• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Репортаж по итогам конференции "Современные исследования культуры" (8, 11 июня 2019 г.)

Конференция «Современные исследования культуры», представляющая научные проекты первокурсников, проводится уже 5 раз. Обилие поданных студентами заявок сделало ее особенно насыщенной. Публикуем стенограмму основных выступлений.

Репортаж по итогам конференции "Современные исследования культуры" (8, 11 июня 2019 г.)

8 и 11 июня в Школе культурологии проходила студенческая конференция «Современные исследования культуры - 2019». Публикуем репортаж, подготовленный студентами- участниками конференции.

 

Конференция «Современные исследования культуры», представляющая научные проекты первокурсников, проводится уже 5 раз. Обилие поданных студентами заявок сделало ее особенно насыщенной. В этом году в рамках конференции работало 11 секций: 6 - в первый день («Городские пространства: проектирование и освоение», «Образ города в современной культуре», « Cinema studies », «Модернизм в искусстве», «Культура современного российского рэпа», «Поэтика литературного модернизма») и 5 - во второй («Культурные институты и потребители культурной продукции», «Антропология», «Современное общество в перспективе критической рефлексии», «Публичные фигуры и демонстративные практики в современной культуре», «Телесериалы: подходы к анализу»). Для того, чтобы обеспечить полноценное обсуждение этих разнообразных сюжетов, организаторы приняли решение проводить заседания параллельными потоками. Работу   секций курировала команда преподавателей-супервайзеров – В.А. Куренной, Я.С. Левченко, И. В. Кукулин, П.Г.Носачев, О.О. Рогинская, А.С. Сувалко, и Б. Е. Степанов. 


День 1

 

            Тематика секций первого дня была связана преимущественно с тремя направлениями современных культурных исследований – городскими исследованиями, исследованиями визуальности и исследованиями литературной культуры.  Секцию «Городские пространства: проектирование и освоение» открыла серия докладов, посвященных советским городским и архитектурным проектам. В докладе Валерии Стратонниковой, посвященный московскому метрополитену, было предпринято сравнение  архитектурных особенностей и дизайнерских решений станций, построенных в 1930-х и 2010-х годах.  Интересным выводом автора стало то, что в отличие от старых станций метро современные станции, построенные по необычным авторским проектам, образуют единое эстетическое пространство и не несут в себе явного идеологического подтекста.  Доклад Ильи Суслянко был посвящен анализу строительства проспекта Калинина (ныне - Нового Арбата), которое рассматривалось им как пример формирования нового типа городского пространства в Москве в 1960-е – 1970-е годы. Предметом обсуждения в связи с докладом стал в частности вопрос, о функциях торговых объектов в этом комплексе, которые не только были призваны удовлетворить покупательский спрос, но, по мнению докладчика, также и отделить «новую Москву от старой». Владимир Григорьев анализировал трансформацию пространства Подольска в 1920 -1930-е гг. Отправной точкой его рассуждений стал тезис о необходимости при изучении процессов урбанизации учитывать индивидуальные особенности застраиваемой территории. Подвергнув критике идею рассмотрения этого города как типичного примера советской урбанизации конца 1920-х - 1930-х годов, Владимир попытался показать, что процесс превращения Подольска в индустриальный центр начался значительно раньше. Дискуссия, развернувшаяся по итогам выступления, была связана с вопросами об используемых в докладе исторических данных о городе и соотношении этого кейса с другими похожими городами.

Два следующих доклада были связаны с темой общественных пространств. Георгий Шаров проанализировал проблемы нехватки публичных досуговых городских мест в подмосковных Люберцах и предложил возможные пути ее решения.  Андрей Лопатин в качестве объекта исследования выбрал одно из новых московских публичных пространств - «Яму». Метод включенного наблюдения обеспечил докладчику интересный материал для размышлений о том, что как воспринимается это пространство и  кто в нем обычно обитает, и позволил сделать выводы о влиянии общественного пространства на неформальные досуговые практики современной молодежи. Последним в секции стал доклад Кристины Ждановой, посвященный роли графического дизайна в формировании городской среды. Она рассмотрела коммерческую направленность дизайна и особенности рекламы в современной Москве, а также проанализировала то, как изменился за последнее время город в связи с усилиями по регулированию его визуального облика.

