• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я — вышкинец со стажем!»: Александр Юрский об обучении в Аспирантской школе по историческим наукам

«Я — вышкинец со стажем!»: Александр Юрский об обучении в Аспирантской школе по историческим наукам

Из личного архива Александра Юрского

— Как проходил Ваш процесс поступления в аспирантуру?

В Вышке, как известно, своеобразный график поступления: ещё весной, когда ты только завершаешь магистерскую диссертацию, нужно уже подавать документы в аспирантуру. В Школе исторических наук пакет документов для поступления состоит из двух частей: 1) письменной — включающей план-проспект будущей кандидатской диссертации, CV (с указанием публикаций и выступлений на конференциях), рекомендательные письма от научного руководителя и других специалистов; и 2) устного собеседования по теме будущей диссертации.

Так как я участвую в программе Единый трек обучения «магистратура-аспирантура», мы с моим научным руководителем, Алсу Назимовной Бикташевой, заранее продумали план работы. Написание плана-проекта для меня в основном свелось к доработке текста, который я подготовил в сентябре 2022 года для Единого трека: я добавил новые материалы и идеи, появившиеся в ходе обучения в магистратуре.

— Чему посвящена Ваша диссертация?

Если говорить широко, то я исследую отмену крепостного права в России, а если узко — гласность, и как с её помощью реформаторы смогли наконец осуществить то преобразование, которое не удавалось монархам ещё со времён Екатерины Великой. У многих гласность ассоциируется с периодом Перестройки, но на самом деле это термин XIX века (кстати, как и «оттепель»!). Причём пересечений с этими двумя эпохами — Великими реформами Александра II и Перестройкой М.С. Горбачева — довольно много; когда-нибудь стоит написать об этом отдельно. В магистерской диссертации я показал, что гласность в середине XIX века была весьма своеобразным понятием — вовсе не русским аналогом свободы слова, о которой так мечтали публицисты той эпохи. Бюрократы вкладывали в этот термин свои смыслы, и это хорошо видно в архивных документах. Надеюсь, в следующем году удастся опубликовать статью на эту тему.

Отмену крепостного права изучали многие исследователи: о ней написаны сотни работ и десятки диссертаций. Но моя тема интересна именно тем, что удалось рассмотреть реформу под новым углом: историки хотя и упоминали о роли гласности, но лишь вскользь, словно не придавая ей значения. А между тем мне кажется, что гласность была ключевым элементом реформы — без неё ничего бы не получилось. В этом, на мой взгляд, и заключается суть исторической науки: мы задаём вопросы, актуальные для нашего времени, и благодаря этому даже давно изученные темы открываются с неожиданной стороны, оказываясь не до конца раскрытыми.

— Расскажите о Ваших достижениях за время обучения в аспирантуре.

Наверное, ещё рано подводить итоги: всё-таки не прошло и года с начала учебного периода (у аспирантов первые занятия проходят с 1 ноября), да и академические циклы (например, публикация статей) — дело очень небыстрое. Впрочем, кое-что я уже успел сделать. В ноябре я выступил на тематической конференции «Управление и управляемость» в Европейском университете в Санкт-Петербурге. Благодаря этой поездке я смог познакомиться со многими коллегами, которые так же, как и я, изучают имперское управление. Очень важно выносить свои темы, так сказать, во «внешний мир» — это обогащает тебя как исследователя. Летом была опубликована моя статья «Современники о “константиновцах”: варианты осмысления». Именно из темы о группе сторонников великого князя Константина Николаевича (брата Александра II), над которой я работал ещё в бакалавриате, я и пришёл к исследованию крестьянской реформы. Великий князь и его «константиновцы» были ближайшими сподвижниками царя и принимали активное участие в осуществлении Великих реформ. Над самой диссертацией работа тоже потихоньку идёт, как и над остальными статьями.

Помимо прочего, мы с коллегами в прошедшем учебном году запустили «Методологическое ателье» — открытые семинары, построенные вокруг методологических проблем представленных текстов. У нас прошло 9 встреч, из которых 5 были посвящены аспирантским текстам, так что приглашаем всех и в качестве докладчиков, и в качестве участников! Перед каждой встречей мы всегда развешиваем плакаты по корпусу на Старой Басманной. Эти семинары — не только для историков: мы открыты ко всем гуманитариям, кто хотел бы предоставить свой текст на «методологический раскрой», как мы говорим. В январе я и сам выступил со своим текстом о гласности, выстроенном в логике фуколдианского «governmentality» — это была очень продуктивная дискуссия, которая помогла мне многое понять.

