• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

Адрес для корреспонденции: 

101000, Москва, ул. Мясницкая 20

Руководство
Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович
Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович
Заместитель декана по науке Куманьков Арсений Дмитриевич
Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович
Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович
Координатор проектной деятельности Глущенко Ирина Викторовна
Книга
Архитектура советской дипломатии

Новиков Ф. А., Казакова О. В.

Екатеринбург: Татлин, 2021.

Книга
Клио в зазеркалье: Исторический аргумент в гуманитарной и социальной теории

Под редакцией: Ю. В. Иванова, И. М. Савельева, П. В. Соколов

М.: Новое литературное обозрение, 2021.

Книга
«Сибирские заметки»

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021.

Книга
Казус: Индивидуальное и уникальное в истории — 2020

Под редакцией: О. И. Тогоева, И. Н. Данилевский

Вып. 15. М.: Издательство "Индрик", 2020.

Книга
Французский авантюрист при дворе Петра I. 2-е изд.

Под науч. редакцией: И. И. Федюкин

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Арабистика: язык, словесность, культура

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Язык, словесность и культура Китая

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Христианский Восток

5 лет
Очная форма обучения
10/5/1
10 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Античность

5/4 года

46.03.01 История: 5 лет, очная форма обучения

45.03.01 Филология: 4 года, очная форма обучения

20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Философия

4 года
Очная форма обучения
45/15/3
45 бюджетных мест
15 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Germanica: история и современность

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/DEU
Обучение ведётся на русском и немецком языках
Магистерская программа

Античная и восточная археология

2 года
Очная форма обучения
13/5
13 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Медиевистика

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Мусульманские миры в России (История и культура)

2 года
Очная форма обучения
13/5
13 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Философия и история религии

2 года
Очная форма обучения
13/5/1
13 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Ассириология

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Библеистика и история древнего Израиля

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

4 года
Очная форма обучения
30/180/30
30 бюджетных мест
180 платных мест
30 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

История

5 лет
Очная форма обучения
70/25/3
70 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

История искусств

4 года
Очная форма обучения
30/25/3
30 бюджетных мест
25 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Культурология

4 года
Очная форма обучения
35/20/3
35 бюджетных мест
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Монголия и Тибет

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Турция и тюркский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Филология

4 года
Очная форма обучения
50/60/3
50 бюджетных мест
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Фундаментальная и компьютерная лингвистика

4 года
Очная форма обучения
45/60/6
45 бюджетных мест
60 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Эфиопия и арабский мир

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Языки и литература Индии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Языки и литература Юго-Восточной Азии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Язык и литература Ирана

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Язык и литература Японии

5 лет
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Визуальная культура

2 года
Очная форма обучения
16/5
16 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Иностранные языки и межкультурная коммуникация

2 года
Очная форма обучения
25/10/6
25 бюджетных мест
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История современного мира

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

История художественной культуры и рынок искусства

2 года
Очная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Компьютерная лингвистика

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом

2 года
Очная форма обучения
16/5/5
16 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG/DEU/POL
Обучение ведётся на русском, английском, немецком или польском языках
Магистерская программа

Лингвистическая теория и описание языка

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Литературное мастерство

2 года
Очная форма обучения
20/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная культурология

2 года
Очная форма обучения
18/5
18 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Русская литература и компаративистика

2 года
Очная форма обучения
15/5/1
15 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Философская антропология

2 года
Очная форма обучения
16/5/1
16 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Цифровые методы в гуманитарных науках

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Ушел из жизни Петр Филатов

30 апреля в результате несчастного случая ушел из жизни Петр Филатов, студент первого курса бакалаврской образовательной программы «Философия», выпускник Лицея НИУ ВШЭ. Петр запомнился всем, знавшим его, как веселый, и одновременно очень внимательный, тактичный человек, всегда готовый услышать других. Он пользовался уважением однокурсников и был готов с радостью откликаться на инициативы.

Ушел из жизни Петр Филатов

Аглая Малышко

Преподаватели помнят его как доброжелательного, внимательного и добросовестного студента, готового говорить и слушать. С особой благодарностью вспоминают его готовность всегда держать камеру включенной во время онлайн занятий, активно принимать участие в дискуссиях.

