Почему деление на «физиков» и «лириков» в современном мире невозможно
Бонч-Осмоловская Анастасия Александровна
Школа лингвистики: Доцент
Раньше мир делили на «физиков» и «лириков», то есть на две группы людей с якобы принципиально разным способом познания мира.
У первых познание мира происходит через абстрактную модель, доказуемость, эксперимент. Важно, что они пытаются найти закономерности в повторяющихся событиях: протоны одинаково летают в ускорителях и вчера, и сегодня, и полетят завтра.
У вторых — через агрегацию разного культурного знания, понимание культурных процессов. Они работают с уникальными событиями: Пушкин не повторится, второй «Герой нашего времени» не будет написан.
Сейчас в науке и в целом в мире происходят интересные вещи, связанные со взаимным проникновением гуманитарной и естественно-научной парадигм. Так, выясняется, что умения выявлять и анализировать смыслы текстов, других семиотических систем, понимать иерархию неформализируемых, сложных понятий востребованы не только у гуманитариев. Невозможно развивать искусственный интеллект, не понимая, как устроена когнитивная сфера людей, как происходит коммуникация, что такое творчество.
Например, компьютерщики любят генерировать стихи, потому что речь пока у компьютеров получается не очень осмысленная. А в стихах «все можно», любая глупость будет звучать интересно. Гуманитарии, основываясь на своем опыте, могут показать, где граница между бессмыслицей и настоящими стихами. Где кончается технология и начинается настоящий интеллект. Об этом как раз недавно вышла статья сотрудников нашего центра Бориса Орехова и Франка Фишера.
С другой стороны, необходимость экспериментального доказательства становится неотъемлемой частью практически всех наук, включая гуманитарные области. Существует довольно устойчивая, уже футурологическая теория о том, что в будущем все, что поддается формализации, — написание кода, производство, сервис и т.д. — будет автоматизировано, а все сложное, непредсказуемое, связанное с человеком, — все это останется людям.
Деление на «физиков» и «лириков» окончательно уйдет в прошлое: технологии поглотят нас, и, чтобы правильно развивать эти технологии, нужно соединять в себе и знание технологий как таковых, и фундаментальную систему гуманитарного мышления.
Почему так плохо формализуется гуманитарное знание? В значительной степени потому, что у нас очень мало данных приведено в такой вид, который подлежит серьезному анализу.
Важно еще вот что: гуманитарное знание континуально, а формализация требует дискретности. Просто непонятно, где нужно «резать». Поэтому легче всего формализуется то, где уже много столетий есть понятные схемы, подразумевающие атомарные факты (Витгенштейн).
Например, стиховедение. В стихе таким атомарным фактом является слог, ударение и т.д. Или язык художественной литературы, потому что текст делится на слова. А вот понять, что делать с композицией, смыслом, сюжетом, то есть высокими уровнями организации текста, очень трудно. Чтобы гуманитарная наука смогла работать по общим для всех наук правилам, чтобы смогла использовать методы Data Science, формулировать и проверять гипотезы, нужно решить задачу создания фундамента для этой науки, а именно доступных и машиночитаемых гуманитарных данных — качественных размеченных корпусов текстов, полных баз данных, цифровых изданий и т.д.
Без преувеличения, качество публикуемых цифровых данных будет определять потенциал гуманитарных наук на пятьдесят и более лет вперед.
Центр Digital Humanities
Для того чтобы обеспечить современную науку необходимой базой, на ФГН ВШЭ запускается проект развития центра Digital Humanities.
Центр будет формироваться в трех направлениях.
Первая — проектная часть. Это просветительские, образовательные проекты и конкретные истории, в которых нужен проектный менеджмент. Например, мы сейчас готовим совместный проект с Институтом Гёте, это будет уникальная выставка, посвященная столетию ГАХН (Государственной академии художественных наук). С помощью цифровых интерактивных методов посетители отправятся в философское путешествие, маршрут которого каждый участник выставки выстроит сам, переходя от одного цифрового объекта к другому. При этом маршрут любого участника может повлиять и на сам облик пространства выставки.
Вторая часть — инфраструктурная. Должен быть создан технологический офис, обеспечивающий открытую и удобную среду для гуманитариев, которым необходимо использовать цифровые ресурсы в своих исследованиях. В перспективе этот дата-хаб для гуманитарных проектов будет выходить за пределы Вышки. Все данные, необходимые исследователям, будут храниться в этой системе и индексироваться в международных базах данных.
Третье направление — экспериментальное.
Например, есть такая современная область исследований — культуромика, где ученые анализируют связь важных исторических событий и частотность в печати слов, которые эти события обозначают. Разгорается эпидемия — все начинают писать название поражающей людей болезни. Но пока это на уровне отдельных наблюдений. А нужно поставить эксперимент и выяснить, в каких областях жизни это работает, а в каких нет.
Эксперименты предполагается ставить не только в области филологических исследований, но и в других областях гуманитарного знания. Например, мы собираемся заняться совместной работой с проектом «Орнамика». Это собранный силами очень интересной команды архив из семи тысяч узоров, распространенных на территории проживания главным образом славянских народов. Между прочим,
орнамент — это хорошая иллюстрация для вот этого смешения гуманитарного и точного: орнамент — это одновременно и некая рассказанная история, и в определенном смысле предок современного программного кода.
Мы будем сравнивать части этого кода, находить повторяющиеся паттерны, которые еще не описаны этнологами, и попытаемся обнаружить некие новые, объединяющие их параметры. Мы умеем работать и с кино. В последнее время ощутимо шагнули вперед технологии компьютерного зрения. Но инженерам сложно поставить правильные вопросы, чтобы находить ответы в области истории культуры, в области психологии, понимания, в каких отношениях человек находится с миром вокруг него. Цифровые гуманитарии могут ставить такие вопросы и могут переводить их на технический язык компьютерного зрения. Например, как режиссер заставляет зрителя чувствовать то же, что чувствует герой, если показать его лицо крупным планом, в каких жанрах это проявляет себя чаще, в какой части фильма.
Бонч-Осмоловская Анастасия Александровна
Школа лингвистики: Доцент