«Я поняла, что хочу учиться здесь и нигде больше»
В школе лингвистики факультета гуманитарных НИУ ВШЭ состоялся очередной выпуск бакалавров. 57 человек, четыре года назад поступивших на программу «Фундаментальная и компьютерная лингвистика», стали дипломированными лингвистами. За четыре года они освоили огромный пласт теории, поработали в десятках экспедиций по всему земному шару, представили свои результаты на ведущих мировых конференциях, научились программировать, разобрались с математикой и машинным обучением, а главное — влились в бурлящую научную среду современной лингвистики. Мы начинаем серию интервью с выпускниками, и первой рассказывает о своей учебе в бакалавриате Александра Мартынова.
Поздравляю с успешной защитой диплома! Учёба закончена, и теперь впервые можно оглянуться и осмыслить всё прошедшие четыре года сразу. Скажи, что тебе запомнилось больше всего?
Больше всего мне запомнилось первое впечатление. Я подавала документы в несколько разных университетов и изначально не собиралась в Вышку. Что такое лингвистика, я тоже не представляла. Но когда я в самую последнюю очередь пришла подавать документы в Вышку, мне просто понравилась атмосфера. Я поняла, что хочу учиться здесь и нигде больше.
Потом, когда я уже поступила на бюджет и пришла учиться, я была поражена, насколько много здесь замечательных и интересных людей среди моих ровесников. До этого я никогда не видела такого большого количества интересных, умных и просто классных людей одновременно.
Можешь выделить какие-то конкретные предметы и преподавателей?
Больше всего запоминаются теоретические курсы с Михаилом Александровичем Даниэлем и Юрием Александровичем Ландером. Правда, поначалу мне было трудно понимать, но со временем к этому привыкаешь. Еще мне очень нравилось программирование. Курс по языку R — его вел Георгий Алексеевич Мороз — был просто замечательный, как и курс Бориса Валерьевича Орехова по Python.
Вообще у меня в голове есть топ курсов за 4 года. Там как раз теория, R, программирование… Еще на 4 курсе мне ужасно понравились автоматическая обработка языка с Лизой Кузьменко и машинное обучение с Женей Мещеряковой. Машинное обучение было всего модуль, но за это время нас очень сильно прокачали. Мы даже попросили, чтобы этот курс переставили на год раньше.
Я знаю, что во время учёбы ты очень активно ездила в экспедиции.
Летом после второго курса я ездила в две экспедиции. Сначала в Молдавию в идишскую экспедицию (я участвовала в НУГ по идишу), потом в Шамардан изучать бесермянский язык. Зимой я съездила в Шамардан еще раз, а потом, уже после третьего курса, я ездила в Дагестан.
Как тебе эта сторона лингвистической жизни?
Я обожаю полевую работу, мне она очень нравится. Конечно, все очень сильно зависит от руководителя экспедиции. Лучшая моя экспедиция была совсем маленькая — мы поехали в Дагестан с Г.А. Морозом и Нэжь Рошан, студенткой Парижского университета INALCO. Нас было всего трое, мы были там только неделю, но за это время сделали очень много.
Потому что еды готовить меньше!
Готовить — это не так мучительно. Например, когда мы ездили в Шамардан, с нами был Владимир Александрович Плунгян, ныне академик РАН, и он готовил там профессорский борщ.
Скажи, а чего ты не ожидала от учёбы в Вышке, когда поступала? Что стало сюрпризом? Чего ты не ожидала здесь узнать, освоить, встретить?
Я не ожидала, что начну интересоваться математикой и программированием. Раньше я думала, что у меня нет предрасположенности к этим наукам. А здесь заинтересовалась очень сильно.
Что можешь пожелать тем, кто пойдет учиться в Вышку на лингвистику?
Не бояться ошибаться, не бояться показаться глупым, задать вопрос. Потому что это самый лучший способ чему-то научиться — задавать глупые вопросы.