На ФГН стартовал мега-проект «Литература как культурная практика и социальный опыт»
Стратегической целью проекта является междисциплинарное описание социального измерения литературы, ее общественных функций, превращающих литературу в один из ключевых механизмов формирования сообществ и групповых идентичностей различного порядка (от общенациональных до субкультурных). Речь идет о том, каким образом литература через различные институты и практики оказывает формативное воздействие на общество, накладывая отпечаток на его идейные, ценностные, поведенческие и т.д. ориентиры. Не меньший интерес представляет и обратная перспектива, — историческая контекстуализация литературы, выявление механизмов и форм, благодаря которым социальный опыт оставляет свои отпечатки на литературном поле. Занимающий нас вопрос можно задать и иным образом: как производя и потребляя определенные литературные/культурные продукты, общество опосредует свою социальную структуру и динамику социальных изменений.
Литература как одно из полей культурного производства задает не только общий горизонт массового общественного сознания, но и накладывает отпечаток на его внутреннюю дифференциацию и стратификацию. В этом отношении поле литературы оказывается одновременно и базовым ресурсом создания общезначимого канона, культурной традиции, воспроизводящихся ценностных парадигм, и пространством эстетической и идейной трансгрессии, эксперимента, рефлексии относительно перспектив, выходящих за пределы наличного опыта.
Хорошо известный феномен «литературоцентризма» русской культуры наделяет эти социальные роли особым значением. Впервые это понятие появилось в работах московско-тартуской школы и было обращено к культурной ситуации XIX века. Не слишком хорошо отрефлексированный парадокс состоит в том, что признак литературоцентричности был приписан обществу, в котором уровень грамотности к концу того века не превышал 10%. Это многое говорит о все еще характерном для значительной части отечественной гуманитарной науки отождествлении культуры исключительно с ее высокими образцами. В этой перспективе советская модернизация может быть описана как социальное масштабирование унаследованного от прошлой эпохи литературоцентризма, распространяющее его на массовую культуру и различные социальные слои так или иначе вовлеченные в ее производство и потребление.
В центре нашего внимания будет находиться инфраструктура этого масштабирования, социокультурная специфика перехода от элитарной культуры производства и потребления литературы (XVIII-XIX века) к массовому обществу и массовым практикам взаимодействия с литературой. Множественность измерений и плоскостей этого взаимодействия между обществом и литературой можно свести к трем уровням:
— структурные рамки, задающие принципы этого взаимодействия (традиция, канон, принципы образовательной политики, литературная критика, жанровые иерархии, система поддержки и продвижения – премии, гонорары, тиражи);
— каналы и медиальные средства, обеспечивающие это взаимодействие (средняя и высшая школа, музей, библиотека, архив, академический институт, журнал, книжные магазины, креативные индустрии, система популяризации знаний; театр, кино, музыка, интернет);
— сообщества и площадки, возникающие в процессе этого взаимодействия (национальное сообщество, субкультуры, группы по интересам; кухни, курилки, клубы, салоны, кружки).
Переходя от описания проблематики проекта к специфике его дизайна, необходимо подчеркнуть следующие моменты:
— подчеркнуто междисциплинарный характер проекта, позволяющий достичь кумулятивного эффекта в работе коллег, чьи исследовательские интересы и дисциплинарная идентичность располагаются не только в областях литературы и филологии. Возможность реализации проекта состоит в принципиальном размыкании институциональных границ Школы филологических наук и сотрудничестве с другими школами и исследовательскими центрами. В проекте участвуют специалисты, работающие в разных областях: литературоведы, социологи, историки, антропологи, представители Computational Science и др. Привлекаются ученые разных факультетов и кампусов НИУ ВШЭ, а также ведущие российские и международные эксперты из других университетов.
— отчетливая социологическая ориентированность, способная вернуть филологии былой социальный авторитет и общественную востребованность
— сочетание исследовательской, образовательной и проектной деятельности, заключающееся в ревизии и реактулизации архива отечественной культурной традиции в ее связях с иными культурными контекстами: эмпирическое и концептуальное картографирование российского идейного и культурного ландшафта Нового времени на материале литературы и других языков культуры.
Казарцев Евгений Вячеславович
Руководитель проекта
Калинин Илья Александрович
Научный руководитель проекта