• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

Адрес для корреспонденции: 

101000, Москва, ул. Мясницкая 20

Руководство
Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович
Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович
Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович
Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович
Координатор проектной деятельности Глущенко Ирина Викторовна
Сайт-директор факультета гуманитарных наук Гори Лиана Тенгизовна
Мероприятия
13 февраля 2023 – 15 февраля 2023
Прием заявок до 24 декабря 2022 г. 
3 марта 2023 – 4 марта 2023
Прием заявок до 5 февраля 2023 г. 
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/10/3
45 бюджетных мест
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
13/13/2
13 бюджетных мест
13 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Восточноевропейские исследования

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Классический и современный Восток: языки, культуры, религии

2 года
Очная форма обучения
15/10/2
15 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Мусульманские миры в России (История и культура)

2 года
Очная форма обучения
13/5/3
13 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Религия и общество

2 года
Очная форма обучения
13/5/1
13 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения

20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Арабистика: язык, словесность, культура

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Египтология

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
35/180/15
35 бюджетных мест
180 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
70/25/3
70 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3
35 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Монголия и Тибет

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Турция и тюркский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
45/60/3
45 бюджетных мест
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
45/45/6
45 бюджетных мест
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Христианский Восток

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Эфиопия и арабский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Китая

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Кореи

5 лет
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Germanica: история и современность

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+DEU
Обучение ведётся на русском и немецком языках
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
25/10/6
25 бюджетных мест
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
19/5/2
19 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/15/1
20 бюджетных мест
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Культурные исследования

2 года
Очная форма обучения
34/5
34 бюджетных места
5 платных мест
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
20/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании русского языка и литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
18/5/1
18 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

О разуме-самодержце и метапоэтике: доклады Нины Брагинской и Веры Мостовой

Сотрудники ИКВИА ВШЭ выступили с докладами на IX Международной конференции «Способы мысли, пути говорения», организованной Школой философии НИУ ВШЭ, на заседании Секции 3 «Философия и сакральное в античности».

О разуме-самодержце и метапоэтике: доклады Нины Брагинской и Веры Мостовой

Профессор ИКВИА Нина Брагинская прочла доклад «“О разуме-самодержце”: божественная философия в Четвертой Маккавейской книге», написанный в соавторстве с профессором РГГУ А.И. Шмаиной-Великановой.

В докладе рассматриваются особенности богословской аргументации, которую применяет грекоязычный иудей, автор Четвертой маккавейской книги, известной также Отцам Церкви под титулом «О разуме-самодержце», для обоснования того, что эллинские философы не способны вынести нечеловеческие пытки, какие выдерживают иудеи, чей разум (λογισμός) укреплен Торой. На эллинистическом «философском койне» языческой философии автор-иудей говорит о вере в Единого Бога и формулирует представление о превосходстве просвещенного Торой разума, разума верующего человека.

В первой части доклада речь идет о преемственности идей по отношению к стоической, платонической и перипатетической философии, а так же о трех главных терминах Четвертой Маккавейской книги: καρτερία «выдержка», ὑπομονή «стойкость», а также ἐπικράτεια – одержание (верха, победы). В 4 Макк ὑπομονή означает стоическое терпение в той же мере, что и библейскую надежду. В отличие от стоиков и киников, утверждавших полную независимость духа от страданий тела и не видевших в мучениях иного смысла, кроме возможности продемонстрировать спокойствие и бестрепетность, для мучеников 4 Макк их страдания – источник радости и залог посмертного блаженства, на этом стоит и христианское богословие мученичества.

Во второй части доклада рассматривается адресат 4 Макк и задачи, стоявшие перед ее автором. Обращаясь к иудеям, автор демонстрировал владение заимствованным понятийным аппаратом грандиозной доминирующей эллинской культуры. Он стремится показать своим единоверцам, что их собственный образ жизни ведет к добродетели и чести, ценимой в той самой культуре, которой надо было противостоять. Решаемая при этом тройная задача – соединить умозаключения теоретического разума эллинов с приемами убеждения их риторики и убежденностью библейской веры – была внутренне антиномична. Автору приходится соединять несоединимое, совершать некий прыжок, переводящий рассуждение в иной, не рациональный план: раб у него – это свободный, мука – это блаженство, беспомощность – победа, истязание – состязание, причем благородное, смерть – отрада, набожность – философия и т.д.

