• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конференция «Современные исследования культуры»

7-9 июня 2018 года состоялась конференция «Современные исследования культуры», организованная студентами первого курса образовательной программы «Культурология» в рамках научно-исследовательского семинара (преподаватели П.Г. Носачев, Б.Е. Степанов). В этом году по итогам сбора заявок было организовано 8 секций:  «Исследования популярной культуры»,  «Cinema studies-I: исследования киноязыка», «История искусства»,  «Антропология», «Исследования телевидения», «Cinema studies-2: социальное кино», «Городские исследования», «Исследования театра и performance studies».

Первый день конференции открыла секция «Исследования популярной культуры» (организатор - Алена Колошко). Доклад Дарьи Дорохиной был посвящен анализу того, как массовая литература формирует образы исторических персонажей. Обратившись к описанию кардинала Ришелье в романе А. Дюма «Три мушкетера»), Дарья продемонстрировала какими чертами наделяется этот герой в приключенческом романе. Два следующих доклада были посвящены комиксам. В докладе «Комикс как метафора в театральной рецензии: значения и контексты» Василий Еленкин провел подробный анализ использования образа комикса в характеристике спектаклей. Тема значения комикса для современной культуры затрагивалась и в следующем докладе Анны Попадьиной «Комикс как средство репрезентации трагедий (на примере комикса Арта Шпигельмана «Маус»)». Вопрос о потенциале этого медиума с точки зрения представления событий Холокоста стал предметом оживленной дискуссии слушателей. Тематика второй части секции была связана с проблематикой фан-сообществ и любительской литературы. В докладе «Образы «Друзей Азбуки» из романа Виктора Гюго «Отверженные» в современной фанатской культуре» Алена Колошко показала как второстепенные образы классического романа становятся темой самостоятельного фандома. Предметом анализа в докладе Марии Онучиной «Понятие любви в фанфикшн текстах (на примере текстов об англо-ирландском бойз-бендеOneDirection)» стал важная для фан-культуры, как и для культуры в целом, тема романтической любви. По свидетельству автора доклада, в репрезентации этой темы реальные факты из жизни поп-звезд соединяются с изображением отношений (часто – гомосексуальных), которое строится по определенным канонам. Завершал секцию доклад Елизаветы Криволаповой "Интернет-пространство как среда существования современной поэзии (на примере творчества Веры Полозковой, Сола Моновой, Ах Астаховой и Ес Соя)". Анализируя творчество популярных в поэтов-любителей, Елизавета достаточно наглядно показала роль перформативной составляющей в современной интернет-поэзии. Доклады секции заслужили положительную оценку дискуссантов – Дарьи Чернышевой и Владислава Земенкова. Последний подчеркнул важность появления в докладах секции тематики гендера и эмоционального воображения. Он предложил в дальнейшем уделить больше внимания теме воображения, потому что «она важна также как метафора, ведь воображение и массовая культура неразрывно связаны».

