• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наука

Иллюстрация к новости: Варлам Шаламов о критике Александре Воронском

Варлам Шаламов о критике Александре Воронском

23 июня 2022 в Литературном музее прошла конференция «Варлам Шаламов в контексте современности» (к 115 летию со дня рождения и 40-летию со дня смерти писателя).
С докладом "Герои очерка В.Шаламова «Александр Константинович Воронский» и их судьбы в материалах архива литературного критика Ф.М.Левина (1901-1972)" выступила сотрудник Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. Т.В. Левченко.  

Иллюстрация к новости: Обретённая пьеса

Обретённая пьеса

Текст пьесы "Берегите ваши лица" по стихам Андрея Вознесенского считался утраченным, да и записи постановки не сохранилось: Ю.П. Любимов полагал, что в записи спектакли искажаются, к тому же сыграли "Лица" всего три раза, а затем они были запрещены. Один вариант текста сотрудники Проектной лаборатории по изучению Ю.П. Любимова и режиссерского театра XX-XXI вв. отыскали в архиве - это ранний вариант пьесы. Второй, полный, вариант сотрудники лаборатории обнаружили в неожиданном месте - у сына покойной сотрудницы Министерства культуры РСФСР, помощницы Е.А. Фурцевой. Текст со стола министра был испещрен цензурными пометами. Оба были использованы при постановке студенческого лабораторного спектакля "Берегите лица, 2.0" в Центре Вознесенского (проект курировали от НИУ ВШЭ - Е.С. Абелюк, от Центра Вознесенского - Ю.Н. Гирба, куратор театральных программ. Режиссер - Дарья Денисенко, ученица Ю.П.Любимова).  Утерянную пьесу лаборатория НИУ ВШЭ приподнесла семье поэта, сейчас она попала в Гоголь-центр - и в мае театр представит собственную сценическую версию текста.

Иллюстрация к новости: Булгаков, профессор Преображенский и "Аида" Верди

Булгаков, профессор Преображенский и "Аида" Верди

В рамках мегапроекта «Литература и общество: цифровая платформа СОЦИОЛИТ» в том числе ведется работа по созданию цифрового комментария к повести М.А. Булгакова "Собачье сердце" и шире - к литературе 1920-х годов (рук. Е.С. Абелюк). В проекте участвуют студенты Школы филологических наук, прежде всего ОП "Современная филология в преподавании литературы в школе", а также выпускники этой программы. На днях выпускница этой магистратуры, музыкант Светлана Елизарова, провела для участников проекта мастер-класс, посвященный художественной функции звучащей в повести "Аиды" Верди.

Концептуалисты с метареалистами

На этой неделе в Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра прошла онлайн встреча с Михаилом Эпштейном, филологом и культурологом. Он рассказывал о советской поэзии конца 1970-х и 1980-х годов: о концептуальной поэзии, о соц-арте, о группе "Московское время", о метареализме и многом другом.  Посмотреть и послушать лекцию можно на ютуб-канале лаборатории. https://www.youtube.com/watch?v=odMRhkRbiCg

Иллюстрация к новости: Об универсальном комментарии

Об универсальном комментарии

Руководитель Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра Евгения Абелюк выступила на XII Международной научной конференции Государственного Музея М.А. Булгакова«Михаил Булгаков в потоке российской истории XX–XXI веков». Она рассказала о проекте универсального комментария к литературе (и шире - к произведениям советского искусства) 1920-30-х годов, который делается на Факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ силами студентов-учителей.

Иллюстрация к новости: Достоевский: "Преступление и наказание" на сцене Таганки

Достоевский: "Преступление и наказание" на сцене Таганки

В эти дни, когда мы отмечаем 200-летие Достоевского, юбеляру посвящено множество событий. В их числе конференция Института мировой литературы "Наука о Достоевском и практика преподавания в школе и вузе". В рамках конференции записан ряд лекций для учителей - участников Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности (МГУ, 11 - 13 ноября 2021 года).  Руководитель Проектной лаборатории поизучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра НИУ ВШЭ Евгения Абелюк подробно рассказала коллегам о том, как художественный руководитель Таганки воплотил в спектакле по роману "Преступление и наказание" литературоведческую концепцию, принадлежавшую Ю.Ф. Карякину. Спектакль был поставлен на сценах шести (!) театров: в 1978 году в Будапеште  (театр Вигсинхаз), в 1979 в Москве (Театр на Таганке), в 1983 году в Лондоне (Театр Лирик), в 1984 году в Вене (Академический театр) и в Болонье (театр Арена дель Соле), в 1987 году в Вашингтоне (театр Арена Стейдж). 

