• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

Адрес для корреспонденции: 

101000, Москва, ул. Мясницкая 20

Руководство
Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович
Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович
Заместитель декана по науке Вдовин Алексей Владимирович
Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович
Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович
Координатор проектной деятельности Глущенко Ирина Викторовна
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 «История»: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 «Филология»: 4 года, очная форма обучения

20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Монголия и Тибет

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Турция и тюркский мир

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/20/3
45 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Эфиопия и арабский мир

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Germanica: история и современность

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/DEU
Обучение ведётся на русском и немецком языках
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Мусульманские миры в России (История и культура)

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
30/200/30
30 бюджетных мест
200 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
69/25/3
69 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3
35 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
50/65/3
50 бюджетных мест
65 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
47/45/6
47 бюджетных мест
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
17/5
17 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
26/5/6
26 бюджетных мест
5 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
21/5
21 бюджетное место
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом

2 года
Очная форма обучения
17/5
17 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
20/6
20 бюджетных мест
6 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
18/5
18 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Философия и история религии

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
18/5/1
18 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Отзывы первых выпускников о программе

Летом 2020 года состоялся первый выпуск магистерской программы "Медиевистика". Дипломы получили 16 магистров, 5 из которых окончили учебу с отличием. Ребята поделились своими впечатлениями о двух годах учебы в магистратуре.

Отзывы первых выпускников о программе

Елена Личманова

"Два года в этой магистратуре были для меня продуктивными и счастливыми. Здесь я не только встретила друзей-медиевистов, но и потрясающих преподавателей. Каждый курс был одновременно удовольствием и большим вызовом. Ничто не давалось легко - и именно поэтому опыт этой магистратуры так ценен. Самое главное, чему я научилась - это критическая работа с текстовыми источниками (до этого я занималась в основном визуальным материалом в бакалавриате и магистратуре по истории искусства).

Огромнейший плюс этой магистратуры - то, какое большое внимание уделяется на семинарах работе с оригинальными текстами или их переводами, и то, насколько непосредственно общение студентов и преподавателей. Семинары и дискуссии были моей любимой частью учебного процесса. Преподаватели абсолютно открыты к любым вопросам и всегда с готовностью отвечали не только на те, что возникали по ходу дела в аудитории, но и активно поддерживали связь по переписке. Спасибо им огромное за это! 

Помимо этих основных достоинств, здесь большой выбор древних языков, которые можно изучать параллельно с основной программой. Кроме того, здесь открываются отличные возможности в плане знакомства с мировой медиевистикой. В семинаре Символического Средневековья не раз выступали медиевисты из Германии и Англии. Несколько человек с нашего курса ездили на стажировку в Ирландию. А главное, все, что касается твоей собственной инициативы – поездок в библиотеки и на конференции – всячески поддерживается, и все, от кого это зависит, охотно помогают с рекомендациями и необходимыми документами. 

В общем, два года здесь прошли не зря и открыли большие перспективы. Не могу сказать ничего, кроме слов огромной благодарности всем, кто участвовал в создании этой замечательной программы".

Алина Хейреманс

"Эти два года «Медиевистики» оказались намного насыщеннее и интереснее, чем все четыре, проведенные в бакалавриате. Блестящие преподаватели и возможность заниматься любимым делом в кругу близких по духу людей оказались настоящим подарком судьбы. Отдельной благодарности заслуживает Олег Сергеевич Воскобойников, сумевший собрать лучших специалистов в рамках этой магистерской программы и ставший настоящим наставником для некоторых из нас".

Анастасия Ляхович

"«Медиевистика» — лучшая образовательная программа по истории Средневековья! Поступить сюда было моей заветной целью, и я нисколько не сомневалась в своем выборе, когда подавала документы. Меня очень привлекала широта и тематического, и географического охвата в курсах программы, учиться у преподавателей-медиевистов я мечтала. Сейчас, когда два года магистратуры позади, я могу с уверенностью сказать, что это уникальная программа, где могут получить образование на очень высоком уровне историки западной Европы, русисты, скандинависты, византинисты и ориенталисты. Здесь выбор исследовательской деятельности и творческая свобода безграничны. Со мной в группе учились историк права, искусствоведы, филологи, культурологи и даже музыковед. Я не знаю, где еще в рамках одной магистерской программы студент может получить знания об истории византийской архитектуры, скандинавских сагах, о средневековых западной и восточной церквях, королевских ритуалах при въезде правителя в город, о ересях и представлениях о болезнях в Средневековье, об армянском и арабском историописании, о повседневной жизни обычного средневекового человека и об итальянской комедии эпохи Ренессанса.

«Медиевистика» предоставляет очень много возможностей для студентов. Участие в проектах, переводческой деятельности, стажировках зарубежом, научно-учебных группах доступно всем. Очень яркие воспоминания остались у меня после исследовательской практики в Санкт-Петербурге, где можно было ознакомиться с греческим и латинским собранием рукописных карт, современных Великим географическим открытиям, и приобрести навыки для того, чтобы отличить подлинный средневековый правовой акт от подделки.

У студента-медиевиста богатый выбор в изучении древних языков. Я была счастлива, что могла практиковаться в знаниях древнегреческой и древнеармянской грамматики, а также пройти курс армянской палеографии, посетить реставрационный отдел Матенадарана и ознакомиться со средневековой церковной архитектурой во время исследовательской поездки в Армению". 