Второй день конференции открыла секция, посвященная исследованиям киноязыка (организатор – Ангелина Бирюкова). Выступления участников секции были сосредоточены преимущественно  вокруг двух сюжетов – религиозного символизма в кинематографе и киноэкранизаций. В докладе, посвященном фильмам А. Звягинцева «Возвращение» и «Изгнание», Александра Котова обратилась к анализу того, как библейские сюжеты и религиозные символы вплетаются в канву фильмов. Для характеристики стилистики фильмов, в которых обыкновенные житейские истории предстают как нечто, выходящее за рамки  обыденного понимания, Александра предложила использовать термин «трансцендентальное кино». Если в случае фильмов Звягинцева библейская символика носит подчас неочевидный характер, то в сериале «Рассказ служанки», который стал предметом анализа в докладе Анны Фотиевой, ее присутствие вполне явно: библейские образы и символы положены в основу организации ультраконсервативного общества, представленного в сериале. В докладе было показано, как библейская идеология организует жизнь этого общества на разных уровнях – от фиксации положения женщин до  названий и цветов одежды. В сообщении Марии Грищенковой был представлен новый разворот темы присутствия религиозной символики в кино. Обратившись к двум насыщенными символизмом и религиозными мотивами фильмам Даррена Аронофски  «Фонтан» и «мама!», Мария попыталась проанализировать, почему эти фильмы получили столь разные отклики  - как восторженные, так и недовольные, а реакция критиков мало отличалась от восприятия фильмов простыми зрителями. Фильму Йоргаса Лантимоса «Убийство священного оленя» посвятила свое выступление Полина Мельник. Последовательно декодируя религиозные символы и подтексты фильма, Полина продемонстрировала как они работают на главный конфликт фильма - столкновение античной и христианской системы ценностей, жертвенности и милосердия. Последние два доклада были посвящены проблеме киноэкранизации. Павел Лихачев проанализировал фильм Акиры Куросавы «Трон в крови», чтобы выявить те особенности, которые обеспечили этому фильму славу одной из наиболее удачных киноадаптаций пьесы Шекспира «Макбет». Характеризуя  бросающуюся в глаза театральность фильма, Павел связал ее с тем, что фильм подчинен законам театра Но, традиционной японской театральной школы. Другая ключевая особенность фильма состоит в различии судьбы главного героя оригинальной пьесы и ее киноадаптации, что обуславливается различием христианской морали и самурайского кодекса, по которому живут герои фильма. В выступлении Софьи Коваленко рассматривались принципы экранизации романа Гёте «Фауст», снятой Александром Сокуровым. На основе анализа образов и атрибутики персонажей фильма Софья показала, что Сокуров не следует классической традиции изображения Фауста, но при этом старается сохранить в своем фильме философскую проблематику поэмы. Секция завершилась выступлениями дискуссантов - Дарьи Чернышевой и Анастасии Самохиной. Поблагодарив докладчиков, они указали на некоторые методические ошибки и шероховатости докладов (в частности, излишнюю описательны некоторых из них) и отметили значимость интереса к изучению взаимодействия кино и религии, предложив дальнейшие исследовательские перспективы для изучения трансцендентального кино.

В докладах  секции, посвященной истории искусства (организатор – Олеся Филимонова), доминировала проблематика, связанная с развитием искусства в 20 веке. В докладе Дарьи Чернышёвой была затронута  проблема стигматизации авангарда в контексте фашистской культуры. Обозначив перспективу роли искусства в жизни немецкого 1933-1937 годов, Дарья проанализировала роль Имперской палаты культуры III Рейха и лично Адольфа Гитлера в формировании  понятия «дегенеративного искусства», которое легло в основание широкой программы идеологической борьбы с художественным авангардом.  Другая участница секции Диана Валеева посвятила свой доклад ответу на вопрос о том: «Как художник-маргинал приобретает статус классика?».  Проанализировав биографию Марселя Дюшана и проследив, как менялось восприятие публикой его художественных жестов с течением времени, Диана предприняла попытку выделить факторы успеха художника, вызвавшую заинтересованную  дискуссию. В фокусе внимания Олеси Филимоновой оказалось петербургское объединение художников «Союз Молодежи», на примере которого она предприняла попытку описать механизм функционирования художественного сообщества в России в 1910-х годах, а также поставить вопрос о значении данного объединения как институции для русского авангарда в целом. Сообщение Ульяны Генераловой впечатлило слушателей сочетанием тяжеловесности материала и интеллектуальной тонкости его подачи. Докладчице удалось тематизировать характер репрезентации культурного (прежде всего архитектурного) наследия британским изданием «Vetusta Monumenta», а также проследить определенные тенденции в деятельности сообщества антиквариев, руководивших изданием. В качестве дискуссанта на секции выступила Евдокия Пономарева. 

