• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Факультет гуманитарных наук

 

Подписаться на новости

Интервью с выпускником Александром Гиринским

Александр Гиринский – выпускник факультета философии (2014), магистерской программы «Философская антропология» (2016), аспирантской школы по философским наукам (2019), заведующий Кафедрой теории познания Лицея НИУ ВШЭ, стажер-исследователь Международной лаборатории исследований русско-европейского интеллектуального диалога.

Александр Гиринский

Александр Гиринский

- Александр Андреевич, расскажите, как Вы пришли к преподаванию, и какова специфика предмета, который Вы ведете в Лицее НИУ ВШЭ?

- Сказать, что я всегда мечтал быть именно преподавателем, прямо выделял для себя эту цель и шел к ней осмысленно, я не могу. У меня был достаточно сложный путь в Вышке – сначала я поступил на «Политологию», проучился там два года, и лишь затем пришел на «Философию». Там у нас быстро сложился круг студентов, которым была интересна философия не сама по себе, а как что-то, что можно кому-то рассказывать, передавать. На третьем курсе мы создали школу “Осмысленный мир”, и при содействии факультета, а также вышкинской Дирекции по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися проводили бесплатные занятия со школьниками.А потом в Вышке как раз создали Лицей, и, совершенно случайно, на нас вышло его руководство, тогда в лице Наталии Любомирской, первого директора Лицея, и Андрея Валерьевича Белова, бывшего тогда заместителя. Они узнали про нашу школу, и оказалось, что в задумке у них есть предмет, совпадающий по идее с тем, что мы делаем, и они заинтересованы в молодых преподавателях. Так мы и начали сотрудничать.

Идея предмета заключается в том, чтобы преподавать детям философию как критическое мышление. Предмет построен как некоторое пространство, в котором дети могут задавать методологические, мировоззренческие вопросы по поводу того, что с ними происходит в Лицее, по поводу тех предметных областей, которые они здесь изучают, по поводу профессионального выбора, который их ждет. Этот предмет, на самом деле, сделан под задачи Лицея как школы самоопределения, школы выбора, и адаптирован под каждое направление. То есть, если это направление биологов, то мы с ними больше обсуждаем биологические концепции, креационизм, эволюционизм, современные проблемы эволюционной биологии с методологической, мировоззренческой точки зрения, так скажем. Если это экономисты, то мы больше с ними рассуждаем о современной экономике. То есть, в каждом направлении есть какие-то возможности, которые можно построить. В этом смысле программа (это одновременно и минус, и плюс) очень гибкая и может подстраиваться и под конкретную группу, и под конкретного преподавателя.

- Почему, меняя направление, Вы сделали выбор в пользу философии, а не истории, например?

- Когда я переходил, то выбирал между факультетом философии и факультетом истории (на данный момент – образовательные программы ФГН). До сих пор не знаю, что из этого мне ближе, потому что веду в том числе и историю, но не в Лицее, а читаю ее на курсах дополнительных и занимаюсь репетиторством.

На данный момент жизни, надо сказать, мне ближе даже история, чем философия, но тогда «История» в Вышке существовала лишь один год, и лично мне было еще не совсем понятно, что это за факультет и кого на нем готовят. Мне не было принципиально важно: философия или история, но я ни разу не пожалел, что перешел на философию. Там мне очень нравилось, и я увлекся всеми этими вещами. В магистратуре меня уже больше интересовали преподавание, теория образования и вещи, которыми я занимался на практике. То есть философа полноценного, такого вот книжного, теоретического из меня не получилось и вряд ли получится.

- Был ли у Вас любимый предмет, определенный раздел философии, например, Логика?

- Меня всегда интересовали философские проблемы, которые находятся на стыке с историей, то есть философия истории, русская философия и политическая философия Одно время увлекался историей экономических учений, даже ходил на экономический факультет, слушал лекции по экономической теории и экономической истории. Философия строгая – логика, онтология, метафизика, – меня в меньшей степени всегда интересовала, хотя это важные базовые вещи, их необходимо знать.

- Сложно ли было учиться, может быть, из-за нагрузки?

- Мне кажется, все зависит от отношения. У меня отношение всегда было такое: если тебе интересна какая-то книжка, которую ты сейчас читаешь, можно что-то прогулять, а потом догнать самостоятельно, потому что главное – само знание, а не оценка. Я не был очень усидчивым студентом, но у нас были люди, которые парились над оценками, переживали. Меня оценки как-то никогда сильно не волновали , поэтому если посмотреть в мой диплом, то где-то можно увидеть “10”, где-то “4”. Причем там, где “4” – это не значит, что я плохо знал предмет. Это означает то, что я, скорее всего, не ходил и не набрал накопительную оценку или что-то в таком же ду хе.

- Тяжело ли было совмещать по тайм-менеджменту учебу и работу?

- В конце 4 курса бакалавриата было трудно. Но поскольку основная часть уже действительно серьезной работы пришлась на магистратуру, а учеба там, в отличии от бакалавриата, проходит все-таки вечером, тяжело не было: работа в Лицее – первая половина дня, а вечером – занятия. И плюс в магистратуре у нас была не очень большая нагрузка по количеству пар, если сравнивать с бакалавриатом. И когда ты остаешься учиться в магистратуре там же, где учился и в бакалавриате – это всегда проще. Иногда я даже немного корю себя за то, что не бросил себе вызов и не пошел в магистратуру на какое-нибудь другое направление, связанное с экономикой, но не математической экономикой, а теорией, или же на международные отношения. Всё это связано с философией, но ориентировано на практику.

