Семинар НУГ «Participatory Culture (культура соучастия): сообщества и практики» о косплее
История косплея – воссоздания образов персонажей популярной культуры – восходит к первым конвентам для любителей научной фантастики, проходившим в Америке с 60-х годов XX века. Однако само понятие, образованное от слов «costume» и «play», появляется только в 80-е, когда перед японским геймдизайнером Такахаси Нобуюки встает задача описания американской поп-культуры и связанных с ней практик. Таким образом, косплей оказывается связан и с западной, и с восточной традицией, а в каждой новой культуре обретает новую локальную специфику, связанную с социальными и культурными контекстами.
Доклад Александры Рябининой, прозвучавший на семинаре научно-учебной группы 1 февраля, был посвящен именно этой специфике. Что русский косплей заимствует из западной и восточной традиции и можно ли вообще говорить о единых традициях? Какие локальные контексты обнажаются в русской косплей-среде и как часто можно встретить косплей на советские мультфильмы? Как косплей соотносится с гендерным порядком, доминирующим в России? Насколько «культура соучастия», к которой относятся косплей-практики, способна создать безопасные пространства для людей, включенных в нее?
Из теоретических текстов, посвященных проблематике косплея, можно выделить работы голландской исследовательницы косплея Николь Ламерихс. Разработанная ей методология позволяет описывать городские пространства, в которых проходят конвенты или же косплей-фестивали. Так, для описания тех эмоциональных значений, которые приобретают эти пространства благодаря фанатам, используется слово «аффект». Оно обозначает эмоциональную интерпретацию, вовлеченность в происходящее – важную часть любого конвента. В этом случае имеет смысл сослаться на статью: Lamerichs N. (2014) Embodied Fantasy: The Affective Space of Anime Conventions // Duits L., Zwaan K., Reijnders S. (Eds.) (2014) The Ashgate Research Companion to Fan Cultures. Ashgate Publishing Limited.
Тема границ повседневности, которой касается обсуждение косплея в оффлайн-пространствах, затрагивается и в анализе практик, с помощью которых создается косплей-образ. К этим практикам относится не только создание костюма, но и нанесение грима, репетиция поз, жестов, мимики. Говоря о перформативности гендера, Джудит Батлер показывает, как категории «мужского» и «женского» создаются многократным повторением повседневных практик, традиционно привязанных к этим категориям. Создание образа, отличного от повседневного, позволяет обнажить эти практики. Как, например, меняется походка женщины-косплеера, создающей мужской образ, и какие детали помогают этот образ создать? В некоторых случаях то, что считается маргинальным в рамках повседневного дискурса – например, кроссгендерный образ – и вовсе является привычной для косплея практикой. О кроссплее (т.е. кроссгендерном косплее) подробнее можно прочитать статью: Leng R. (2013) Gender, Sexuality, and Cosplay: A Case Study of Male-to-Female Crossplay // The Phoenix Papers. P. 89–110.