Секция “Антропология” (организатор – Алеся Бабина) включала в себя три доклада, в которых затрагивалась проблематика таких институтов, как семьи и религии. Несмотря на разношерстность и разнонаправленность тем, а также масштабность области исследования, которую подразумевает название секции, выступления участников объединял общий контекст изучения традиционных социокультурных феноменов и, что наиболее важно, метаморфоз, которые они претерпевают в современности. Общей чертой представленных исследований также можно считать сравнительный анализ, взятый в качестве одного из основных методов. Доклад Ксении Смоленцевой был посвящен выявлению особенностей формирования позиции чайлдфри в постсоветской России, а также тому, преобладают ли общие мотивы адептов этого движения над индивидуальными причинами этого выбора. Материалом для данного исследования стали  дискуссии в интернет-сообществах, посвященных обсуждению данной темы. Второй выступила Данара Сусеева с докладом “Особенности проведения праздника Цаган Сар в Бурятии и Калмыкии”. Данара провела анализ того, как в культурных традициях двух республик соотносятся массовые и семейные обряды празднования, как в этих обрядах  происходит интеграция добуддийских и буддийских верований с формами современной праздничной культуры. Заключительным в этой секции был доклад Анастасии Заикиной, в котором она обратилась к проблеме рецепции идей теософии в таком направлении Нью Эйдж, которое, как известно, объединяет ряд современных западных религиозно-синкретических течений. Внимание Докладчицы было сосредоточено на концепции реинкарнации как одном из наиболее важных оснований теософского миропонимания. В комментариях дискуссантов Катерины Катаевой и Анны Щетвиной были отмечены как значимость обращения к антропологической проблематике, так и возможности дальнейшего исследования тех сюжетов, к которым обращались докладчики.  

Секция, завершавшая второй день работы конференции, была посвящена исследованиям различных феноменов и процессов, связанных культурой телевидения (организатор - Анастасия Былинкина). Телевидение, ставшее «символом культуры второй половины XX века», стремится максимально удовлетворить зрителя, не выводя его из зоны комфорта. Оно предоставляет материал в наиболее приемлемых для зрителя формах, даже тогда, когда речь идёт о табуированных, маргинальных темах. Секцию открыл доклад Михаила Деева о репрезентации полиции в телесериале «Возвращение Мухтара». Анализируя трансформацию образа полицейского, Михаил показал, что,  несмотря на существенный разрыв с реальностью, этот образ никак не меняет устоявшиеся стереотипы, а лишь создаёт альтернативный визуальный контекст, наиболее приемлемый для определённой зрительской аудитории. Другие два доклада были посвящены теме дрэга (перформативной практики переодевания в одежду другого пола с целью развлечения зрителя) и травести в масс-медиа. Анастасия Былинкина обратилась к анализу «концепции дрэга как искусства в телевизионном шоу “ RuPaul’sDragRace ”». В своем исследовании Анастасия показала, что возможность называть дрэг искусством оказывается итогом  сложного взаимодействия автора, произведения и публики. Таким образом, анализируемый материал весьма показателен с точки зрения проблематизации понятия искусства в современной культуре. Продолжая  тему, Алина Новикова обратилась в своем анализе к репрезентации дрэгов в российских медиа на примере телепередачи «Секс с Анфисой Чеховой». Проанализировав фрагменты телепередачи с участием дрэгов и травести, Алина продемонстрировала противоречивость этой репрезентации, фиксируя табуирование нетрадиционных аспектов проявления сексуальности. В рамках обсуждения дискуссанты Анастасия Веряскина и Александра Рябинина сошлись на том, что представленные в рамках секции доклады открывают широкое поле для дальнейших исследований.

