Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Очеловечивание гаджетов: как на самом деле мы общаемся с умными устройствами?

Студенты-культурологи ФГН НИУ ВШЭ совместно с РАНХиГС провели исследование о том, как люди взаимодействуют с «умными» устройствами в быту и наделяют их особыми качествами. Исследование основывалось на глубинных интервью с пользователями, позволяя выявить неожиданные особенности восприятия гаджетов в домашнем пространстве. О ключевых выводах проекта рассказывает студентка 3-го курса ОП «Культурология» Анна Кашкина.

Очеловечивание гаджетов: как на самом деле мы общаемся с умными устройствами?

AndroidPolice

В рамках мастерской «Цифровой город» мы — студенты-культурологи — проводим исследования, а по их результатам делаем прикладные проекты. Над нашим лонгридом работали Мила Виноградова (2 курс), Валерия Казакевич (2 курс), Михаил Показеев (2 курс) и Анна Кашкина (3 курс) под руководством Дарьи Радченко (приглашённый преподаватель ВШЭ и старший научный сотрудник ЛТФ ШАГИ РАНХиГС). Это совместный проект НИУ ВШЭ и РАНХиГС о влиянии умных технологий на домохозяйства. Мы брали глубинные интервью у владельцев «умных устройств», обращая особое внимание на то, как те «очеловечивают» свои гаджеты и общаются с ними, а также какую роль занимают такие устройства в домашней иерархии.

 

Три ключевых наблюдения:

1. Парадокс «умной» техники: устройства, работающие незаметно и без сбоев (например, автоматическая кофеварка), воспринимаются пользователями как более интеллектуальные, чем активно действующие устройства с видимыми ошибками. Робот-пылесос, сталкивающийся с препятствиями или запутывающийся в шторах, часто считается «глупым», несмотря на сложность его функций.

2. Восприятие «одушевлённости»: несмотря на возможность голосового взаимодействия, умные колонки воспринимаются менее «живыми», чем роботы-пылесосы. Это связано с отсутствием у колонок мобильности и антропоморфных характеристик. Пылесосы же обладают большей «субъектностью» благодаря самостоятельному передвижению и наличию элементов, напоминающих глаза и конечности.

3. Гендерные различия во взаимодействии: вопреки стереотипу о лучшем понимании техники мужчинами, существует мнение, что «умные» устройства лучше реагируют на женщин. Женщины чаще формируют эмоциональную связь с устройствами, воспринимая их как друзей или членов семьи, что способствует более эффективной коммуникации и большей терпимости к техническим ошибкам.

И вообще после исследования и всех советов и рассказов наших информантов нам захотелось завести себе по роботу-пылесосу.



Автор материала: Анна Кашкина, 3 курс ОП «Культурология»


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!

По всем вопросам обращайтесь по телефону

+7 495 772-95-90 *22161

или пишите на почту

fgn@hse.ru

Адрес для корреспонденции:

101000, Москва, ул. Мясницкая 20