Итоги секции подвели дискуссанты. Георгий Клименко отметил, разнообразие подходов участников к изучению городского пространства и взаимодействия с ним различных социальных групп. Критические замечания высказали внешние дискуссанты Варвара Родчина и Александр Панченко. Они посоветовали уделить большее внимание вопросам методологии, что позволит более фокусированно анализировать выбранную проблематику, выстраивать баланс теоретической и эмпирической частей исследования. Оба дискуссанта отметили актуальность обсуждавшейся на секции проблематики и отметили, что доклады открывают широкое поле для дальнейших исследований.

Секцию «Образ города в современной культуре» открывал доклад Георгия Клименко, посвященный московскому дневнику Вальтера Беньямина. Москва, которая в нем изображена, - это особое пространство, где идеология влияла на самые разные сферы и явления общественную жизни – вплоть до детских игрушек. Анализ материалов  дневника Беньямину с ориентацией на литературоведческие и социологические подходы позволил показать как философ удалось насыщенную картину жизни Москвы периода НЭПа. В откликах на доклад дискуссанты указали на возможность сопоставления дневника Беньямина с дневниками других зарубежных авторов, побывавших в СССР в 1920-е годы.  Доклад Евгения Коновалова был посвящен анализу того, как в тексте книги известного искусствоведа Аркадия Ипполитова «Только Венеция» выстраивается отношение к творчеству одного из творцов современного мифа об этом городе – Иосифа Бродского. Как показал докладчик, это отношение носило противоречивый характер: критикуя поэта за фактические ошибки, Ипполитов все же пользуется терминологией Бродского и в целом пишет о нем с большим уважением. В комментариях дискуссантов по докладу был поднят вопрос о степени маргинальности этого сюжета с точки зрения темы образа города. Последний в этой секции доклад Дарьи Орышак, был посвящен анализу того представлен образ города в альбомах группы Комсомольск «Касса свободы» и «Дорогие москвичи». Если в альбоме «Касса свободы» Москва является фоном для личных историй, то в альбоме «Дорогие москвичи», как показала Дарья, герои в большей степени «выходят» во внешний мир Москвы, включаясь тем самым в сообщество москвичей. В обсуждении  докладу были затронуты вопросы о целевой аудитории и связи творчества группы с культурой «хипстеров», студентов и т.д.  В своем финальном выступлении дискуссант Наталья Ракитина в целом положительно отзывалась о выступлениях участников, тогда как дискуссант Варвара Родчина отметила, что представленные в секции доклады все же тематически слишком разнородны, чтобы принадлежать к одной секции.

Обсуждение тематики визуальности развернулось на секции, посвященной «Cinema studies». Ярким ее началом стало выступление Дарьи Архипенко «Секс как способ взаимодействия с миром в «трилогии депрессии» Ларса фон Триера». Секс в трех фильмах датского режиссера был проанализирован Дарьей как специальный чувственный акт самопознания, порожденный желанием героев понять природу своей связи с внешним миром. Комментируя это выступление, Я. С. Левченко отметил, что был обрадован тем, что студенты не бояться говорить на «табуированые» темы, работа с которыми, тем не менее, требует научного подхода. Сообщение Дарьи Болгариной было посвящено теме мести в экранизациях «Убийства в Восточном Экспрессе» Агаты Кристи. На примере 4 экранизаций романа было показано, как различные режиссерские трактовки первоначального текста и его сюжета меняют интерпретацию мести семейства Армстронг и какими смыслами, таким образом, может быть наделен этот акт возмездия. В докладе Александры Филиппенковой «Рецепция визуальной культуры 1920-1930 –х годов в фильме Элема Климова «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен» на примере обширного визуального материала было показано, как визуальные решения фильма 60-х годов буквально воспроизводят кадры советских фильмов 20-х и 30-х годов. В финальном заключении все комментаторы секции отметили особую проработанность этого исследования. Темой доклада Александры Ивановой стал «Образ молодого поколения в кинематографе “Оттепели” на примере фильма “Мне 20 лет” Марлена Хуциева». Разбирая наряду с фильмом Хуциева еще два знаковых фильма периода «Оттепели» («Сверстницы», «Я шагаю по москве») докладчица предложила емкие характеристики поколения молодежи того времени, отмечая как отход от «всеподчиненности» государственной идеологии в их действиях и больший акцент на индивидуальном и психологическом «поиске себя» и познания мира, так и некоторую долю политизированности в образах персонажей этих фильмов. Я. С. Левченко отметил в связи с этим важность обращения к теме политики и ее влияния на кинематограф, также, подчеркнул, что тема «троек» персонажей в советских фильмах - богатое и невспаханное поле в научном пространстве, ждущее своего исследователя. Доклад Елизаветы Чефановой «Романтизация образа бандита в российском кинематографе «лихих 90-х»» анализ кинотекстов сочетался с обращением к социологическому подходу, благодаря чему автору удалось показать,  как представители криминального мира стали «героями» и объектами горячей симпатии для зрителя постсоветской эпохи. Аглая Соловьева выступила с докладом «Волга-Волга» Владислава Мамышева-Монро как римейк фильма Григория Александрова». Сравнивая два фильма, Аглая показала, как современный художник интерпретирует классический советский фильм, какова интерпретация эстетики 30-х годов.

