажется, ЛЛШ — это самый лучший вид отдыха, — говорит доцент Школы лингвистики Борис Иомдин, ответственный за составление программы ЛЛШ. — Здесь мы забываем о рутине в обществе людей разных поколений, которых объединяет увлечение лингвистикой. Не только школьники, но и студенты с преподавателями стараются ходить на лекции и семинары коллег; на игры мы тоже собираемся все вместе. Нам интересно друг с другом: школьники из разных регионов получают возможность пообщаться с крупными учеными, а преподаватели рады познакомиться со своими будущими лучшими студентами».

Крупные ученые — это не преувеличение. Вот уже десятый год подряд на ЛЛШ приезжает выдающийся лингвист современности академик Андрей Анатольевич Зализняк. Он прочел лекцию об этимологии, а затем школьники смогли пообщаться с ученым, который неопровержимо доказал подлинность «Слова о полку Игореве» и досконально описал язык новгородских берестяных грамот. Среди лекторов ЛЛШ — два члена-корреспондента РАН: японист и историк науки Владимир Михайлович Алпатов (директор Института языкознания РАН) и специалист по морфологии и африканистике Владимир Александрович Плунгян (заместитель директора Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН).

Особая традиция ЛЛШ — лингвистические эксперименты. На каждой школе преподаватели проводят такие исследования с участием школьников и обсуждают с ними результаты. В прошлые годы эксперименты были посвящены «инопланетному языку», русской бытовой лексике или уменьшительным именам. В этом году на школе был устроен специальный вечер экспериментов, а одно из исследований провели сами школьники. Их научным руководителем был студент второго курса Школы лингвистики и стажёр-исследователь лаборатории нейролингвистики Никита Змановский.

«Разумеется, Тане Михайловой и Варе Неруш нужна была помощь, — говорит Никита, — но это психолингвистическое исследование прошло по их инициативе. Очень надеюсь, что Таня и Варя продолжат заниматься лингвистикой: к научной работе в нашей области они уже практически готовы».

На Летней лингвистической школе нашлось место не только интеллекту, но и эмоциям: большое воодушевление всех участников вызвал концерт, где школьники пели на разных языках, танцевали кадриль, играли на музыкальных инструментах. Ну и, конечно, ощущения всех, кто побывал на ЛЛШ, нетрудно найти в социальных сетях: радость, что все прошло так удачно, грусть, что школа так быстро закончилась, и надежда, что через год все мы встретимся снова. 

Текст Владимира Файера,
фото Анастасии Максимовой, Ксении Гиляровой и Бориса Иомдина