Изобретением автора 4 Макк является создание нового понятия «благочестивый разум» (εὐσεβὴς λογισμός), «разум благочестия» (εὐσεβείας λογισμός), т.е. разум верующего человека. Для автора 4 Макк разум верующего человека превышает разум эллинского философа, обладает непобедимой силой и самодержавно властвует над страстями/страданиями (9.18). Но иерархически этот «автократор» подчинен Богу. Мы предположили, что благочестивый разум есть греческое соответствие Премудрости. Благочестие-Эусебия предстает однажды женским существом: она имеет бессмертную душу (14.6), а в Премудрости Соломона Премудрость предстает как Дух, Если под εὐσεβὴς λογισμός наш автор подразумевает Премудрость (ср. Иов 28.28), то его благочестивый разум, соперник греческой философии, возвращается в свою «среду». Эусебия-Благочестие в 4 Макк спасает для жизни вечной (15.3), это и есть дело Премудрости (например, Прем 6.17–20).

Популярность 4 Макк в раннехристианской и патристической литературе объясняется общей задачей рациональной рефлексии веры, с которой сталкивался и Филон, и христианские писатели. Так что влияние этого сочинения на христианское богословие связано, по‑видимому, с «долгосрочной» актуальностью названной антиномической задачи.

Доцент ИКВИА Вера Мостовая выступила с докладом «К вопросу о метапоэтике Пиндара».

В эпиникиях Пиндара значительное место занимает описание поэтического мастерства и вдохновения. В таких пассажах можно встретить как обращения к богам-покровителям мусического искусства (Аполлону, Музам, Харитам и Афродите), так и развернутые описания их воздействия на поэта и рассказы об их наслаждении хорами и празднествами. С «божественным» планом описания соседствует метафорическое представление поэтического мастерства через иные виды человеческой деятельности, например, метафоры управления кораблем, спорта, иных видов искусств. Третью часть описания поэзии составляет лексика со значением «петь», «песнь, гимн» и т.д. Традиционные представления о поэзии как божественном даре соседствуют, по-видимому, с авторскими находками. Прозаичность многих образов на фоне мифологического рассказа непредсказуема, а иные пассажи, в которых речь идет о Музах и Харитах, скрывают под собой бытовые подробности.

В связи с этим изучение метапоэтического языка Пиндара невозможно без внимания к содержательной стороне од и к мировоззрению поэта, а также должно учитывать жанровые особенности эпиникиев: их ритуальный характер и хоровое исполнение. Поэзия в мире Пиндара неразрывно связана с адресатом оды и наоборот: именно благодаря поэзии победители состязаний могут стяжать бессмертную славу и приобщиться к миру героических предков. Победитель, собственными усилиями и не без воли богов пришедший к успеху, встречается с поэтом, чьи помыслы и интересы, в том числе меркантильные, так же направляются богами. С другой стороны, как для победителя важно быть отпрыском хорошего рода, так и слава поэта множится от его приобщения к традиции и миру мастеров. Отсюда возникает тема знания и мастерства. Маркеры структурного движения эпиникия от зачина к мифу, от мифа к заключительной части также могут отражаться в метапоэтических описаниях, в том числе связанных с постановкой победной песни и рассчитанных на зрительное восприятие, а не только на слуховое. Таким образом, описание поэтического мастерства в хоровой лирике Пиндара обусловлено не только религиозными представлениями, но и связано с практикой постановки ритуального праздника. Вместе с тем, это ставит новый вопрос – о степени новаторства метапоэтического языка Пиндара.

Программа конференции «Способы мысли, пути говорения»