• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад профессора Школы философии Светланы Климовой на международной конференции в Дели

Заведующий НУЛ трансцендентальной философии Светлана Климова приняла участие в Международной конференции: "Толстой и Ганди - философское путешествие" 21-23 ноября 2019 года, организованную Делийским университетом и Центром Бхавани в Дели, Индия

Конференция была нацелена на изучение различных сопоставительных стратегий идей и образа жизни двух мыслителей и учителей нации. В работе конференции приняли участие прямые потомки Л.Н. Толстого и М. Ганди, ученые из Индии, Польши, Германии, России. 

Светлана Климова выступила с пленарным докладом: “Индийский” и “русский” Толстой:“свой среди чужих и чужой среди своих”, посвященным сопоставлению двух образов Л.Н. Толстого в России и Индии в начале XXв.

В докладе были рассмотрена символическая оппозиция "индийского" Толстого как "Махатмы" и русского как "Антихриста", показаны точки схождения и расхождения его мировоззрения, философии и религии с традиционными взглядами индуизма и православия. Данная оппозиция показана в динамическом развитии, вплоть до сегодняшнего дня. В этих противоположностях восприятия Толстого и его учения в Индии и России не просто дано противопоставление двух дискурсов или культурных приемов полемики, здесь - подлинная ментальная оппозиция Индийского Востока и Русского Запада в понимании сущности религиозной веры и человека к концу 19 века. Интеллигенция и духовенство стран, находившихся в весьма схожей политической и экономической ситуации перехода от феодализма к капитализму, отягощённого социально-классовыми противоречиями в России и колониальной зависимостью в Индии – продемонстрировали противоположное понимание путей выхода из кризиса и дальнейшего развития страны. Отношение к фигуре и учению Льва Толстого стало лакмусовой бумагой этой демонстрации.

Выступление подготовлено в рамках исследовательского гранта РНФ 19-18-00100 Отечественная философия XIX-XXI вв. в интеллектуальном пространстве Запада: критика, рецепция, диалог.