• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Виртуальные музеи — интернет-стартап 90-х или 70 лет эволюции?

В субботу, 1 февраля, в Центре цифровых гуманитарных исследований НИУ-ВШЭ с лекцией выступила Надежда Поврозник — цифровой историк, доцент кафедры междисциплинарных исторических исследований ПГНИУ, приглашенный исследователь Центра современной и цифровой истории Люксембургского университета. Лекция была посвящена истории виртуальных музеев от зарождения идеи и первых реализаций до современных проектов разных музеев мира.

Что такое виртуальный музей? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Кто-то называет виртуальным музеем электронное представление коллекций музея, другие — виртуальный тур по музею. Доцент кафедры междисциплинарных исторических исследований ПГНИУ Надежда Поврозник даёт следующее определение:

«Виртуальный музей — это информационная система, содержащая концептуально единую электронную коллекцию или совокупность коллекций предметов (экспонатов) с метаданными, имеющая характеристики музея и позволяющая осуществлять научную, просветительскую, экспозиционную и экскурсионную деятельность в виртуальном пространстве.» (Поврозник 2015)

Идея виртуальных музеев возникла еще в XX веке. Писатель Андре Мальро, продолжая идеи архитектора Ле Корбюзье, создаёт концепцию музея без границ, в рамках которой пространство музея не должно ограничиваться только физическими галереями и выставочными площадями, а расширяться за счёт продвижения научных проектов, выпуска каталогов и книг, съёмки тематических фильмов и т.д..

Со временем абстрактные идеи начали приобретать практические реализации. В 70-80-ых для улучшения каталогизации и структурирования архивов музеи стали внедрять различные технологии: базы данных, информационные системы и т.д..

Надежда Поврозник, лекция о виртуальных музеях, Центр цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ, 01-02-2020

Следующим этапом стало использование мультимедийных дисков. В 1978 году режиссер Джеймс Шелдон создает два диска, один из которых был посвящен 100-летней годовщине создания первого фильма (коллекция Muybridge), а второй — выставке работ знаменитого скульптора Гарольда Товиша. Мультимедийные диски содержали документальные фильмы, дополненные информацией об истории создания произведений, фотографиями и т.д.. Ранее посмотреть подобные фильмы можно было только в музее, но появление персональных компьютеров позволило всем желающим ознакомиться с материалами не выходя из дома.

По мере развития технологий у музеев начали появляться собственные сайты, но коллекции на них были представлены не полностью. Одним из наиболее проработанных примеров является созданный Николя Пиошем в 1994 году сайт Web Museum.

В 2000 год возникновение Окинавской хартии глобального информационного общества меняет подход к представлению цифровых объектов. Музеи начинают получать поддержку от государственных инфраструктур, благотворительных фондов и корпораций.

Надежда Поврозник, лекция о виртуальных музеях, Центр цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ, 01-02-2020

С 2006 года начинается массовая оцифровка экспонатов и произведений искусства, совершенствуется система поиска и графическая оболочка сайтов, происходит внедрение новых технологий: чатботы, VR, зарождается идея персонализации контента. Однако, несмотря на значительное развитие индустрии, всё ещё остается ряд проблем. Например, избыток данных или устаревание информационных систем.

Подробнее об истории развития цифровых музеев можно прочесть на сайте проекта.

Лекция Надежды Поврозник была организована как часть образовательной программы магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках».

Источники

  • Поврозник Н.Г. Виртуальный музей: сохранение и репрезентация историко-культурного наследия // Вестник Пермского университета. Сер. «История». 2015. № 4(31). С. 213-222.
  • Digital History of Virtual Museums