Круглый стол «Границы современного искусства: идеология, политика, трансценденция»
От акционизма к интеракционизму: практики вненаходимости современного российского искусства
Первый доклад был прочитан Клавдией Смола (Институт славистики, Университет Дрездена; профессор, доктор наук, Германия) «От акционизма к интеракционизму: практики вненаходимости современного российского искусства».
В рамках доклада был поднята проблема проявления социального поворота в искусстве в рамках российского контекста. Клавдия Смола приходит к идее о том, что в период официального политического китча и новых идеологических диктатов формируется новый тип культурной альтернативы, находящийся по ту сторону конфронтации и прямого протеста: совсем незрелищный по своей сути принцип включения перформанса в повседневность материального и коммуникативного существования. Так, на место мимесиса — параллелизма и подобия — приходит «индексализация», прямое указание: «перформативный реализм». Это выражается, помимо прочего, в новой документальности, во включении реального пространства в семантику артефакта и, наконец, в участии эстетики в жизни «полиса».
Фаворский свет и современное искусство
Следующий доклад «Фаворский свет и современное искусство» представила Т.В. Левина (старший научный сотрудник НУЛ трансцендентальной философии, НИУ ВШЭ, Москва). В данном докладе рассматривалось присутствие духовного и религиозного в русском и западном искусстве ХХ-ХХI вв.
Татьяна Владимировна рассматривала русский авангард и его рецепцию русской иконы. Также значительное внимание уделялось понятию света («Фаворский свет») как отражению потустороннего в современном искусстве. Была затронута проблематика отстранения русского искусства от религиозности начала ХХI в., в то время как в искусстве Запада, наоборот, мистичному и религиозному уделялось значительное внимание.
Две стратегии художественного осмысления трансцендентного: К. Малевич и В. Пивоваров
Также Е.В. Подобуева (стажер-исследователь НУЛ трансцендентальной философии, НИУ ВШЭ, Москва) прочла доклад на тему «Две стратегии художественного осмысления трансцендентного: К. Малевич и В. Пивоваров». Тематика доклада была посвящена тому, как разные пути художественного осмысления трансцендентного проявляют себя в качестве своеобразных маркеров эпохи, притом ее кризисного момента, обнажая смысл, который станет лейтмотивом уже посткризисного состояния для каждой из них. Эти стратегии рассматривались на примере идей творчества Казимира Малевича периода «черного», «цветного» и «белого» супрематизма, а также картины Виктора Пивоварова «Композиция с красным квадратом», 1974 г. Так, супрематизм с его стремлением к обезличиванию рассматривался как искусство отражающее тенденцию своей эпохи к некоторому обесцениванию приватного. Действительность же Пивоварова иная. Все то, что так активно расцветало во времена Малевича, пришло в упадок. Кризис коллективного и усталость от обесценивания приватного привела к потребности об этом приватном говорить, ставить его во главу угла.
В завершающей части круглого стола состоялась небольшая дискуссия о границах современного искусства и его новизне.
Левина Татьяна Владимировна
Научно-учебная лаборатория трансцендентальной философии: Старший научный сотрудник
Подобуева Екатерина Владимировна
Научно-учебная лаборатория трансцендентальной философии: Стажер-исследователь