Он был очень талантлив, жизнерадостен и искренне влюблен в философию. Его работы отличались необычной для студента 1 курса зрелостью, умением формулировать свои мысли, находить интересные идеи. Даже мимолетного знакомства с ним было достаточно, чтобы увидеть в нем интересного человека и незаурядную личность.

Преподаватели и студенты Школы философии и культурологии приносят свои глубочайшие соболезнования родственникам Петра и его друзьям. 

Александр Мишура, старший преподаватель Школы философии и культурологии:

"Мне повезло вести у него курс по методам философского исследования, где он едва ли не чаще всех брался выполнять домашние исследования, и в каждом из них чувствовалась и оригинальность мысли, и стремление достичь ясности в отношении взятой для исследования темы. Феноменологическое эссе Петра об отношении к питомцам лучше меня расскажет о его таланте к философствованию.

С неменьшим вниманием он относился и к исследованиям своих однокурсников, всегда стремясь включиться, дополнить и развить. В последний раз я видел Петра, когда он участвовал в обсуждении эссе одногруппников, каждое из которых он, судя по содержательности и осмысленности его комментариев, прочитал".

Дарья Дроздова, доцент Школы философии и культурологии:

"Я познакомилась с Петром этой осенью, когда он попросил меня руководить его курсовой работой, посвященной философии Спинозы. Его заинтересовал вопрос, можно ли показать, что для Спинозы человек является более ценным, чем другие существа. Он с самого начала проявил хорошее знакомство с темой, увлеченность, умение читать и анализировать тексты. В апреле я попросила его прислать черновой вариант работы к концу месяца и Петр прислал мне текст как раз 30 апреля. Это небольшая работа, но Петру удалось сформулировать в ней законченную мысль. В работе он показывает, что с точки зрения Спинозы нельзя говорить о выделенности человека как природного вида, но о выделенности того, кто разумно постигает мир. Мне кажется, таким и стремился быть Петр - тем, кто постигает мир разумно. Безумно жаль, что наше знакомство было таким коротким".

Елена Драгалина-Черная, академический руководитель образовательной программы “Философия”:

"Трагическая гибель Пети - невосполнимая утрата для его однокурсников и преподавателей, тех, кому посчастливилось работать с ним, и тех, кому еще только предстояло с ним познакомиться. Это огромная утрата для будущего философии, все измерения которой - от аналитических до экзистенциальных были доступны Пете. Скорблю о том, что наше общение выпало на времена зума, что его было так мало, что все мы потеряли прекрасного человека, талантливого студента, будущего коллегу".

Софья Данько, доцент школы философии и культурологии:

"Я вела семинары на курсе, где учился Петр, прекрасный человек, мыслящий, одаренный студент, деликатный в общении. Его все любили и уважали, он вел за собой в дискуссиях на каждом семинаре, всегда высказывал глубокие и необычные суждения, и как-то ненавязчиво создавал легкую, почти праздничную атмосферу. В рабочей ведомости целая гора плюсов, знаю, что и другие преподаватели очень высоко ценили работу Петра и его незаурядные способности. Для всех нас, и преподавателей, и студентов это невосполнимая утрата. Невозможно поверить в то, что случилось. Теперь ничего уже не сделать и не спасти. Остается верить в бессмертие, иначе невозможно принять такое известие". 

Ирина Макарова, доцент Школы философии и культурологии:

"В группе Петра я вела семинары по истории философии. Это был очень добросовестный, заинтересованный и трудолюбивый студент. Но главное - было видно, какой Петя хороший человек. Всегда в хорошем настроении, приветливый, доброжелательный, открытый. С группой друзей после семинаров он продолжал обсуждать какие-то вопросы, которые зацепили его на занятии. Было очень приятно видеть такую увлеченность. Вообще, мне казалось, что ему очень нравится то место, где он оказался, что ему очень нравится философия, что ему мало того, что пока дают на первом курсе. По ответам Петра, по его письменным работам было видно, что это очень трудолюбивый и талантливый человек, что его ждет еще много интересных проектов и открытий. Его уход - неизмеримая утрата для нас всех. 30 апреля, в пятницу, покидая аудиторию, где проходил семинар, Петя обернулся и с улыбкой пожелал мне хороших каникул. Таким он и останется в моей памяти". 

