ВШЭ запускает онлайн-курс о своих академических ценностях
Пройдя его, сотрудники Вышки смогут узнать больше об этических стандартах в исследованиях и преподавании, принятых в ВШЭ, а также познакомиться с лучшими практиками, которые помогут исключить ошибки в их работе и сделать ее более комфортной и эффективной.
Почему важно знать об академических ценностях
Вышка — динамично развивающийся университет, в который все время приходят новые сотрудники. Заявки на открытые конкурсы профессорско-преподавательского состава поступают от людей из самых разных вузов, городов и стран. Это обогащает университет. Но в то же время приходящие в Вышку люди имеют свои взгляды и ценности, сложившиеся, когда они работали в других организациях. Академический ландшафт в России многообразен, у разных вузов разные представления об академической культуре и ее стандартах, и они могут не совпадать с традициями и академическими ценностями, свойственными НИУ ВШЭ.
«Это нормальная ситуация: коллеги должны находить общий язык и вырабатывать общие ценности, — считает проректор ВШЭ Мария Юдкевич. — Но это не всегда получается, что приводит к риску возникновения конфликтных ситуаций. И здесь важно понять, что эти конфликты возникают не потому, что новый человек сознательно нарушил правила, а потому, что действовал в привычной ему парадигме, не зная или не осознавая, что в Вышке это устроено по-другому».
Для чего понадобился курс
Декларация ценностей ВШЭ опубликована на портале университета, но ценности лучше всего впитываются через практики. Рассказу о них и посвящен специальный курс «Академические ценности НИУ ВШЭ». На самом деле такого рода курсы существуют в ряде зарубежных университетов: человек, поступающий там на работу, должен в обязательном порядке ознакомиться с практиками преподавания, исследований и жизни в университете.
«Мы в Вышке не придумываем в этом отношении чего-то особенного, — поясняет первый проректор ВШЭ Вадим Радаев. — Мы предлагаем следовать основным академическим ценностям, о которых всем более или менее известно и которые формально декларируются всеми. Просто, к сожалению, эти ценности очень часто нарушаются, не воплощаются в устойчивых практиках. Речь идет, например, о недопустимости плагиата в научных и учебных работах, списывания и подлогов на экзаменах, устранения коррупции во всех ее видах, включая не только поступление в университет, но и сдачу любого учебного курса. Приходящие коллеги должны сразу понять, что здесь это недопустимо. И эти общеизвестные правила здесь не только декларируются, но и неуклонно соблюдаются».
Курс, который Вышка предлагает своим сотрудникам, разработала команда выпускников Кадрового резерва ВШЭ. Они сами когда-то успешно встроились в академический коллектив университета, и исходя из их нынешней успешной деятельности можно утверждать, что они действительно разделяют ценности Вышки.
Кому предназначен курс
Первыми слушателями курса станут новые сотрудники, прошедшие весенний конкурс профессорско-преподавательского состава. Впоследствии предполагается сделать курс массовым, чтобы с ними мог познакомиться каждый новый сотрудник Вышки.
Но и тем, кто уже давно работает в университете, будет полезно прослушать этот курс. Он даст сотрудникам возможность еще раз задуматься о базовых ценностях и проанализировать свою деятельность.
Курс размещен на портале ВШЭ. Для того чтобы получить доступ к нему, нужно зарегистрироваться на сайте. «Мы не выкладываем курс в открытый доступ, потому что не хотели бы, чтобы его восприняли так, будто мы навязываем свои стандарты абсолютно всем окружающим», — поясняет Мария Юдкевич.
Из чего состоит курс
Курс включает шесть тематических блоков, соответствующих основным пунктам декларации ценностей Вышки.
Основу курса составляют видеоролики, где ведущие профессора и научные сотрудники Вышки говорят о том, что они считают правильным в плане поведения в университете. Это не лекция одного человека и не набор догм, это скорее сборник рассказов людей, имеющих высокую профессиональную репутацию, о том, что для них ценно. Одним из таких рассказчиков выступает, например, ректор ВШЭ. «Но очень важно, что это именно разговор на равных, а не наставления, которые начальник дает подчиненному, — подчеркивает Мария Юдкевич. — Академическая этика и ценности не рождаются сверху и не возникают в канцелярских документах — они являются результатом нашей общей, всех коллег, практики».
Помимо видеороликов курс включает набор кейсов о неоднозначных ситуациях, которые порой возникают в университете, и возможных путях их разрешения. После каждого блока материалов формируются тестовые вопросы, на которые коллеги должны ответить. По этим ответам они смогут понять, насколько их представления об академических ценностях соответствуют тем, которые приняты в Вышке.
Что в результате
«Такой курс послужит еще и площадкой консолидации нашего академического сообщества, — полагает Мария Юдкевич. — Мы надеемся, что он позволит выйти на конструктивное обсуждение практик работы в Вышке и будет способствовать дальнейшему развитию нашего университета».
Но не случится ли так, что по мере прихода все большего числа сотрудников «извне», академические ценности и традиции Вышки будут размываться? «Мне кажется, такой опасности нет, — говорит Вадим Радаев. — Если в университете создана соответствующая среда, и вновь пришедшие видят, что любые нарушения, пусть даже редкие, здесь не остаются без внимания, они разберутся и не пойдут против потока. Тем не менее, чтобы обезопасить себя от негативных проявлений и быстрее интегрировать новых сотрудников, мы и предлагаем такой курс по академической этике».
Радаев Вадим Валерьевич
Первый проректор ВШЭ
Юдкевич Мария Марковна
Проректор ВШЭ