В Вышке открывается магистерская программа для подготовки профессиональных литераторов
В 2017 году начнется набор на новую магистерскую программу «Литературное мастерство», академическим руководителем которой будет писатель и филолог Майя Кучерская. О том, как учить творчеству и ремеслу в рамках академической программы и где будут работать ее выпускники, она рассказала новостной службе ВШЭ.
— Как возникла идея создать такую программу?
— Интересно делать новое. Такой программы, такого проекта пока не было ни в системе российского образования, ни в моей собственной жизни. Наша программа соединяет практику и просвещение: изучение техник литературного письма с курсами по поэтике литературы, современного театра, кино. Собственно, мы будем готовить писателей, писателей с маленькой буквы, если угодно — райтеров.
Мне кажется, важно сделать прививку творчества академическому образованию. Огласить строгие вышкинские коридоры нашими дикими песнями. Шучу. Но ведь действительно никакое научное открытие невозможно без вдохновения, а значит, творчества, риска.
И еще современной русской литературе не хватает профессионализма. Авторы, часто даже лучшие, не ведают о том, как грамотно выстроить текст, как слепить героя, как удерживать напряжение, как начинать и заканчивать. Вместе с тем многие из них не считают нужным читать других, расширять свой читательский кругозор. Сверхзадача магистратуры «Литературное мастерство» — повысить уровень грамотности современной отечественной словесности.
— Вы уверены, что программа будет востребована?
Да. И не боюсь сглазить. Потому что даже в ситуации, когда о магистратуре «Литературное мастерство» гласно нигде не было объявлено, ко мне потекли письма с вопросами от потенциальных абитуриентов. И потому что наш проект Литературные мастерские/Creative Writing School, который, надеюсь, станет с новой магистратурой партнерским, бурно развивается.
Самые разные замечательные люди, не жалея времени, сил и денег, приходят учиться писать рассказы и романы, пьесы и эссе, стихи и детские книжки. И не только писать, конечно — общаться, говорить о литературе с единомышленниками. В наших мастерских теплая и осмысленная атмосфера. Я сама постоянно хожу в них в гости — умнеть и греться. Магистратура «Литературное мастерство» — органичное продолжение того же проекта. Его следующий этаж. За 10 недель — столько времени продолжаются мастерские — можно научить многому, но не всему. В рамках магистратуры мы будем вести нашего магистранта дольше, а значит, и результатов можно будет достичь более внушительных.
— Кого вы будете выпускать?
— Профессиональных литераторов. Универсалов, которые сумеют под заказ создать текст в любом жанре. А смогут и не под заказ, по вдохновению. Принципиально, что это будут специалисты, которые умеют создавать тексты профессионально — а значит, ярко, умно, энергично. Что же до официального обозначения специальности, магистратура открыта на территории Школы филологии, так что в дипломе наши выпускники будут называться филологами, по крайней мере первый выпуск.
— Но «тексты под заказ» — это скорее про копирайтеров, при чем тут писатели?
— Да, но литература, пока наш книжный рынок такой скромный и скудный, пока что прокормить не может, надо где-то служить, получать регулярную зарплату, верно?
Майя Кучерская, академический руководитель магистерской программы «Литературное мастерство»
— Получается, что научить писать можно любого? Есть ли здесь место таланту?
— Талантливого автора видно сразу, по полету. По ритму, тону, по тому, как он составляет слова, какие краски кладет на холст. И все же великое утешение кроется вот в чем: просто способного автора вполне можно дорастить до профессионализма, до мастерства. Я тому свидетель.
— Где будут работать ваши выпускники?
— Если не предпочтут сочинять дома, то в редакциях литературных журналов, издательствах, в компаниях, создающих компьютерные игры и сценарии, в рекламных агентствах, и просто любых компаниях, заинтересованных в выразительных и логичных текстах.
— А как вообще учить умению писать в рамках магистерской программы? Здесь ведь будет еще масса чисто академических дисциплин?
— Чисто академических будет всего несколько. Но и их фокус будет очень конкретным, отчасти прикладным. Нормальная школа волшебников. Хогвартс, только вместо заклинаний — слова, и вот уже… читатель корчится от смеха, или, наоборот, потянулся за носовым платком, утирает слезы, или волнуется, успеет ли герой впрыгнуть в поезд. Или просто улыбается тихо, потому что в пасмурный ноябрьский день его комнату залил солнечный свет, ландыши зацвели. Магия слова. Вот чему мы будем учить. К счастью, есть на что опереться. У меня на подоконнике стоит уже две башни отличных американских и британских учебников по creative writing.
— Можно ли научиться писать по учебникам? Насколько в обучении писательству важна роль учителя?
— Роль учителя — огромна. И невероятно сложна. Важно же, чтобы учитель не задавил, не навязал свой стиль и интонацию ученику. Чтобы каждый наш магистрант расцвел и процвел в соответствие с собственным дарованием и диапазоном. Это трудно. Именно поэтому мы приглашаем к преподаванию многих, разных литераторов, известных и очень известных, и одновременно — преподавателей Школы филологии, настоящих ученых, которые будут немного остужать всеобщий пыл и не позволят нашим магистрам зарапортоваться.
— Кто из литераторов будет у вас преподавать?
— Переговоры с писателями сейчас ведутся. Все соглашаются с радостью. Отказов пока ни одного. Получается звездный коллектив, ослепительный, правда. Причем, разумеется, это не просто «практики», талантливые сочинители, это — люди широкой эрудиции и образования, умеющие раскрывать свои представления о том, что такое наше ремесло, и глубоко, и увлекательно. Но называть конкретные имена все же рано. Давайте подождем хотя бы до весны, хорошо? Вот тогда дам вам новое интервью и раскрою все карты.
— А кто в современной российской словесности для вас интересен?
— Много кто. Михаил Шишкин, Евгений Водолазкин, Людмила Улицкая, Дмитрий Быков, Марина Степнова, Людмила Петрушевская, Евгений Абдулаев, Александр Иличевский, Петр Алешковский, Владимир Маканин, Сергей Гандлевский. Хотя из регулярного режима чтения современной литературы я вышла, все равно стараюсь читать новинки. Одно из последних открытий — Наринэ Абгарян, обладающая редким в нашей иногда слишком серьезной литературе даром — смешить. Хотя к этому ее литературный дар, разумеется, не сводится. Мы, кстати, будем учить сочинять не только для вечности, но и говорить о законах массового искусства; если наши выпускники захотят писать серийную прозу, и этот путь будет перед ними открыт. В конце концов серийная проза тоже должна быть профессиональна.
Об условиях поступления можно узнать на сайте программы.
Кучерская Майя Александровна
Профессор Школы филологии