Иллюстрация к новости: Художественная жизнь Оттепели в мемуарах

Художественная жизнь Оттепели в мемуарах

Театральное и поэтическое творчество эпохи Оттепели – в центре внимания сотрудников Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова. Собирание архивных документов, театральных рецензий российских и зарубежных критиков, их изучение, комментирование, размещение в онлайн архиве лаборатории на сайте НИУ ВШЭ, словесная реконструкция спектаклей, театрализованный рассказ о них, запись интервью свидетелей и очевидцев театральных и литературных событий этого времени, создание театральной видеотеки и многое другое. Изучается и мемуарная литература этого времени.С рассказом о новых находках выступила сотрудник лаборатории Татьяна Левченко.

Иллюстрация к новости: Новый визуальный комментарий

Новый визуальный комментарий

"Визуальный комментарий к художественной литературе советского времени" - так называется один из подпроектов большого проекта “Литература как культурная практика и социальный опыт”, над которым работают филологи НИУ ВШЭ. Концепция визуального комментария была представлена в Новосибирском государственном театральном институте на Всероссийской научной конференции «Театр и драма: эстетический опыт эпохи». На примере творчества М.А. Булгакова сотрудники Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра Е. Абелюк и Т. Левченко показали принципы представления цифрового универсального комментария к произведениям русской литературы 1920-30-х годов.

Иллюстрация к новости: Дневниковая запись

Дневниковая запись

Сотрудница Проектной лаборатории по изучению творчества Ю. П. Любимова Татьяна Левченко нашла удивительный документ в личном архиве литературного критика Федора Левина.  Это дневниковая запись от 13 марта 1971 года о запрете газетам «Московская правда» и «Вечерняя Москва» писать что бы то ни было о театре на Таганке. Речь в записи идет и о запрете рецензий на спектакль «А зори здесь тихие» по повести Б. Васильева. Как пишет Ф. Левин, запрет исходил от Аллы Петровны Шапошниковой, секретаря Московского горкома КПСС по идеологии. И это при том, что как раз «Зори» были приняты советскими государственными и партийными органами лучше, чем другие спектакли.

Иллюстрация к новости: Партитура для драматической сцены

Партитура для драматической сцены

История партитуры к драматическому спектаклю "Борис Годунов", поставленному в Театре на Таганке в 1982 году, тогда же запрещенному и вышедшему только в 1988-м, необычна. Инициатива ее создания, принадлежала Светлане Сидориной.  Не музыкант, по образованию математик, она была многолетней поклонницей этого театра, а потом стала и его сотрудницей. Как говорит она теперь, ей «было интересно, как текст входит в музыку и выходит из музыки». Идею записать партитуру Светлана предложила музыканту-исследователю Дмитрию Покровскому. Собственно говоря, основой музыкальной стихии спектакля как раз и был репертуар Ансамбля народной музыки, которым Покровский руководил. На протяжении всего спектакля артисты ансамбля вместе с актерами-таганцами были на сцене – исполняли фольклорные песни: игровые, хороводные, плачи, причитания. Так был представлен в спектакле народ. Этот образ, новаторски задуманный Пушкиным, немало осложнял постановку трагедии, и вот, благодаря не менее смелому замыслу Юрия Любимова, на сцене Таганки он становился естественным и органичным.
Дмитрий Покровский записал музыку и слова хоров и отдал запись Светлане, а потом в шутку говорил, что она написала оперу. Копию этого документа Светлана Сидорина безвозмездно подарила Проектной лаборатории по изучению творчества Ю.П. Любимова и режиссерского театра.