Подводя итоги секции и комментируя отдельные выступления, комментаторы дали несколько советов выступавшим. Алла Гутникова и Юля Фукалова посоветовали всем выступавшим расширить поле своих исследований, больше углубиться в подобные своим же исследовательские тексты и вписать свои проекты в более широкое пространство уже существующих исследовательских областей. Так, например, исследование о Триере комментаторы посоветовали соотнести с porn studies, исследование об образе молодого поколения СССР в soviet studies, исследование о мести в экранизациях Агаты Кристи в философию права, а римейк «Волги-Волги» сравнить с другими уже существующими римейками и сделать из этого свои выводы. Комментируя исследование Дарьи Архипенко, Алла Гутникова посоветовала ей провести более точный и конкретный формальный анализ фильмов: измерить хронометраж, проанализировать последовательность монтажных вставок и тд. Дискуссанты также указали на сомнительность использования интервью режиссера как главного и единственного источника для исследования, отметили привлекательность и свежесть темы взаимодействия кинематографа и повседневности. В общем и целом, все исследования вызывали положительные отклики комментаторов. Супервайзер секции Я. С. Левченко отметил, что отразившийся в доклады интерес к фильмам 60-х годов - не случайность, но скорее культурный «симптом»: ожидание общественных перемен современного зрителя находит свое выражение в интересе к «свежести» в советских фильмах; ожидания от будущего находят родство и близость настроений в фильмах прошлого.

            Доклады участников секции «Модернизм в искусстве» были сфокусированы на проблематике современного искусства. Так, одним из сквозных сюжетов секции стал разговор о роли художника и о значимости порождаемых им трактовок произведений искусства, вопрос об ангажированности творческого субъекта, механизмах функционирования художественного рынка и взаимовлиянии различных национальных школ. Согласно замечанию Б.Е. Степанова, в контексте множества интерпретаций исследователю сложно занять мета-позицию и найти подходящий язык для объективного описания процессов, происходящих внутри искусства. Несмотря на все сложности, студентам-культурологам 1 курса удалось успешно выступить с докладами и осветить многие аспекты такого неоднозначного феномена. Секцию открыл доклад Олега Газизова, посвящённый грузинскому авангарду 10- 20-х годов. Посредством компаративного анализа творческого наследия Шалвы Кикодзе, Ладо Гудиашвили и Давида Какабадзе Олег пришёл к выводу о взаимовлиянии традиций русского и грузинского авангарда, а также выявил особенности живописной традиции в Грузии. Зинаида Рыкова обратилась к иной стороне искусства - институциональной. В центре исследовательского интереса Зинаиды оказалась популярная в кругах творческой интеллигенции концепция российского куратора выставок и арт-критика Виктора Мизиано, согласно которой в переходные эпохи (в частности, в 1990е годы) дружеские отношения художников могут стать базой для выстраивания альтернативной художественной системы. После выступления между докладчицей  и дискуссантом секции Павлом Польщиковым разгорелась оживленная дискуссия по вопросу о симптоматичности этой концепции с точки зрения развития художественного рынка в России. В докладе следующего участника конференции Ивана Шаманского была высказана гипотеза о возможности рассмотрения творчества соц-арт художников Виталия Комара и Александра Меламида как феномена «смеховой культуры». Обсуждая правомерность применения в данном случае концепции Михаила Бахтина «смеховой культуры» Я. С.  Левченко высказал соображение о том, что, будучи наследником поп-арта, соц-арт имеет более утонченную и двойственную иронию и не обязан вызывать смех у реципиента. Теме амбивалентности ар-брют было посвящено выступление следующей участницы секции - Александры Дударенко. Обратившись к анализу работ Джудит Скотт данному кейсу Александра проиллюстрировала каким образом творчество представителей ар-брют может быть концептуализировано представителями официального искусства. Дискуссантами было справедливо замечено, что в условиях отсутствия альтернативы такая патерналистская по сути стратегия остаётся единственно возможным способом рефлексии, тем более, что авторская интерпретация далеко не всегда в состоянии повлиять на статус произведения. Сообщение Александры Ивановой было посвящено проблематике российского политического акционизма, которое рассматривалось на примере творчества арт- группы «Война». Стирая границу между искусством и реальностью, акционизм становится ответной реакции на изменения в политической жизни России и посредством новых способов художественного выражения вскрывает латентные проблемы современного общества. В ходе последующего обсуждения Я. С. Левченко посоветовал Александре заострить проблематику, например, посредством обращения к генеалогии акционизма и попытаться проанализировать данный феномен через иную призму. Теме акционизма было посвящено отчасти и последнее сообщение в рамках данной секции, посвященное  искусству перформанса и такому его ответвлению как киберпанковский боди-арт. Екатерина Зверева показала в какой степени концепция медиа М. Маклюэна нашла отражение в модернизации тела, предпринятой австралийским техно-арт художником Стелларком. Дискуссантами секции Дарьей Болгариной и Павлом Польщиковым помимо положительных характеристик был зафиксирован и ряд методологических лакун в исследованиях, однако стоит отметить, в случае анализа кейсов современного искусства такие сложности неизбежны. Яркие тезисы, уверенная подача и плодотворная дискуссия сполна компенсировали небольшие недочеты представленных докладов.

