Александр Михайловский рассказал о рецепции древнегреческой философии в эпоху патристики
Раннехристианский мученик Иустин Философ назвал философию «детоводительницей ко Христу». Утверждение может показаться провокационным, учитывая, что философия в те века была в значительной степени языческой. При этом едва ли не общим местом в учебниках по истории философии уже стало то, что обращению ко Христу Аврелия Августина — будущего великого Учителя Церкви Августина блаженного — способствовало чтение греческого философа Плотина и римского ритора Цицерона. Ссылки на языческих авторов встречаются у величайших святых: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста… Ссылки эти бывают и одобрительные, и жестко негативные. Оно и понятно: никто не отменял того факт, что христианство и язычество — два несовместимых, принципиально разных взгляда на мир. И все же христианство начало распространяться именно в языческой среде. Догматы христианства формулировались на языке греческой философии. Многие существовавшие ранее философские понятия переосмыслялись и обретали свое христианское измерение. Так для христиан того времени, воспитанных в языческой культуре, благая весть о Христе оказывалось своего рода кульминацией и завершением многовековых поисков истины. Каких же философ читали Отцы Церкви и что им это давало? А что может дать нам сегодня?
Аудиозапись беседы на сайте "Радио ВЕРА"