Третий день работы конференции открывала секция, посвященная проблематике социального кино. В докладах ее участников освещался довольно широкий круг тем: особенности творчества отдельно взятых режиссеров, размытость границ между документальным и игровым кино, проблемы репрезентации исторических событий в кинематографе. Секция открылась выступлением Ксении Васильевой, доклад которой был посвящен эстетизации насилия в творчестве Квентина Тарантино. Взяв за основу наиболее культовые фильмы режиссера, Ксения произвела детальный анализ того, в каких целях и каким образом Тарантино использует насилие в своих фильмах. В докладе Ильи Капитонова, предметом анализа стали особенности отображения любовных отношений между персонажами на примере фильмов «Я шагаю по Москве» (1964) и «Прогулка» (2003). Сопоставляя эти фильмы, Илья проанализировал как формирование образа города, показ его жителей и событий, там происходящих, могут использоваться режиссером для создания более живого и своеобразного пространства, в котором разворачиваются взаимоотношения  между героями фильмов. Тема смешения документального и игрового кино рассматривался в докладе  Светланы Яковлевой. Проанализировав какое значение это смешение приобретало на разных этапах истории кинематографа, какой смысл оно имело в глазах создателей фильмов и их зрителей, Светлана завершила свой доклад описанием функций подобного смешения в фильме Кантемира Балагова «Теснота (2017). Доклад Анны Невской был посвящен анализу того как осмыслялись студенческие протесты мая 1968 во французском кинематографе 60-70х годов. Основным выводом доклада, который был сделан по итогам анализа фильмов Франсуа Трюффо, Луи Маля, Жерара Ури, был тезис о том, что кинематографу этого периода революционный пафос в целом был чужд. Последним в секции стало выступление Федора Шаулина, в котором была освещена проблема отображения исторических событий в кино на примере третьего сезона сериала «Викинги». Основываясь на текстах Роберта Розенстоуна и других исследователей репрезентации прошлого в кинематографе, Федор выделил основные черты репрезентации завоеваний викингами Англии и Франции. Работа секции завершилась выступлением дискуссантов Кирилла Переплеснина и Эллины Сусловой, которые, сделав несколько критических замечаний, отметили интерес и актуальность обсуждавшейся на секции проблематики.

Отличительная черта всех докладов, представленных в секции «Городские исследования» (организатор  - Наталья Калинина), была их актуальность. По словам дискуссанта секции Никиты Елизарова, городские исследования  позволяют посмотреть на существующие феномены городского пространства, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, по-новому, и, возможно, даже сделать какие-то шаги на пути решения насущных проблем. Секцию открыл рассказ Екатерины Дорофеевой об исследовании влияния рейв-культуры на формирование образа города. Выбор Екатерины пал на Берлин, поскольку здесь наиболее ярко видно, как новый позитивный образ этого города формировался именно за счет развития культурной среды, в частности, техно-культуры. Рассматривая такие берлинские клубы, как UFO (1988-1990), Tresor и Berghain, Екатерина показала почему именно эти клубы способствовали культурному и социальному объединению восточной и западной частей города, а также удовлетворению потребностей людей в освобождении через музыку и танец. Проанализированные ею примеры свидетельствуют о том, что рейв-культура стала одним из «кирпичиков» в формировании образа нового Берлина – города, в котором хочется жить. Доклад Натальи Калининой был посвящен ответу на вопрос о том, как структура городского парка влияет на посетителя. Изучаемый ею Парк Горького пребывает в постоянном изменении и обновлении, что делает релевантным выбор его в качестве образцового объекта. Рассмотрев зоны парка, элементы его оформления, способы «коммуникации» парка с посетителями, Наталья сделала вывод о том, что Парк Горького продвигает идею свободы организации досуга, выбора, всестороннего развития и создания образа «идеального человека». Оживленная  дискуссия об актуальных изменениях и ограничениях в Парке Горького показала, что функционирование городского парка создает широкое поле для исследований и обсуждений. Анна Орлова выступила с докладом, в котором осветила категорию атмосферности в туристическом дискурсе. Проанализировав отзывы о ресторанах посетителей сайта Tripadvisor Анна показала, что «атмосферность» все чаще становится ключевым фактором, почему люди посещают то или иное место - даже несмотря на то, что это может обходиться им в немалую сумму. Это стремление потребителя к «атмосферности» позволяет говорить о том, что экономика впечатлений с каждым годом укрепляет свои позиции и приобретает все большее количество потребителей, готовых платить за переживание нового эмоционального опыта. Завершило работу секции выступление Валентины Розановой с докладом на тему «Свадебная процессия по городу как один из главных ритуалов бракосочетания». Задачей своего исследования Валентина сделала анализ специфики выбора мест для создания свадебной фотографии в Москве. Ознакомившись с материалами 20 сайтов, посвященных свадебной тематике, Валентина представила список наиболее популярных для фотографирования молодоженов мест, осветив их плюсы и минусы, и сделала вывод, что свадебная процессия сейчас – это, скорее, не традиция, а повод запечатлеть красивые моменты. Подводя итоги секции, внешний дискуссант Варвара Родчина отметила качественную подготовку и презентацию докладов, но сделала замечание, что в некоторых работах не совсем прослеживается культурологическая оптика, отсутствует гипотеза и ее подтверждение либо опровержение. Однако выступления участников можно считать удачными, поскольку слушатели докладов признаются, что почерпнули из них много новой и полезной информации, а это значит, что тема городских исследований – плодородная почва для дальнейшего научного творчества.

