• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

Фроде Бьордаль: все свойства божественны или Бог существует

16 октября в рамках совместного заседания Логико-философского клуба и группы «Формальная философия» выступил почетный профессор университета Осло (Норвегия) Фроде Бьордаль с докладом «Все свойства божественны или Бог существует»

В докладе было предложено "экономное" развитие идеи геделевского онтологического аргумента. Коротко рассказав о рецепции этого загадочного доказательства современными логиками, автор обозначил основные принципы его собственного подхода. Ему удалось, с одной стороны, эксплицировать "машинерию" третьепорядковой логики, которая должна использоваться в подобных рассуждениях, с другой стороны - свести к минимуму число посылок аргумента (фактически, посылка остается всего одна: "Не все свойства являются божественными").

В рамках третьепорядковой модальной логики S5 был определен D (быть «божественным свойством») и предикат G (быть «Богом», т.е. с необходимостью обладать всеми свойствами, обладающими признаком D). "Божественные" свойства - аналог геделевских "положительных" свойств - это свойства, которые с необходимостью экземплифицируются (соответственно, их отрицание не может быть экземплифицируемо).

Затем професор Бьордаль продемонстрировал основные шаги дедукции т.н. «священного» тезиса (40), согласно которому все свойства являются «божественными» или существует индивид, обладающий свойством G. В этом доказательстве существенным образом использовался непредикативный принцип свертывания (впрочем, с точки зрения автора, непредикативность не представляет никакой проблемы и является элементом повседневной математической практики).

В заключение автор предложил сравнение перспектив атеистического и теистического (в т.ч. монотеистического) истолкований полученного результата. Одним из важных следствий полученных выводов является осознание того, что даже если Бог в указанном смысле существует, у нас может не быть никакого определенного (или вообще никакого) понятия о нем. Это, в свою очередь, ведет к возможности альтеранативных, взаимодополнительных описаний Бога по принципу "сыр с дырками / дырки в сыре".


OntologicalargumentMoscow.pdf