• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

«Яковы и яковиты»: публикация в.н.с. ИКВИА Николая Селезнева в шведском издании

Исследование интерпретаций происхождения названия «яковиты» у средневековых арабоязычных египетских авторов, ранее опубликованное Н.Н. Селезневым по-русски и по-английски, теперь представлено шведскому читателю как глава коллективной монографии «Яковиты: кто они? Становление нынешней сиро-православной церкви. Исторический контекст» (Jakobiter: Vilka är de? Uppkomsten av dagens syrisk-ortodoxa kyrka. En historisk bakgrund).

«Яковы и яковиты»: публикация в.н.с. ИКВИА Николая Селезнева в шведском издании

Принято считать, что своим названием конфессия «яковитов» обязана сирийцу Иакову Барадею (западносир. Burdʿōnō), церковному деятелю VI века, способствовавшему становлению (в основном в Сирии) церковной иерархии, альтернативной по отношению к признанной византийской властью. Такое представление о происхождении этого названия опирается на сирийские и греческие источники.

Изучение арабских источников, однако, показывает, что с (само)идентификацией «яковитов» дело обстоит сложнее.

Появление и развитие традиционного мусульманского изучения религий и толков способствовало распространению представления о трех основных конфессиях христианства: несторианстве, мелькитстве и яковитстве. Тезис о том, что три перечисленные направления охватывают все позиции в христианском вероучении, был воспринят и в кругах христианских мыслителей Востока. В числе «яковитов», таким образом, оказывались весьма различавшиеся по языку, этничности и истории формирования своих общин противники Халкидонского собора. Тем из этих общин, которые не были связаны с деятельностью Иакова Барадея — в частности, антихалкидонитам Египта, вполне вовлеченным в процесс арабизации и, следовательно, утраты явных культурных отличий от своих единоверцев из сиро-палестинского региона — приходилось искать объяснение такому их именованию.

В таком историческом контексте египетским христианским историком XIII века (коптской традиции, но родом из Сирии) ал-Макином ибн ал-ʿАмидом была выдвинута теория происхождения названия «яковиты», согласно которой это обозначение восходит к мирскому имени патриарха Диоскора. Эта теория вполне отвечала представлениям коптов об их роли в истории восточного христианства. Одно из трех наиболее влиятельных сообществ христианского Востока — «яковиты» — позиция которого заключалась в исповедании «единой природы» и неприятии Халкидонского собора, оказывалось связанным своим названием не с неким сирийским проповедником, Иаковом Барадеем, но с лидером антихалкидонской оппозиции — блистательным александрийским патриархом Диоскором. Эта теория, очевидно, родившаяся в среде коптов, нашла свое признание и долгое время была в ходу, о чем свидетельствуют тексты более поздних мусульманских и европейских авторов.

 Н.Н. Селезнев, Интерпретации происхождения названия «яковиты» у средневековых арабоязычных египетских авторов

Все новости ИКВИА