• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На факультете гуманитарных наук завершился конкурс проектных групп

О ходе проведения конкурса и его результатах рассказывают заместитель декана ФГН по науке Алексей Вдовин и координатор проектной деятельности ФГН Ирина Глущенко. Также спешим поделиться с вами списком поддержанных проектов сотрудников и поздравить победителей!

На факультете гуманитарных наук завершился конкурс проектных групп

www.freepik.com

Вдовин Алексей Владимирович
Факультет гуманитарных наук: Заместитель декана по науке

 

Конкурс 2020 года — первый для ФГН, но не первый для других факультетов ВШЭ, — рассказывает председатель научной комиссии Алексей Вдовин. — Например на Факультете мировой экономики и политики конкурс внутренних грантов проводится уже давно. Конкурс этого года возник не снизу, а сверху — одновременно и для интенсификации исследований, проектов и инициатив сотрудников, и для разумного распределения полученных факультетом доходов. 

На конкурс было подано 37 заявок, что, безусловно,  превзошло наши ожидания. Мы рассчитывали, что их будет примерно 20-25, поскольку для каждого подразделения были установлены финансовые квоты, однако коллеги проявили большую инициативу, что действительно очень радует. 

Заявки разные: в основном это проекты фундаментальных исследований, но предложены  также просветительские, издательские и образовательные проекты. Конечно, есть небольшие однолетние проекты, но есть двухлетние и притом весьма масштабные, с 20-ю и более участниками. В целом конкурс показал, что наши коллеги готовы к большим проектам, причем разного профиля — от фундаментальных до прикладных и просветительских. Единственный профиль, по которому заявок мы не получили, — арт-проекты, что было предсказуемо.  

Еще более превзошли наши ожидания запрошенные суммы финансирования. Они превышают наши финансовые возможности раза в три, а то и больше. В итоге мы поддержали 31 из 37 проектов, но в некоторых случаях при условии сокращения запрошенного финансирования.

Важно понимать, что на каждый департамент и школу (кроме ШИЯ) была выделена своя квота (она рассчитывалась из числа штатных сотрудников). Такой порядок был установлен ректоратом.

Как председатель комиссии, могу сказать, что 90% заявок были высокого качества и уровня, с очень внятной проблематикой, четкими задачами и вполне верифицируемыми результатами. Например, коллеги обещали опубликовать 2-3 статьи в таких-то изданиях, запустить регулярный научный семинар, подготовить ридер, полезный в преподавании, создать сайт или базу данных. Это и облегчало, и осложняло работу комиссии: оказалось, что достойных и полезных проектов гораздо больше, чем мы можем поддержать из средств факультета. Поэтому в большинстве случаев мы отразили в протоколе рекомендации для Центральной комиссии софинансировать те проекты, на полную поддержку которых нам не хватило ресурсов. 

Еще очень порадовало, что почти все коллеги постарались собрать действительно междепартаментские или межшкольные группы, в том числе междисциплинарные,  поскольку нам всем часто не хватает методологической, научной солидарности, открытости и готовности обсуждать различные подходы, методы, теории и концепции, применяемые к одному и тому же материалу. 

Наиболее частые междисциплинарные альянсы в заявках заключали между собой  лингвисты и историки, лингвисты и филологи, востоковеды и историки, историки и филологи, философы и культурологи. 

Несомненным достоинством большинства заявок были и длинные списки студентов и аспирантов, которых планируется включить в число постоянно работающих участников команды. Это особенно важно, поскольку в ВШЭ идет постепенный разворот к проектному обучению. 

Глущенко Ирина Викторовна
Факультет гуманитарных наук: Координатор проектной деятельности

"Самообследование", проведенное на факультете гуманитарных наук в феврале-марте 2020 года, показало, что на ФГН реализуются десятки, если не сотни проектов всевозможных видов — от научных до социальных, — рассказала координатор проектной деятельности ФГН Ирина Глущенко. — Нам показалось продуктивным сгруппировать эти проекты по разным категориям, «набросить» на них междисциплинарные «методологические сетки», для того, чтобы впоследствии и преподавателям, и научным сотрудникам, и студентам, и магистрантам, и аспирантам было удобно ориентироваться в многообразии проектов и выбирать те, которые наиболее соответствуют их научным и прикладным склонностям и интересам. Надо иметь в виду, что между проектными областями нет строгих границ и, напротив, велики зоны пересечения и взаимного наложения. Междисциплинарный характер нашей работы предполагает, что любой сотрудник ФГН сможет найти место своим исследованиям в одной из таких областей или же в их сочетании. 

"Работа студентов и аспирантов плечом к плечу со зрелыми учеными в одном гранте - это лучшая научная школа, позволяющая готовить сильную смену. Надеюсь, что для многих студентов опыт работы в таких проектах станет трамплином в магистратуру, аспирантуру и далее в ВШЭ", — добавил Алексей Владимирович.

 

На факультете скоро начнут работу зонтичные, или стратегические проекты ФГН, обсуждение которых началось еще в феврале под руководством Ирины Викторовны Глущенко и при участии Михаила Анатольевича Бойцова. После многочисленных и напряженных дискуссий с представителями разных Школ, Лабораторий, Центров и Департаментов определились направления, которые объединят коллег из разных научных дисциплин и подразделений. Среди таких направлений: 

  • "Развитие центра цифровых и гуманитарных исследований. Создание цифрового кластера на ФГН";

  • "Фронтиры гуманитарного знания в XXI веке";

  • "Перевод и культурный трансфер: междисциплинарные исследования и инструменты анализа";

  • "Russian and Soviet Studies";

  • "Религии мира: традиции и тексты".

Список этот открыт и подвижен: возможно, в дальнейшем появятся и другие подобные проекты. Руководство факультета надеется, что многие проекты перерастут в постоянные структуры и будут в той или иной форме институционализированы  — например, превратятся, в лаборатории, центры, НУЛы или ПУГи. Эксперимент не закончен. Напротив, он только начинается.