            Мини-серию обсуждений литературной культуры открывала секция «Культура современного российского рэпа», которая особенно ярко отразила интерес студентов к наиболее актуальным и волнующим общество темам настоящего. Дело не только в том, что в настоящее время рэп заслужил звание главенствующего жанра на российской сцене, пройдя путь от андеграунда до важной повестки федеральных СМИ. Вопреки обывательским предрассудкам относительно поверхностности этого жанра, своей работой со словом и способности к трансформациям рэп доказал свое право рассматриваться как направления современной поэзии и, тем самым, претендовать на  серьезное исследовательского внимания. Свидетельством этого стало и обсуждение докладов в рамках секции.  

В докладе Александры Коваленко был посвящен анализу трансгрессии в современной рэп поэзии с опорой на концепцию Ж. Батая. Рассматривая творчество Александра Ситникова, участника музыкальных групп «4 позиции Бруно», «Порез на собаке», «Птицу ЕМЪ», докладчица показала в каком отношении этот автор обращается к разного рода пограничным сюжетам – смерти, эротике, образам социального дна и т.д. Впрочем, в обсуждении доклада был поставлен вопрос о степени уникальности этих высказываний.  И возможности рассматривать Ситникова был обозначен как наследник российского радикального поэтического и музыкального авангарда. Тему рэпа как новой поэзии в своей работе рассмотрела Евгения Ветлужских, в докладе которой были проанализированы религиозные мотивы и их видоизменения в творчестве рэпера Хаски. Смешение христианских и буддистских мотивов докладчица связала с биографией автора текстов. Как отметил в своем комментарии И. В. Кукулин, рэп нельзя считать новой религиозностью, поскольку определенного всплеска последней мы не наблюдаем. В творчестве Хаски важна не столько сама религиозная риторика, сколько восприятие религии как неотъемлемой части русской культуры.

Проблеме объективации женской сексуальности в современной российской музыкальной культуре было посвящено выступление Софьи Боргояковой. Софья рассмотрела эту тему на материале творчества Hofmannit’ы - крайне яркого персонажа, который, хоть и привлекает уже достаточное внимание к своей персоне, но вместе с тем занимает положение на стыке музыкальной индустрии и блогинга и, таким образом,  заслуживает рассмотрения в контексте пересечения и сосуществования этих двух сфер культуры. На примере альбома «MISSING - HOFMANNITA» докладчица попыталась рассмотреть проблему объективации, опираясь на идеи и практики радикальных феминисток, и на этом основании сделать вывод о силе влияния творчества исполнительницы на отношение ее слушательниц к женской сексуальности. В ходе обсуждения доклада его участники обратили внимание на другой интересный сюжет, возникающий в связи с творчеством исполнительницы, а именно на самообъективацию, которая открыто присутствует в ее текстах Hofmannit’ы.

