Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4
Телефон: +7 495 772-95-90 *22161
Email: fgn@hse.ru
Адрес для корреспонденции:
101000, Москва, ул. Мясницкая 20
Всем, кто хотел бы лучше познакомиться с факультетом гуманитарных наук, рекомендуем посмотреть здесь лекции наших преподавателей.
Чтобы всегда быть в курсе мероприятий, проходящих на факультете, рекомендуем подписаться на рассылку
Факультет готовит преподавателей и исследователей в области языка и литературы, философии, истории и современной культуры. На факультете преподают ведущие российские ученые и практики из разных областей культуры, а также приглашенные иностранные специалисты. Студенты факультета получают современное гуманитарное образование и основательную языковую подготовку, позволяющие им по окончании университета находить себе широкое профессиональное применение.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
М.: Новое литературное обозрение, 2022.
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
13 платных мест
2 платных места для иностранцев
16 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения
45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
180 платных мест
15 платных мест для иностранцев
70 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
19 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
20 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
34 бюджетных места
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
10 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
18 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
Конкурс 2020 года — первый для ФГН, но не первый для других факультетов ВШЭ, — рассказывает председатель научной комиссии Алексей Вдовин. — Например на Факультете мировой экономики и политики конкурс внутренних грантов проводится уже давно. Конкурс этого года возник не снизу, а сверху — одновременно и для интенсификации исследований, проектов и инициатив сотрудников, и для разумного распределения полученных факультетом доходов.
На конкурс было подано 37 заявок, что, безусловно, превзошло наши ожидания. Мы рассчитывали, что их будет примерно 20-25, поскольку для каждого подразделения были установлены финансовые квоты, однако коллеги проявили большую инициативу, что действительно очень радует.
Заявки разные: в основном это проекты фундаментальных исследований, но предложены также просветительские, издательские и образовательные проекты. Конечно, есть небольшие однолетние проекты, но есть двухлетние и притом весьма масштабные, с 20-ю и более участниками. В целом конкурс показал, что наши коллеги готовы к большим проектам, причем разного профиля — от фундаментальных до прикладных и просветительских. Единственный профиль, по которому заявок мы не получили, — арт-проекты, что было предсказуемо.
Еще более превзошли наши ожидания запрошенные суммы финансирования. Они превышают наши финансовые возможности раза в три, а то и больше. В итоге мы поддержали 31 из 37 проектов, но в некоторых случаях при условии сокращения запрошенного финансирования.
Важно понимать, что на каждый департамент и школу (кроме ШИЯ) была выделена своя квота (она рассчитывалась из числа штатных сотрудников). Такой порядок был установлен ректоратом.
Как председатель комиссии, могу сказать, что 90% заявок были высокого качества и уровня, с очень внятной проблематикой, четкими задачами и вполне верифицируемыми результатами. Например, коллеги обещали опубликовать 2-3 статьи в таких-то изданиях, запустить регулярный научный семинар, подготовить ридер, полезный в преподавании, создать сайт или базу данных. Это и облегчало, и осложняло работу комиссии: оказалось, что достойных и полезных проектов гораздо больше, чем мы можем поддержать из средств факультета. Поэтому в большинстве случаев мы отразили в протоколе рекомендации для Центральной комиссии софинансировать те проекты, на полную поддержку которых нам не хватило ресурсов.
Еще очень порадовало, что почти все коллеги постарались собрать действительно междепартаментские или межшкольные группы, в том числе междисциплинарные, поскольку нам всем часто не хватает методологической, научной солидарности, открытости и готовности обсуждать различные подходы, методы, теории и концепции, применяемые к одному и тому же материалу.
Наиболее частые междисциплинарные альянсы в заявках заключали между собой лингвисты и историки, лингвисты и филологи, востоковеды и историки, историки и филологи, философы и культурологи.
Несомненным достоинством большинства заявок были и длинные списки студентов и аспирантов, которых планируется включить в число постоянно работающих участников команды. Это особенно важно, поскольку в ВШЭ идет постепенный разворот к проектному обучению.
"Самообследование", проведенное на факультете гуманитарных наук в феврале-марте 2020 года, показало, что на ФГН реализуются десятки, если не сотни проектов всевозможных видов — от научных до социальных, — рассказала координатор проектной деятельности ФГН Ирина Глущенко. — Нам показалось продуктивным сгруппировать эти проекты по разным категориям, «набросить» на них междисциплинарные «методологические сетки», для того, чтобы впоследствии и преподавателям, и научным сотрудникам, и студентам, и магистрантам, и аспирантам было удобно ориентироваться в многообразии проектов и выбирать те, которые наиболее соответствуют их научным и прикладным склонностям и интересам. Надо иметь в виду, что между проектными областями нет строгих границ и, напротив, велики зоны пересечения и взаимного наложения. Междисциплинарный характер нашей работы предполагает, что любой сотрудник ФГН сможет найти место своим исследованиям в одной из таких областей или же в их сочетании.
"Работа студентов и аспирантов плечом к плечу со зрелыми учеными в одном гранте - это лучшая научная школа, позволяющая готовить сильную смену. Надеюсь, что для многих студентов опыт работы в таких проектах станет трамплином в магистратуру, аспирантуру и далее в ВШЭ", — добавил Алексей Владимирович.
На факультете скоро начнут работу зонтичные, или стратегические проекты ФГН, обсуждение которых началось еще в феврале под руководством Ирины Викторовны Глущенко и при участии Михаила Анатольевича Бойцова. После многочисленных и напряженных дискуссий с представителями разных Школ, Лабораторий, Центров и Департаментов определились направления, которые объединят коллег из разных научных дисциплин и подразделений. Среди таких направлений:
"Развитие центра цифровых и гуманитарных исследований. Создание цифрового кластера на ФГН";
"Фронтиры гуманитарного знания в XXI веке";
"Перевод и культурный трансфер: междисциплинарные исследования и инструменты анализа";
"Russian and Soviet Studies";
"Религии мира: традиции и тексты".
Список этот открыт и подвижен: возможно, в дальнейшем появятся и другие подобные проекты. Руководство факультета надеется, что многие проекты перерастут в постоянные структуры и будут в той или иной форме институционализированы — например, превратятся, в лаборатории, центры, НУЛы или ПУГи. Эксперимент не закончен. Напротив, он только начинается.
Факультет гуманитарных наук: декан
Факультет гуманитарных наук: Заместитель декана по науке
Школа культурологии: Доцент