Последняя секция конференции (организатор – Мария Копылова) была посвящена исследованию различных аспектов перформативных и театральных практик. Широта этой области отразилась и в тематике  докладов, которые затрагивали не только вопросы, связанные не только с театром и перформансом, но и с тематикой танца. Секцию открыл доклад Юлии Емельяновой «Способы взаимодействия актера и зрителя в направлении «introplay» на примере нового проекта «Зеркало Карлоса Сантоса». Introplay – новое, не имеющее аналогов, театральное направление, объединяющее различные уровни воздействия на зрителя (преимущественно на органы чувств) и являющееся новаторской версией не только аудио-спектакля и перформанса, но и иммерсивного театра в целом.  Успешно охарактеризовав данное направление, Юлия также обратилась к сравнительному анализу двух современных проектов: «Зеркало Карлоса Сантоса» Талгата Баталова и Евгения Кадомского и «Черный русский» Максима Диденко, рассмотрев как в них реализованы комплексные способы взаимодействия актера со зрителем. В докладе Аллы Гутниковой на тему «Актуализация русской классической литературы в спектаклях Д.Крымова». Предметом анализа стал метод работы с классическим произведением, характерный для. одного из его ярких представителей режиссерского театра - Дмитрия Крымова. Алла выделила разнообразные способы театральной актуализации классических произведения: конфликтные отношения с текстом, карикатурные костюмы и грим, кросс-кастинг, изменения в сценографии и в финале спектакля. Доклад Марии Копыловой «Роль самоистязания и телесных повреждений в европейском перформансе 1970-х (на примере работ Марины Абрамович, Улая, Вито Аккончи, Джины Пейн)» был посвящен анализу взаимосвязи эстетического с насилием. Дав краткую справку о боди-арте, как об искусстве, в котором тело художника становится средством для реализации перформанса, Мария обратилась к анализу  перформансов, в которых эта концепция была наиболее ярко выражена. Обозначив роль субъектно-объектных отношений, а также степени телесных повреждений при проведении перформансов, Мария сделала вывод о том, что причинение вреда собственному телу, как часть перформансов боди-арта, и является тем мотивом, который помещает самоистязание в рамки произведения искусства. Вопрос о мотивах самоистязания в перформансах, затронутый в этом докладе, также вызвал оживленное обсуждение. Работу секции, а также и всей конференции, завершил доклад Таисии Шумовой «Влияние изображения на авторскую хореографическую технику Тацуми Хиджиката (буто)». Обратившись к теме практически неисследованной в русскоязычном контексте, Таисия ознакомила аудиторию с феноменом техники буто, а также продемонстрировала уровни взаимодействия изображения с танцевальными формами из перформансов Хиджиката через призму его авторских скраббуков (альбомов). По завершении докладов данной секции с полезными и критическими комментариями выступили дискуссанты - Александра Скопина и Полина Баулина.

Подводя итоги конференции, Б.Е. Степанов подчеркнул, что студенты успешно выполнили поставленные задачи, а также поблагодарил Аллу Гутникову, Купаева Бориса, Кирилла Переплеснина, Евдокию Пономареву, Марию Грищенкову, Анастасию Веряскину за активное участие в работе конференции и заинтересованное обсуждения докладов.

 

Анастасия Веряскина, Михаил Деев,

Данара Сусеева, Евдокия Пономарева,

Борис Купаев, Павел Лихачёв,

 Алеся Бабина, Таисия Шумова

при участии Б. Е. Степанова