Последним в рамках секции был представлен доклад Наталии Ракитиной, посвященный анализу восприятия женских рэп-баттлов в России. Из-за присущих баттлам типично мускулинных черт, женщины рассматриваются, с одной стороны, как объект насмешек («не женское дело»), а, с другой, - как объект объективации (внимание привлекает не мастерство исполнительниц, а скорее их внешние данные). Именно эти типы отношений рассматривала в своей работе Наталия. Дискуссанты секции Яна Кузнецова и Никита Ровнов предложили для рассмотрения в контексте секции еще некоторые темы, такие как рэп на национальном языке и феминистсая линия в рэп-культуре. В заключительном выступлении супервайзера секции И. В. Кукулина был отмечен высокий уровень докладов и интересные интерпретации столь разнообразных тем.

Обсуждение проблематики литературной культуры продолжилось в ходе работы секции «Поэтика литературного модернизма». Обращение к этому сюжету является новым с точки зрения тематики конференции и вызвало положительную реакцию коллег участников обсуждения. Темы трех представленных в ней докладов были связаны с  анализом художественных произведений XX века, причем два из них были посвящены творчеству Владимира Набокова. Несмотря на выбор в качестве объекта исследования творчества одного автора, работы получились разноплановыми, а в некоторых аспектах декларировали противоположные идеи. Особенно явно видно расхождение по вопросу возможности влияния идей фрейдизма на В. Набокова. Третий участник представлял доклад, посвященный анализу романа Ф. Кафки «Процесс».

Право открыть секцию было предоставлено Алине Босый, которая исследовала мотив «двойничества» в повести В. Набокова «Соглядатай». Сравнивая фрагменты повести «Соглядатай» с другими текстами писателя («Отчаяние», «Приглашение на казнь»), докладчица продемонстрировала развитие образа нарратора, определяя его функцию как медиатора авторского замысла. Использование мотива двойничества становится для Набокова средством разработки новых художественных приёмов, и приводит его к воплощению «крайней формы субъективного двойничества, при которой человек осознает свой внутренний раскол и даже закрепляет его в образах». В своих откликах на доклад дискуссанты указали на недостаточность материала для доказательства этого тезиса, а также на необходимость привлечения других теорий (в частности, фрейдовского психоанализа) для осмысления этого произведения.  Кроме того, дискуссант Анна Масленова отметила полезность привлечения еще одного текста - ранней пьесы В. Набокова «Смерть», которая позволила бы переосмыслить дихотомию сюжетного соотношения мира реального и творческого, мира смерти и мира реальности.

В докладе Максима Шаталова фрейдистская проблематика в творчестве Набокова, напротив, оказалась в центре исследовательского внимания. На примере романа «Отчаяние» Максим продемонстрировал наличие интертекстового слоя произведений В. Набокова, апеллируя к глубокому психологизму героев и их окружения, открытые финалы и недосказанность сюжета, мрачную иронию автора и многочисленные аллюзии. По мнению докладчика «неопределенность, таинственность, погрешность», апелляция к желаниям и страхам, мотив двойничества формируют основу романа «Отчаяние» и непосредственно восходят к фрейдистской идее «жуткости». В своем отклике на доклад Анна Масленова указала как на некоторые недостатки структуры доклада, так и на ряд сюжетов, которые необходимо принять во внимание в случае дальнейшей разработки данной темы (в частности, на необходимость учесть степень знакомства Набокова с работами З. Фрейда, близость  эстетику «жуткого» в романе «Отчаяние» В. Набокова и рассказе Л. Андреева «Красный смех» и др.).

Завершал секцию доклад Романа Поповна тему «Поэтика абсурда Франца Кафки на примере романа “Процесс”». В своём выступлении исследователь произвёл разбор отдельных глав «Процесса», акцентируя внимание на феномене абсурда, занимающем центральное место в каждой из них. Через понятия «поставленный факт», «отчуждение», «страх», «бессилие», «власть больших структур» Роман Попов раскрыл абсурдизм Кафки и, в дальнейшем, сравнил его с абсурдизмом характеризующим роман «Чума» А.Камю. Стоит отметить, что данный доклад стал объектом наибольшей критики со стороны дискуссантов и супервайзера, поставивших вопрос об исследовательской составляющей доклада. Бурную дискуссию вызвала также резкая реплика Романа Попова: «Кафка был сумасшедшим!» - вызвала. Супервайзер секции скептически отметил, что «в начале XX века в Австро-Венгрии были тысячи неврастеничных юношей, но Кафкой стал только один». Внешний дискуссант усмотрел слабость доклада, заключающийся в биографическом детерминизме избранного подхода, посоветовав выступающему обратить внимание, помимо обстоятельств личной жизни, на литературный инструментарий писателя, контекст окружающей его культуры.