12 апреля, в День космонавтики, мы совместно с Галиной Анатольевной Орловой организовали воркшоп «Право на космос: к новым исследовательским мирам», где я выступил с докладом (снова в фуколдианском ключе) про археологию бюрократической гласности. А этой осенью мы проведём конференцию при поддержке НИУ ВШЭ в рамках конкурса для академического кадрового резерва, так что следите за анонсами!

Пожалуй, для меня главное достижение — это поездка на три недели в Санкт-Петербург, чтобы поработать в РГИА, где хранятся документы Министерства внутренних дел, которому посвящена моя диссертация. Мне удалось изучить почти полторы сотни архивных дел, и значительная часть из них оказалась очень важна для моего исследования.

— Как устроен Ваш учебный план? Какие дисциплины Вы бы выделили?

Аспирантура в первую очередь нацелена на главное — написание диссертации. У нас не так много занятий: большая часть времени отведена на самостоятельную работу над кандидатской. На первом году обучения у нас было всего три дисциплины. Первая из них — «Теории и методы современного исторического познания» с Мариной Федоровной Румянцевой, где мы обсуждали (перефразируя известную книгу Николая Евгеньевича Копосова), как думали и думают историки, и почему они думают именно так. Не менее продуктивные обсуждения у нас проходили на Аспирантском семинаре с Сергеем Викторовичем Польским и Петром Сергеевичем Стефановичем, где аспиранты (первого и второго года совместно) представляют доклады по теме диссертации и получают отзывы от двух оппонентов. Всегда очень интересно узнать, чем занимаются коллеги! Для себя особенно выделю курс Галины Анатольевны Орловой «Дискурс-анализ в исторических исследованиях».

На мой взгляд, учебный план выстроен очень хорошо. Всё-таки аспирант — уже не студент, поэтому количество дисциплин должно быть минимально необходимым.

Важнейшая часть обучения — это работа над диссертацией: поиск документов в архивах, поездки в библиотеки, обсуждения с научным руководителем, написание текстов.

Этой осенью предстоит сдавать кандидатские экзамены, поэтому сейчас, летом, я много читаю — не только по своей теме, но и в рамках подготовки. В оставшиеся два года останутся только аспирантские семинары раз в неделю.

— Почему стоит выбрать аспирантуру ВШЭ? Что бы Вы посоветовали тем, кто только поступает?

Я — вышкинец со стажем! Прошёл все этапы: поступил в 2018 году в бакалавриат, затем в 2022-м в магистратуру, а теперь учусь в аспирантуре. Не могу представить лучшего места для историка. И пусть мне скажут, что я просто ничего больше и не видел (хотя это не так), — я всё равно останусь при своём мнении! На ФГН работают ведущие специалисты в различных областях. Чего стоят только такие светила исторической науки как Александр Борисович Каменский, Олег Витальевич Хлевнюк, Кирилл Андреевич Соловьёв. Открываете список сотрудников Школы исторических наук — и видите много известных имён, которые могут стать вашими научными руководителями. На мой взгляд, одна из главных ценностей Вышки и наших историков — это отзывчивость. Я всегда могу написать любому коллеге с просьбой о помощи — и мне обязательно ответят. Можно договориться о встрече, получить консультацию, обсудить проблемные моменты в работе, попросить прислать статью и так далее. Конечно, тем, кто уже давно в нашем университете, проще, но и пришедшим из других вузов, созданы все условия для адаптации. Как и в любом академическом сообществе, у историков Вышки есть свои конвенции. Большинство аспирантов, которые раньше не учились здесь, записываются на курс Марины Фёдоровны Румянцевой «Теория источниковедения и практики источниковедческого анализа», где, помимо прочего, осваивают эти самые правила, уходящие корнями ещё в Историко-архивный институт, с которым связаны многие наши преподаватели.

Что касается советов, то главный из них — пишите хорошие тексты. Наша Школа — очень текстоориентированное сообщество. Вы можете заниматься интересной темой, но если не сможете представить качественный академический текст — это никого не впечатлит. Поэтому важно тщательно проработать план-проект, а если у вас уже есть публикации в хорошем журнале — это отличное подспорье. В конце концов, работа историка (как, в сущности, и всех гуманитариев) — это читать и писать. Но, в отличие от писателей, наши тексты должны быть академическими, точными и демонстрировать понимание темы и квалификацию исследователя.