• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На ФГН стартовал мега-проект «Литература как культурная практика и социальный опыт»

О содержании проекта, его целях и перспективах рассказал научный руководитель проекта Илья Калинин

Научный руководитель проекта Илья Калинин

Научный руководитель проекта Илья Калинин

Стратегической целью проекта является междисциплинарное описание социального измерения литературы, ее общественных функций, превращающих литературу в один из ключевых механизмов формирования сообществ и групповых идентичностей различного порядка (от общенациональных до субкультурных). Речь идет о том, каким образом литература через различные институты и практики оказывает формативное воздействие на общество, накладывая отпечаток на его идейные, ценностные, поведенческие и т.д. ориентиры. Не меньший интерес представляет и обратная перспектива, — историческая контекстуализация литературы, выявление механизмов и форм, благодаря которым социальный опыт оставляет свои отпечатки на литературном поле. Занимающий нас вопрос можно задать и иным образом: как производя и потребляя определенные литературные/культурные продукты, общество опосредует свою социальную структуру и динамику социальных изменений.

Литература как одно из полей культурного производства задает не только общий горизонт массового общественного сознания, но и накладывает отпечаток на его внутреннюю дифференциацию и стратификацию. В этом отношении поле литературы оказывается одновременно и базовым ресурсом создания общезначимого канона, культурной традиции, воспроизводящихся ценностных парадигм, и пространством эстетической и идейной трансгрессии, эксперимента, рефлексии относительно перспектив, выходящих за пределы наличного опыта.

Хорошо известный феномен «литературоцентризма» русской культуры наделяет эти социальные роли особым значением. Впервые это понятие появилось в работах московско-тартуской школы и было обращено к культурной ситуации XIX века. Не слишком хорошо отрефлексированный парадокс состоит в том, что признак литературоцентричности был приписан обществу, в котором уровень грамотности к концу того века не превышал 10%. Это многое говорит о все еще характерном для значительной части отечественной гуманитарной науки отождествлении культуры исключительно с ее высокими образцами. В этой перспективе советская модернизация может быть описана как социальное масштабирование унаследованного от прошлой эпохи литературоцентризма, распространяющее его на массовую культуру и различные социальные слои так или иначе вовлеченные в ее производство и потребление.

В центре нашего внимания будет находиться инфраструктура этого масштабирования, социокультурная специфика перехода от элитарной культуры производства и потребления литературы (XVIII-XIX века) к массовому обществу и массовым практикам взаимодействия с литературой. Множественность измерений и плоскостей этого взаимодействия между обществом и литературой можно свести к трем уровням:

— структурные рамки, задающие принципы этого взаимодействия (традиция, канон, принципы образовательной политики, литературная критика, жанровые иерархии, система поддержки и продвижения – премии, гонорары, тиражи);

— каналы и медиальные средства, обеспечивающие это взаимодействие (средняя и высшая школа, музей, библиотека, архив, академический институт, журнал, книжные магазины, креативные индустрии, система популяризации знаний; театр, кино, музыка, интернет);

— сообщества и площадки, возникающие в процессе этого взаимодействия (национальное сообщество, субкультуры, группы по интересам; кухни, курилки, клубы, салоны, кружки).

Переходя от описания проблематики проекта к специфике его дизайна, необходимо подчеркнуть следующие моменты:   

— подчеркнуто междисциплинарный характер проекта, позволяющий достичь кумулятивного эффекта в работе коллег, чьи исследовательские интересы и дисциплинарная идентичность располагаются не только в областях литературы и филологии. Возможность реализации проекта состоит в принципиальном размыкании институциональных границ Школы филологических наук и сотрудничестве с другими школами и исследовательскими центрами. В проекте участвуют специалисты, работающие в разных областях: литературоведы, социологи, историки, антропологи, представители Computational Science и др. Привлекаются ученые разных факультетов и кампусов НИУ ВШЭ, а также ведущие российские и международные эксперты из других университетов. 

— отчетливая социологическая ориентированность, способная вернуть филологии былой социальный авторитет и общественную востребованность

— сочетание исследовательской, образовательной и проектной деятельности, заключающееся в ревизии и реактулизации архива отечественной культурной традиции в ее связях с иными культурными контекстами: эмпирическое и концептуальное картографирование российского идейного и культурного ландшафта Нового времени на материале литературы и других языков культуры.