В заключительном выступлении супервайзер секции И. В. Кукулин подчеркнул успех пробы пера в исследовательских проектах студентов в формате конференции и, вместе с тем, указал на необходимость пользования филологическим инструментарием при анализе литературных произведений, описывать текст как «культурологически, так и филологически».

 

День 2

Второй день работы конференции был посвящен обсуждению различных феноменов современной культуры, которые рассматривались в широкой социокультурной и антропологической перспективе.Секция «Культурные институты и потребители культурной продукции» объединиладовольно разноплановые доклады. Первой в этой секции выступила Дарья Скок с докладом о том, как традиция советских квартирников находит вторую жизнь в виртуальном пространстве в виде онлайн-трансляций и конференций. Особо стоит отметить эмпирический материал, собранный Дарьей - она интервьюировала как бывших, так и действующих участников “виртуальных квартирников” с целью выявления общих черт между современной и советской практикой. Сообщение Надежды Герасименко было посвящено поэтическим фестивалям как форме функционирования поэтического сообщества Москвы. В докладе был продемонстрирован промежуточный статус этих мероприятий, выступающих площадкой взаимодействия профессиональных литераторов и любителей литературы. В докладе Юлии Фукаловой была предпринята попытка на примере спектакля «Акын-опера» прояснить взаимоотношение двух направлений в современном театре: «социального» и «документального» театра. В ходе обсуждения доклада участники дискуссии выразили общее мнение о необходимости продолжения этого исследования в направлении прояснения понятия «документ» и его значения в современном театральном контексте. Дарья Ставкина представила доклад о концепции Liberal Arts, её истоках и стратегиях реализации в современной России. Завершал секцию доклад Никиты Акульчева, посвященный аудиальной составляющей видеоигр. Никита рассказал о классификации звуков в видеоиграх, а также о том, как звук используется в игровой практике - иногда даже в обход задуманной игровой механики. В конце конференции выступили Анна Щетвина, студентка 3 курса культурологии, и Б. Е. Степанов. Анна посоветовала участникам не бояться пробовать и изобретать новые методы исследования, а также помнить, что исследование - это своего рода детективный процесс. Б. Е. Степанов отметил чрезвычайное разнообразие выбранных тем, однако указание на наличие общих проблемных линий, связанных с вопросами о преемственности культурных институтов, идеологический контексте их функционирования, взаимоотношениями между производителями контента и его потребителями.

            Секция «Антропология» была не столь многочисленна по количеству участников как другие секции, однако оказалась не менее интересной и насыщенной, ведь доклады участников освещали круг разнообразных исследовательских проблем. Открывал секцию доклад Тимофея Воронова «Сборники офицерских афоризмов как жанр армейского письменного фольклора». Обнаружение одного из таких рукописных сборников побудило автора доклада предпринять попытку описать такой текст образец как самостоятельного  жанра армейского фольклора. Избранный автором подход к характеристике этого материала вызвал вопросы и критические отклики слушателей. Подвергнув сомнению способ интерпретации материала и его представления,  участники  обсуждения высказали пожелания относительно расширения сферы исследования и рассмотрения этого феномена в связи с различными аспектами устной, письменной и электронной  коммуникации. Следующим был представлен доклад Яны Кузнецовой «Магические практики как феномен современной религиозной культуры (на материале молитв и ритуалов для сдачи экзамена)». Студенческий фольклор был осмыслен в докладе в контексте взаимодействия религиозного и секулярного начал в культуре. Высоко оценив основательность анализа заявленного феномена, дискуссанты обратили внимание на другие возможности интерпретации изучаемого материала. В завершение секции выступила Прасковья Зарослова с докладом «Место экстремистских форм в деятельности участников движения pro-life». Доклад был построен на сравнительной характеристике соответствующих организаций в России и США, была освещена идеологическая составляющая и практическая деятельность движений и обществ, выступающих против абортов. В выводах по исследованию была отмечена разнообразность форм борьбы с абортами и утверждение того, что насилие в этих сообществах встречается так же, как и призывы к мирному урегулированию. Дискуссантами была отмечена оригинальность темы, однако в то же время, показалось недостаточным освещение российской действительности в этой сфере. Таким образом, секция «Антропология» выдалась очень разнообразной, интересной общей особенностью была отмечена тенденция обращения к российской действительности и советскому наследию в тех или иных проявлениях: рефлексия по поводу военной службы, столкновение религиозного и мифологического сознания, зарождение движения «за жизнь» под влиянием православной идеологии. По мнению дискуссанта секции Альбины Заверткиной и супервайзеров П.Г.Носачева и Б. Е. Степанова слабость исследовательского аппарата и концептуализации анализируемых явлений вполне может быть преодолена в процессе дальнейшей работы.     

