• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

Исследовательский проект ИГИТИ, посвященный проблеме отношений Университета со временем в исторической перспективе

На портале IQ HSE опубликован текст директора ИГИТИ Алексея Плешкова и старшего научного сотрудника ИГИТИ Александра Русанова, посвященный проблеме отношений Университета со временем и Манифесту медленной науки.

Исследовательский проект ИГИТИ, посвященный проблеме отношений Университета со временем в исторической перспективе

«Бедный поэт», Карл Шпицвег. 1839

Время университета и время науки чаще всего воспринимается как беспроблемная и гомогенная среда, в которой разворачивается академическая жизнь. Однако в действительности эти времена бывают качественно разными, они активны и, порой, конструируются исходя из несовместимых целей и задач, навязывают людям ритмы жизни и даже содержание деятельности. Рефлексия времени позволяет разглядеть зачастую игнорируемые феномены университетской и научной жизни. Центр университетских исследований ИГИТИ им. А. В. Полетаева в этом году завершает трехлетний исследовательский проект, посвященный проблеме отношений Университета со временем в исторической перспективе.

Первый год проекта был посвящен изучению механизмов культурного конструирования поколений и возрастной политике в университетской среде в период Российской империи и СССР. Во второй год в фокусе оказалось управление академической жизнью посредством времени: способы ее интенсификации, мотивы и формы сопротивления этому со стороны преподавателей и студентов, их собственные практики тайм-менеджмента. Завершающий этап исследования посвящен анализу университетского дискурса, осмыслению темпоральных понятий, метафор и категорий времени в текстах академиков и учащихся.

Внимательное отношение к прошлому подталкивает и к осмыслению временных структур современной Академии. Как Время становится политическим ресурсом, определяющим распределение власти в университете? В какие общекультурные контексты вписывается движение за медленную науку, и как его идеи были восприняты академическим сообществом? Авторы настоящего текста предлагают поразмышлять над этими вопросами, а также — над «Манифестом медленной науки», перевод которого будет приведен ниже.

Читайте полный текст на IQ HSE.