Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4
Телефон: +7 495 772-95-90 *22161
Email: fgn@hse.ru
Адрес для корреспонденции:
101000, Москва, ул. Мясницкая 20
Всем, кто хотел бы лучше познакомиться с факультетом гуманитарных наук, рекомендуем посмотреть здесь лекции наших преподавателей.
Чтобы всегда быть в курсе мероприятий, проходящих на факультете, рекомендуем подписаться на рассылку
Факультет готовит преподавателей и исследователей в области языка и литературы, философии, истории и современной культуры. На факультете преподают ведущие российские ученые и практики из разных областей культуры, а также приглашенные иностранные специалисты. Студенты факультета получают современное гуманитарное образование и основательную языковую подготовку, позволяющие им по окончании университета находить себе широкое профессиональное применение.
Болтунова Е. М., Егорова Г. С.
М.: Кучково поле, 2022.
М.: Новое литературное обозрение, 2022.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
М.: Новое литературное обозрение, 2023.
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
13 платных мест
2 платных места для иностранцев
16 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
13 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения
45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения
20 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
25 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
180 платных мест
15 платных мест для иностранцев
70 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
35 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
45 бюджетных мест
3 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
45 платных мест
6 платных мест для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
25 бюджетных мест
30 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
19 бюджетных мест
2 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
5 платных мест
20 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
15 платных мест
1 платное место для иностранцев
34 бюджетных места
8 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
10 платных мест
15 бюджетных мест
1 государственная стипендия Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
15 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
5 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
20 бюджетных мест
5 платных мест
18 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
20 бюджетных мест
4 государственные стипендии Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
15 бюджетных мест
10 государственных стипендий Правительства РФ для иностранцев
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
Стратегической целью проекта является междисциплинарное описание социального измерения литературы, ее общественных функций, превращающих литературу в один из ключевых механизмов формирования сообществ и групповых идентичностей различного порядка (от общенациональных до субкультурных). Речь идет о том, каким образом литература через различные институты и практики оказывает формативное воздействие на общество, накладывая отпечаток на его идейные, ценностные, поведенческие и т.д. ориентиры. Не меньший интерес представляет и обратная перспектива, — историческая контекстуализация литературы, выявление механизмов и форм, благодаря которым социальный опыт оставляет свои отпечатки на литературном поле. Занимающий нас вопрос можно задать и иным образом: как производя и потребляя определенные литературные/культурные продукты, общество опосредует свою социальную структуру и динамику социальных изменений.
Литература как одно из полей культурного производства задает не только общий горизонт массового общественного сознания, но и накладывает отпечаток на его внутреннюю дифференциацию и стратификацию. В этом отношении поле литературы оказывается одновременно и базовым ресурсом создания общезначимого канона, культурной традиции, воспроизводящихся ценностных парадигм, и пространством эстетической и идейной трансгрессии, эксперимента, рефлексии относительно перспектив, выходящих за пределы наличного опыта.
Хорошо известный феномен «литературоцентризма» русской культуры наделяет эти социальные роли особым значением. Впервые это понятие появилось в работах московско-тартуской школы и было обращено к культурной ситуации XIX века. Не слишком хорошо отрефлексированный парадокс состоит в том, что признак литературоцентричности был приписан обществу, в котором уровень грамотности к концу того века не превышал 10%. Это многое говорит о все еще характерном для значительной части отечественной гуманитарной науки отождествлении культуры исключительно с ее высокими образцами. В этой перспективе советская модернизация может быть описана как социальное масштабирование унаследованного от прошлой эпохи литературоцентризма, распространяющее его на массовую культуру и различные социальные слои так или иначе вовлеченные в ее производство и потребление.
В центре нашего внимания будет находиться инфраструктура этого масштабирования, социокультурная специфика перехода от элитарной культуры производства и потребления литературы (XVIII-XIX века) к массовому обществу и массовым практикам взаимодействия с литературой. Множественность измерений и плоскостей этого взаимодействия между обществом и литературой можно свести к трем уровням:
— структурные рамки, задающие принципы этого взаимодействия (традиция, канон, принципы образовательной политики, литературная критика, жанровые иерархии, система поддержки и продвижения – премии, гонорары, тиражи);
— каналы и медиальные средства, обеспечивающие это взаимодействие (средняя и высшая школа, музей, библиотека, архив, академический институт, журнал, книжные магазины, креативные индустрии, система популяризации знаний; театр, кино, музыка, интернет);
— сообщества и площадки, возникающие в процессе этого взаимодействия (национальное сообщество, субкультуры, группы по интересам; кухни, курилки, клубы, салоны, кружки).
Переходя от описания проблематики проекта к специфике его дизайна, необходимо подчеркнуть следующие моменты:
— подчеркнуто междисциплинарный характер проекта, позволяющий достичь кумулятивного эффекта в работе коллег, чьи исследовательские интересы и дисциплинарная идентичность располагаются не только в областях литературы и филологии. Возможность реализации проекта состоит в принципиальном размыкании институциональных границ Школы филологических наук и сотрудничестве с другими школами и исследовательскими центрами. В проекте участвуют специалисты, работающие в разных областях: литературоведы, социологи, историки, антропологи, представители Computational Science и др. Привлекаются ученые разных факультетов и кампусов НИУ ВШЭ, а также ведущие российские и международные эксперты из других университетов.
— отчетливая социологическая ориентированность, способная вернуть филологии былой социальный авторитет и общественную востребованность
— сочетание исследовательской, образовательной и проектной деятельности, заключающееся в ревизии и реактулизации архива отечественной культурной традиции в ее связях с иными культурными контекстами: эмпирическое и концептуальное картографирование российского идейного и культурного ландшафта Нового времени на материале литературы и других языков культуры.
Руководитель проекта
Научный руководитель проекта