Общим мотивом докладов секции «Современное общество в перспективе критической рефлексии» стал социальный анализ феноменов современной культуры. Мария Безверхая анализировала то, каким образом значимые остросоциальные события в России представлены в прессе западных изданий The Guardian и The Telegraph в определённый период (1-13 апреля 2015 года). Докладчица пришла к выводу о том, что Образ России в зарубежном медиадискурсе становится по сути средством для формирования образа Европы“. В ходе дальнейшей дискуссии было отмечено то, что в рамках подобного рода дискурс-анализа важно учитывать жанр текстов, чтобы интерпретировать те послания, которые транслируются в ценностно окрашенных информационных сообщениях. В докладе Ирины Савченко было проанализировано конструирование «маргинальности» в рамках такого медиаформата как телевизионные ток-шоу. Характеризуя традицию исследования этого жанра, Ирина упомянула теории «Эффекта третьего лица» и сделала вывод о том, что на сознание зрителя сильно влияет сама структура ток-шоу, способствующая восприятию обсуждаемого феномена как «маргинального». Таким образом, было выяснено, что маргинальной ту или иную тему делает коммуникативная ситуация, возникающая при участии зала: конструкция диалога, реакция, комментарии ведущего, концентрация внимания на скандальности.

В завершившем работу секции докладе Мария Васильева проанализировала трактовку антиутопии социологом Джоном Урри. Отправной точкой для автора стало историческое и теоретическое рассмотрение проблемы формирования и влияния литературной утопии. Вслед за другими исследователями Мария рассматривала утопию не как оторванный от реальности жанр, а как площадку для обсуждения инноваций и «эвристический метод», показывающий социальные проблемы общества и возможные методы их решения для критики обществ. Это роднит утопию с социологическим подходом, в ходе которого можно выявить транслируемые идеалы и упования современного общества, увидеть проекты будущего. Однако также уделяется внимание тому, что Урри не приводит конкретный метод для подобного анализа, однако намечает данную траекторию. Таким образом, участники секции осветили важные социальные проблемы, поднимаемые в культуре и общественных институтах на примере трех разнообразных кейсов.

Секция «Публичные фигуры и демонстративные практики в современной культуре» была посвящена обсуждению механизмов формирования образов публичных фигур в различных культурных контекстах. В основу выступления Веры Абросимовой был положен ретроспективный анализ образа Грейс Келли. Материалом для анализа стали преимущественно биографические работы о жизни актрисы. Вере успешно удалось показать значимость образа Грейс Келли, хотя, казалось бы, интерес к её фигуре давно мог бы считаться исчерпанным. Доклад Валентины Рудаковой был посвящен  выявлению факторов популярности юной певицы Билли Айлиш, оказавшейся в этом году в первых строках многих хит-парадов. Рассматривая образ Билли Айлиш в сравнении с близкими ей по манере исполнения певицами, Валентина сделала выводы об общих чертах конструирования публичных образов поп-артистов. Темой выступления Марии Кожариновой было осмысление деятельности популярных российских мам - Instagram блогеров. В своем анализе их публичного статуса она опиралась на теоретико-терминологическом аппарате историка Антуана Лилти. Сообщение Кристины Малороссиянцевой было посвящено характеристике  деконструктивизма как направления в моде на примере работ японского дизайнера Йоджи Ямамото. Кристиной были проанализированы новый подход дизайнера к крою и цвету, а также подчёркнуты идеи Ямамото о равенстве полов. Наталья Акатнова в своей работе рассмотрела феномен семьи Кардашьян, объяснив на этом примере как знаменитости влияют на восприятие поклонниками стандартов телесной красоты. Тема принадлежности представителей российской эстрады к дрэг-культуре, поднятая в докладе Дарьи Гейер, была отмечена дискуссантами как чрезвычайно перспективная для дальнейшего исследования.