- Когда Вы только начали преподавать, было ли сложно установить контакт со студентом, учеником, организовать, заинтересовать?

- Конечно! В начале я был куда более «ответственным», чем сейчас. Я имею ввиду, что готовился, морально настраивался перед каждым занятием, все прописывал. То есть я раньше готовился как студент к экзамену, а теперь это для меня естественно. Это приходит только с опытом, этому нельзя научиться, послушать это у кого-то или узнать, думаю, так в любой профессии.

Вообще, в Лицее прекрасные дети, но бывает, и сложные группы попадаются, но по большей части и с ними легко, потому что они хотят знать, хотят тебя слушать, им интересно. Я пробовал преподавать этот же предмет в других школах. Это был очень неудачный опыт. Я там год еле выдерживал и уходил, потому что в Лицее мой предмет подстроен под общую программу, а там смотрелся чем-то инородным.

- Трудно ли выдерживать границу между “преподавателем” и “другом”, учитывая, что Вы – молодой преподаватель?

Это интересный вопрос. Могу сказать, что мне сейчас 28 лет, и для меня, соответственно, дети, которым сейчас 16-17 лет, это дети в буквальном смысле слова. И для них я уже все-таки не приятель. А когда я только начинал, мне было 22-23, а детям в Лицее 17-18. Разница очень небольшая. И, конечно, это непросто: и тебе тяжело перестроиться, потому что еще позавчера твои одногруппники были такого возраста, как дети сейчас; детям сложно перестроиться, потому что, у них у некоторых братья и сестры, друзья старше, чем ты, и они с ними общаются “эй, ты, иди сюда”, а с тобой надо общаться на “Вы”, ты преподаватель. И, конечно, здесь иногда возникают недопонимания. Но я всегда со всеми общаюсь на “Вы” исключительно, с самого начала было так, я всегда старался дистанцию держать.

Первые годы было трудно, иногда неловко, сейчас уже легко и естественно держать дистанцию. Все приходит с опытом и взрослением.

- У Вас вся научная и преподавательская деятельность тесно переплетена с философией, а как насчет досуга? Как проводите свободное время, если оно вообще находится?

- Надо сказать, что у меня достаточно много свободного времени, если сравнивать с моими друзьями, которые работают в офисе с девяти до шести. У меня может быть так, что есть какая-то задача, которую надо выполнять все выходные (написать отчет или учебную программу отредактировать) – тогда я сижу и в выходные работаю, но зато может быть и так, что в какие-то будние дни у меня всего одна или две пары, а остальное время я свободен. График очень удобный, мне он очень нравится, и наличие досуга предохраняет от профессионального выгорания. Люблю спорт, занимаюсь футболом, хожу в тренажерный зал. Вообще я профессиональный танцор, и раньше занимался танцами профессионально, периодически хожу на всякие мероприятия, с этим связанные, у меня много друзей в этой сфере, коллег. В кино хожу, на концерты.

- Главное не сидите в позе роденовского «Мыслителя» над толстой книжкой.

- Нет, я вообще мало читаю в последнее время, и это уже проблема. Я очень много читал в студенческие годы, просто круглосуточно. Последний год я, конечно, читаю, но уже гораздо меньше.

- Ваш предмет направлен на то, чтобы абитуриенты (учеников Лицея, наверное, уже можно назвать абитуриентами) себя нашли. А вот если бы кто-то из них пришел к Вам, сказал, что хочет поступать в Вышку на «Философию», что бы Вы сказали в качестве совета, напутствия?

- Много таких приходит, и это сложно. Я далеко не из тех людей, которые сами отучились где-то и говорят всем: «Поступайте туда!», вообще нет, ни разу. Я не знаю, что сегодня, если честно, философия может дать молодому человеку в смысле карьерных перспектив – у меня нет ответа на этот вопрос. Кроме того, что она действительно дает большую эрудицию, много интересных интеллектуальных навыков, начинаешь больше понимать этот мир, культуру, социум. Но это в принципе все, что может дать философия как таковая, дальнейшее зависит уже от самого человека. Вот если человек активный, бодрый, гибкий и современный во всех смыслах этого слова, то он обязательно найдет, где пристроиться. А если нет, то никакая философия не поможет, а скорее угробит. Есть много примеров, когда люди зарываются в какое-то философское направление и начинают все в жизни мерить этим философским направлением, сидят и пишут бесконечную диссертацию, которая, они считают, станет невероятным научным трудом. Я считаю, что диссертация – это просто квалификационная работа, демонстрация твоих профессиональных компетенций, академической грамотности и честности. Нет больше ничего, никакой глобальной науки там нет и быть не должно. К этому так и надо относиться. Мне бы очень хотелось, чтобы лицеисты встраивались в эту колею, относились ко всему проще. Теоретические знания можно получить на любом факультете, а их использование на практике зависит от человека. В общем, от философии можно взять многое, а можно себя в ней потерять. Все зависит от человека.


Материал подготовлен при участии студентов: Крыловой Дарьи Олеговны (ФКМД), Скоробогатовой Полины Игоревны (ФКМД), Даниловой Галины Петровны (ФГН). 
Фото: Сысоева Елизавета Олеговна.