• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

"Рыцарский турнир как средство сохранить сословную честь и привилегии": доклад Андреаса Ранфта

17 октября в Германском историческом институте в рамках коллоквиума по истории средних веков и раннего нового времени под руководством Михаила Бойцова и Андрея Доронина состоялась лекция профессора Галле-Виттенбергского университета им. Мартина Лютера Андреаса Ранфта. Публикуем репортаж Анастасии Ермолаевой
Доклад был посвящен рыцарскому турниру как средству сохранить сословную честь и привилегии. 
С первых же минут доклада профессор Ранфт погрузил слушателей в атмосферу средневековых турниров с помощью красочных иллюстраций и миниатюр. Впервые взглянув на них, можно увидеть лишь невероятную суматоху боя, теряющих равновесие и падающих с коней рыцарей и неконтролируемую ярость сражения. Однако если присмотреться внимательнее, можно заметить, что боевые действия разворачивались под взглядами заинтересованных зрителей и следовали строгим правилам и порядкам. Турнир проходил на огороженной арене, повсюду виднелись флаги представитеелй знати. Очевидно, что происходившее привлекало внимание публики и было интегрировано в жизнь общества. Это подтверждается большим количеством красочных листовок и плакатов, которые распространялись перед турниром и были призваны информировать горожан о предстоящем событии. Нередки изображения, сделанные людьми, забравшимися на городские крыши, чтобы лучше видеть происходившее. 
Так как турнир проходил на глазах у городской общественности, он был отличным способом для княжеского двора и знати легитимировать свою власть и показать свой высокий социальный статус. Поэтому рыцари, закованные в латы, не были анонимами, они рассказывали о себе при помощи своих гербов, флагов и других отличительных признаков. Уже само участие в турнире было почетно, так как далеко не все желающие допускались до него. 
Одной из важнейших фигур на турнире был герольд, в чьи обязанности входило раздавать указания участникам турнира, выяснять их социальное положение. Он один был вправе заглянуть под забрало рыцаря и, узнав его личность, присвоить ему ранг на турнире. Герольд также обладал судебными функциями во время турнира, определял размеры награды для победителей. 
Кодексы, турнирные книги и книги, содержащие перечни гербов всех участников, расположенных в иерархическом порядке, были важнейшими элементами пропаганды княжеского двора. Их копии служили пособием для воспитания молодых дворян, тренировавших память, запоминая многочисленные гербы. 
Известно, что ни один рыцарь не мог обойтись без турнирного снаряжения. Как правило, оно стоило очень дорого, изготавливалось на заказ. Важную роль в нем играли элементы украшения: искусно проработанные мелкие детали, перья на шлеме, забрала, а иногда даже маски, призванные устрашить соперника. Некоторые виды оружия были разработаны специально для турнирных боев. Например, щит-тарч с отверстием в центре, помогавшим сломать копье оппонента, или воротники, защищавшие шею рыцаря. Латы для пешего боя сильно отличались от лат для конного. Существовали также доспехи для коней, которые, хотя и защищали их от смертельных ударов, делали лошадей крайне неустойчивыми. Если же лошадь падала, встать вновь ей уже не удавалось. 
На многочисленных изображениях турнирных сцен видно, что на привилегированных местах, как правило, сидели дамы в роскошных одеяниях. Они не просто следили за ходом боя, но и активно жестикулировали, поддерживая своих фаворитов. Переписка между князьями свидетельствует о том, что они стремились обеспечить присутствие значительного количества дам на турнире, ведь именно они имели решающий голос в определении победителя турнира, выбирали искуснейшего бойца. Только дама могла вручить приз победителю, подарить свой танец или уединиться с рыцарем во внутренних покоях, что создавало эротическое напряжение между зрительницами и участниками турнира. Сцены насилия теряли свое устрашающее значение, куртуазная любовь придавала им совершенно новый характер. Художественная лирика также оказывала влияние на восприятие турниров, вымышленная реальность переплеталась с действительностью. 
Долгое время турниры, являясь очень дорогим занятием, были доступны только для князя и его ближайшего окружения. Участие в турнире требовало специальной амуниции, дорогих коней (некоторые из которых стоили как целая деревня или стадо скота), организовывать его было также очень затратно. Изначально турниры проводились только по случаю княжеских праздников, дней рождения знатных особ, публичных собраний, поэтому слова "праздник" и "турнир" зачастую использовались в качестве синонимов. 
Однако позднее стали появляться турнирные сообщества рыцарей невысокого ранга, которые организовывали отдельные от двора князя турниры. Такие "товарищества" могли предоставлять участникам за небольшую плату лошадей и снаряжение, если те не имели достаточно средств на их покупку. В турнирных книгах таких сообществ отсутствовала иерархия гербов, участники были равны между собой. Их члены принимали на себя правила и обязательства, которые были прописаны в специальных уставах. Случалось, что знатные лица не допускались до турнира из-за своего высокого социального положения. У многих таких сообществ были оригинальные названия. Например, одно такое объединение приняло имя "Пряжка ремня святой Марии" и объединялось вокруг одноименного фетиша, а другое - "Общество осла", отсылало своим названием к животному, на котором Христос въехал в Иерусалим.
Анастасия Ермолаева