Анастасия Вотева

"О магистерской программе «Медиевистика» я узнала случайно – летом 2018 года, когда передо мной стоял выбор, куда идти после бакалавриата. И определиться с выбором было не слишком сложно, ведь в бакалавриате я писала диплом на тему, связанную с медиевистикой. В первую очередь я хотела бы отметить индивидуальный подход к каждому студенту, который проявился уже при наборе: одни поступали по олимпиаде, другие – по портфолио, и у них расспрашивали про прочитанные труды или изученные языки. Кроме того, индивидуальный подход проявился в возможности выбора тех проектов, которые в большей степени соответствовали бы научным интересам студента.

Нельзя не сказать о программе и предметах в ее рамках. Их большая часть была направлена на ознакомление с отдельными аспектами средневековой истории в контексте разных школ и направлений, что создавало довольно широкие возможности для будущей научной карьеры. Благодаря тому, что «академичные» знания давались с привлечением каких-либо ярких примеров, изучение таких дисциплин, как «Повседневная жизнь в средние века» или «Латинская Европа: человек и власть», процесс ознакомления с медиевистикой был «живым». Были и дисциплины более общего характера, например, «История исторической науки» или «Историческая текстология», которые, однако, тоже требовали определенного бэкграунда, например, наличие представлений об исторических школах.  Отдельно следует отметить научно исследовательские семинары – такой формат обучения был для меня новым, и благодаря им мы могли погрузиться в работу историка-исследователя и выявлять неочевидные моменты в источниках. Наконец, практики тоже были ориентированы на расширение исследовательского бэкграунда (научно-исследовательская практика в архивах и библиотеках Санкт-Петербурга) и на возможность применить знания в одной из востребованных для выпускников исторических факультетов сфер (педагогическая практика)".

Дарья Серегина

"Поступление на «Медиевистику» стало для меня исполнением заветной мечты: не один-два курса о Средних веках за всё время обучения, а целых два года – только о них, в разных аспектах, со всех сторон, от искусства до права, от латинской словесности до исландских саг. Это были очень сложные два года, но и очень наполненные и счастливые, и ни одной секунды я не жалела, что пришла сюда.

В эти два года уместились бесконечно интересные лекции и работа с источниками, целая куча прочитанных книг, потрясающее открытие, что на латыни можно не только читать, но и говорить, поездка в Константинополь, который снится теперь по ночам, практика и тонкий пергамен рукописей в питерских библиотеках. Здесь невероятные преподаватели и удивительная атмосфера, круг единомышленников, людей, которые любят то же, что и я. Жалко, что нельзя поступить ещё раз".

Елена Плотникова

"Несколько лет назад я не могла представить, что буду историком, но мои научные интересы сделали неизбежным обучение на историческом факультете. Я очень рада, что именно в год моего выпуска появилась эта программа, и я вместе с моими одногруппниками стали её первопроходцами. Я смогла заниматься здесь тем, что мне интересно, хотя очень часто времени не хватало, но нам это пообещали ещё на вручении студенческих билетов.

И, конечно, трудно представить, где бы я ещё смогла съездить в выездную школу в Стамбул, потрогать манускрипты и съездить на стажировку в Ирландию. И дело не только в возможностях, которые предоставляет университет. Медиевистика - это про людей, которые любят своё дело и которые вдохновляют тебя, даже когда совсем тяжело, и я безумно рада, что стала частью этого сообщества".

Станислав Кабаев

"Магистерская программа «Медиевистика» стала воплощением моей давней мечты – возможностью окунуться в мир профессиональной медиевистики. Я, не имея базового исторического образования, принял участие в олимпиаде ВШЭ – и поступил, воспользовался уникальным шансом, который предоставляет университет. Программа сразу же привлекла меня преподавательским составом, подходом ко всестороннему изучения Средних веков, концепцией выстраивания учебного процесса.

Все мои ожидания полностью оправдались. Я и не представить не мог, что за два года впитаю столько знаний от лучших ученых-медиевистов, наберусь опыта от одногруппников и старших товарищей, выступлю на конференции итальянистов, прочту рукопись Августина V века, и это далеко не все, что вы можете взять от программы, будучи заинтересованным студентом. Языковые курсы, проекты, научная и учебная работа – все было поставлено на высочайшем уровне, но, главное (что, увы, редкость в наши дни) – гуманное, простое, отзывчивое и заинтересованное отношение преподавателей и сотрудников магистерской программы по отношению к каждому студенту. Я бесконечно им признателен, и вряд ли смогу описать это чувство лучше. Я рад, что мне довелось подружиться с моими одногруппниками и одногруппницами, не сомневаюсь, при их энтузиазме, подготовленности и усердии, их ждет большое будущее, многие стали для меня примером для подражания".

Наиля Рахимова

"Обучение на «Медиевистике» в Вышке не самое простое, но крайне увлекательное. Мы, такие разные и из разных областей знания, окунулись в настоящую исследовательскую атмосферу. У нас преподавали лучшие российские ученые в своих областях, которые с радостью открыли для нас свою «научную кухню» и научили новым методам и навыкам работы с источниками. Кто-то подтянул свою латынь, а кто-то на ней успел даже заговорить. Мы затронули историю не только средневековой Европы, но и Руси. На первом же году обучения у нас состоялась невероятно интересная архивная практика в Петербурге, где мы побывали в нескольких архивах, научные сотрудники которых так же поделились своими знаниями о работе с рукописями. В моих впечатлениях навсегда останется 1500-летняя рукопись с одним из трактатов св. Августина. Ее можно было не только прочитать, но и потрогать!


Для меня лично эта магистратура проложила следующий важный шаг в моей исследовательской области – кельтологии. Я отправилась на стажировку в Ирландию – в страну, где мои научные интересы лежали с самого начала моего обучения в академии в целом. Именно знакомство с ирландскими историками сформировало тему моего финального диплома и задало дальнейший курс моей исследовательской деятельности".