Семинар НУГ о музыкальных фандомах
С момента начала феномена «битломании», охватившей мир в начале 1960-х годов, неоднократно предпринимались попытки объяснения природы и специфики музыкальных фандомов. Сплочение фанатов вокруг любимых поп- и рок-музыкантов способствовало формированию «звездности» артистов («stardom»), что значительным образом влияло на фанатские практики, ритуалы и способы коммуникации. Поведение фанатов популярных групп и исполнителей долгое время характеризовалось как девиантное, а сами фанаты могли рассматриваться в качестве асоциальных и даже психически больных людей.
Какие существуют подходы к изучению музыкальных фандомов? Как можно характеризовать музыкальных фанатов сегодня? Влияют ли на фанатский опыт современные медиа? Этим вопросам был посвящен доклад Александры Колесник на научном семинаре группы, прошедшем 18 января. В рамках дискуссии обсуждалось несколько исследовательских статей, посвященных данным проблемам:
1. Статья британского исследователя Марка Даффетта о современном поле popular music studies и проблематизации музыкальных фандомов не как сообществ, сфокусированных на конкретном исполнителе или музыкальной группе («stardom»),а в качестве более комплексного явления, возникшего и существующего в определенных исторических, культурных и региональных контекстах; как способа эмпативного (эмоционального) образования и самообучения; как одного из важных способов идентификации: Duffett M. (2013) Introduction: Directions in Music Fan Research: Undiscovered Territories and Hard Problems // Popular Music and Society. Vol. 36. No. 3. P. 299–304.
2. Работа британского исследователя Мэтта Хиллса о «посреднических» формах фанатского соучастия («intermediary fandom»), посвященных музыкальным продюсерам (и не только), которые благодаря интересу и активности фанатов становятся «видимыми» агентами музыкальной индустрии: Hills M. (2014) Back in the Mix: Exploring Intermediary Fandom and Popular Music Production // Duffett M. (Ed.) Popular Music Fandom. London; New York: Routledge. P. 16–36.
К слову, Марк Даффетт и Мэтт Хиллс принимали участие в конференции «Challenges of Participatory Culture: Methodologies and Perspectives of Research», организованной Центром исследований популярной культуры ИГИТИ им. А.В. Полетаева и прошедшей в НИУ ВШЭ 12–13 мая 2016 года.
3. Исследование социолога Гэри Синклара о хеви-метал-сообществах в Ирландии, основанное на проведенных автором интервью с фанатами. В статье рассматриваются ритуалы, их границы и фанатские практики в рамках посещения концертных выступлений хеви-метал-групп, а также в формате онлайн-общения: Sinclair G. (2014) Retreating Behind the Scenes: The ‘Less’-Civilizing Impact of Virtual Spaces on the Irish Heavy Metal Scene // Duits L., Zwaan K., Reijnders S. (Eds.) The Ashgate Research Companion to Fan Cultures. Farnham: Ashgate. P. 209–222.
Институт гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ): младший научный сотрудник
Все новости автора