Можно ли не забыть незамеченное?
Незамеченные и забытые имена театроведов и театральных критиков, не востребованные, но много говорящие ученому документы - тема конференции, которую провел Сектор театра Государственного института искусствознания совместно с Центральной научной библиотекой СТД РФ. Проектную лабораторию по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра представили Е. Абелюк и Т. Левченко.
Цифровой комментарий к художественному тексту и новый тип чтения
О том, как чтение с цифровым комментарием к художественному тексту (проект Социолит, НИУ ВШЭ) может изменить характер чтения, существенно углубить чтение, помочь читателю перенестись в описываемую эпоху, речь шла на Всероссийской научно-практической конференции "Цифровой и аналоговый текст в пространстве современного образования: конфликт или паритет?".
Индикаторы поэтического бума
Изучению художественной культуры Оттепели посвящено сразу несколько проектов Лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. На конференции "1954: первый год новой эры" сотрудник лаборатории историк Геннадий Кузовкин представил доклад "Поэзия и повседневность Оттепели. Журнал «Юность» в 1955-1965 гг. как индикатор поэтического бума".
Волонтерам-исследователям Оттепели
Проектная лаборатория НИУ ВШЭ по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX–XXI веков приглашает волонтеров-исследователей включиться в научный эксперимент. Посвящен он изучению поэтического бума эпохи Оттепели. На этот раз - на основе аналитических обзоров журнала "Юность". Такое объявление можно прочитать не только на нашей странице , но и в газете "Троицкий вариант. Наука", №14 (408), 16 июля 2024 года
Время, достойное музея: "оттепельная" коллекция лаборатории в Нижнем Новгороде
"Оттепельные проекты Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. были представлены на конференции "Оттепель как феномен", состоявшейся 16-18 мая 2024 года в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ.
Поэтическая и театральная Оттепель: Открытое интервью Натальи Ивановой
На этот раз проект "Культурная история Оттепели" разворачивался в Музее Б. Окуджавы в Переделкино. Открытое интервью давала Наталья Борисовна Иванова — литературный критик, заместитель главного редактора журнала "Знамя", современник и участник важнейших для литературной жизни событий. Готовила и проводила встречу команда сотрудников и студентов Проектной лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. НИУ ВШЭ. Вот что написала об этой встрече Полина Авдиюк: "Наталья Борисовна рассказала нам о многом - о своей семье, о том, какие книжки читала, о том, какое место занимала в ее чтении поэзия. Рассказывала она и о своей непокорности строгим общественным нравам в школьные годы, когда получала выговоры за увлечение рок-н-роллом и неподобающие, по мнению директора, чулки и туфли. Услышали мы о временах учебы НБ в Московском университете, о ее участии в семинаре литературоведа и критика, новомирца Владимира Турбина. Разговор затронул и более широкие темы: например, об открытии в оттепельные годы национального кинематографа в Грузии, Литве, на Украине, об отношении к шестидесятникам и к андеграунду... Говорили почти два часа, а заканчивать не хотелось. И не только на академические темы, но и на вполне житейские! ...Наталья Борисовна показала нам пример высокого профессионализма и интеллектуальной энергии."
Юткевичевские чтения, или Универсализм в искусстве
С. И. Юткевич умел бесконечно много. Он и режиссер театра и кино, и сценарист, и художник, и театральный педагог. Естественно, что посвященная ему Международная научная конференция - Юткевичевские чтения – тоже объединяет людей, занимающихся самыми разными искусствами или работающими на стыке их. Тема этого года: Грани талантов и границы восприятия: Категория универсальности в искусстве. Она и проходит на разных площадках – и в Российском Гуманитарном Университете, где начиналась, и в Государственном Институте искусствознания. И хотя в этом году Юткевичевские чтения случились только в четвертый раз, желающих участвовать в ней (а это и известные ученые, и студенты) так много, что рабочие заседания проводились в три дня.
Роман-расследование о Сухово-Кобылине
Причастен ли русский драматург А.В. Сухово-Кобылин к загадочному убийству француженки Луизы Симон-Деманш? Этот вопрос давно волнует исследователей и почитателей творчества писателя. Он обсуждался и на презентации книги "Драма снежной ночи: Роман-расследование о судьбе и уголовном деле Сухово-Кобылина" в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля. В разговоре принимали участие автор расследования В.О. Отрошенко, издатель книги Е.Д. Шубина, профессор НИУ ВШЭ Е.Н. Пенская и директор ГМИРЛИ Д.П. Бак.
Под лупой комментария: красная повязка в романе Булгакова и рассказе Аверченко
О чем может говорить красная повязка на рукаве героя, появившаяся в марте 1917-го? А в январе 1918-го?Почему для Булгакова Рай наступит "в то самое мгновение, как в Москве исчезнут семечки"?Кто же все-таки для героя рассказа Зощенко баба в шляпке и фильдекосовых чулочках": "баба", "фря" или "аристократка"? Чем домуправ отличается от домхоза, а самоуплотнение - от уплотнения и важно ли это знать, когда идешь в театр на "Зойкину квартиру"? Над этими и другими вопросами читателям предлагают размышлять авторы проекта по созданию модели универсального цифрового комментария для школы. Это подпроект большого проекта НИУ ВШЭ «Литература и общество: цифровая платформа СОЦИОЛИТ».
От буквы к цифре: наследие писателя в цифровую эпоху
Конференция с таким названием прошла на этой неделе в Доме творчества в Переделкино. Несколько научных коллективов рассказали о своих проектах. Сотрудники НИУ ВШЭ работали над несколькими из них.