По окончании секции дискуссанты Владимир Григорьев, Александра Рябинина, Анна Синельникова  подробно высказались по поводу сильных и слабых сторон всех исследований по-отдельности  и секции в целом. В качестве слабых сторон практически всех работ было отмечено недостаточное внимание к аудитории исследуемых публичных фигур, так как именно публика оказывает огромное влияние на конструирование того или иного образа в медийном пространстве. Также был отмечен недостаток включённости исследований в научный контекст, что можно объяснить определенной неопытностью первокурсников. Тем не менее, несмотря на существующие недостатки выступлений, работа секции была оценена как актуальная и перспективная как благодаря выбранной тематике, так и благодаря увлечённости каждого из докладчиков предметом своего исследования. Супервайзер секции О.О. Рогинская настоятельно порекомендовала всем участникам секции развивать изучение выбранных сюжетов на более серьёзном научном уровне.

            Вот уже второй год в рамках конференции работает секция, посвященная исследованию телевидения. В этот раз она была посвящена исследованию феномена телевизионных сериалов. В роли приглашенного дискуссанта выступил Александр Сувалко, а супервайзерами выступили О. О. Рогинская и В.А. Куренной. Секцию открыл неоднозначный и вызвавший горячее обсуждение доклад Ксении Правиковой «Образ учителя в современном хентае (2014- 2019) на материале фильмов «Meikoku Gakuen Jutai Hen» (2017), «Dainiji Ura Nyuugakushiken» (2017), «Toshidensetsu Series» (2016), «Kuro no Kyoushitsu» (2015)». Докладчица попыталась проанализировать функции образа учителя в хентае и его характеристики. Главная претензия экспертов была к законности существования работ по данному жанру, где зачастую используется натуралистическое изображение секса с несовершеннолетними. Вторая работа под названием «Непропорциональное уродство или раскрытие творческого потенциала медиума?: особенности визуализации людей в мультсериалах студии «Klasky Csupo» в 1990-е гг.», написанная Анастасией Старосельской, перевела дискуссию в более спокойное русло. Анастасия рассмотрела специфический стиль анимации американской мультпликационной студии «Klasky Csupo», историю его возникновения, в которой активно участвовали советские аниматоры, характерные особенности стиля и их значение для анимации 90-х гг. Виктория Панова представила доклад «Значение «Черного Вигвама» как источника мистического в сюжете сериала «Твин Пикс»», где подробно описала «Черный Вигвам», его обитателей и рассказала о существующих трактовках его роли в сериале. В обсуждении эксперты вспомнили киноклуб университета «Кто убил Лору Палмер», в работе которого участвовали некоторые из участников обсуждения в данной секции. Дарья Гусева обратилась к актуальным молодежным темам в своем докладе «Репрезентация сексуального самоопределения подростков в сериалах «Половое воспитание» и «Леденящие душу приключения Сабрины» (2-ой сезон)». Докладчица рассказала о том, как стриминговая платформа Netflix , где выходят данные сериалы, использует интернациональную политику для распространения либеральных западных идей по всему миру. В завершении прозвучал доклад Марины Прауловой «Сериал «Сообщество» Дэна Хармона как метамодернистское произведение», где рассказала об идее метамодернизма и ее проявлениях в названном сериале, что вызвало некоторые вопросы у аудитории, прежде всего к определению «метамодернизм».

В завершающей выступлениях дискуссанты и супервайзеры отметили сложность изучения кино и телесериалов, и посоветовали тем, кто хочет заниматься этой темой, сначала высказываться о кино с помощью социальных сетей и, таким образом, проверить, насколько их идеи и замечания актуальны и интересны публике.

Вера Абросимова, Мария Васильева, Мария Кожаринова, Дарья Ставкина, Александра Коваленко, Александра Дударенко, Екатерина Усанова, Елизавета Чефанова, Евгений Коновалов, Дарья Гейер, Александра Филиппенкова (при участии Бориса Степанова)

Фото Ирина Савченко, Ольга Алешина. Все фотографии можно найти по ссылке