Иван Кузин, преподаватель Школы философии и культурологии:

"Я веду семинары по концепциям современного естествознания у первокурсников. Петр был одним из тех студентов, которые делают эти семинары интересными и менее предсказуемыми. Петр предлагал свежую точку зрения и использовал философские источники, неожиданные в контексте курса. Инициированный им разговор о значении идей М. Фуко для понимания эволюционной биологии так и останется незавершенным".

Екатерина Туманян (1 курс ОП Философия):

"Про Петю можно сказать, что он был слишком хорош для этого мира.  Мне кажется, он для нашей группы, да и для всего потока был как луч солнца - всегда дружелюбный и весёлый. Это очень большая потеря для всех нас. Мы едва знали друг друга, но мне его будет очень не хватать".

Инайя Хусаинова (1 курс ОП Философия):

"Чудо-человек. мне кажется, лучше Петю не описать. Безумно его ценила как друга — естественный в своей искренности, открытости и доброте. Петя любил кататься на скейте, выделять текст мышкой во время чтения на компьютере, любил вкусно поесть и никогда не наедался, любил узнавать новое про этот мир, любил сумасшедшие шляпки. Он понимал очень многое и был готов делиться этим пониманием с окружающими. у него были планы, были увлечения, интересы и невероятно много любви. Спасибо, что случился со мной. Очень жаль, что так коротко".

Валерия Савинова (1 курс ОП Философия):

"Могу сказать, что мне невероятно повезло быть знакомой с Петей и тем более называть его своим другом. Мы начали общаться с Петей сразу же с начала учебного года и, к большому сожалению, успели пробыть вместе так мало. Но даже в течении этого времени я поняла какой же Петя прекрасный и светлый человек. У него было просто отменное чувство юмора, он умел притягивать людей к себе. Петя был невероятно отзывчивым. Он не раз меня выручал, за что я ему всегда буду благодарна. Весь курс любил и ценил Петю, часто коллеги к нему обращались за советом и он никогда не отказывал в помощи. Петя был очень хорошим человеком, его ждало блестящее будущее. Мне очень больно осознавать, что его больше нет рядом, это огромная и невосполнимая утрата для нас всех".

Глеб Куприянов (1 курс ОП Философия):

"Петя для меня был редким светлым человеком, который, даже при столь малом знакомстве с ним, вызывал огромное доверие и, пожалуй, он был самым жизнерадостным человеком из всех моих знакомых сверстников. И что особенно примечательно - искренне стремящемся разобраться во всем, с чем сталкивался на пути".

Александр Архипов (1 курс ОП Философия):

"Я был знаком с Петей не так близко и мы довольно редко общались, но в тот день, когда я узнал о случившемся, я вспомнил как он каждый раз обнимал меня, когда мы встречались в корпусе. То, что я хотел бы сказать, так это то, что у Пети был настоящий философский этос, и эта вещь, за которую я его очень уважал. Не могу точнее выразиться, но я был убежден, что он точно должен быть философом, а не просто выпускником бакалавриата или магистратуры нашего факультета.  Тяжело говорить, но я запомнил Петю  именно таким - философом, хоть он только и получал  это образование".

Федор Нехаенко (1 курс ОП Философия):

"Для меня Петя был очень хорошим и теплым другом, с которым можно было не бояться искренности. С начала нашей дружбы я удивился тому, как легкость подхода к жизни может совпадать с огромными силами, которые он прикладывал для достижения целей. Узнав о его смерти, меня поразила несправедливость такой короткой жизни для столь талантливого и честного человека. Его отсутствие очень сложно передать словами. Я не сомневаюсь, что он заслужил лучшее, возможно, не в этой жизни".

Малика Ширинова (1 курс, ОП Философия):

"Петя светлый, веселый, забавный, умный и очень отзывчивый. Несмотря на то, что мы ни разу не виделись вживую, мы с ним очень хорошо общались и помогали друг другу в учебе, естественно, чаще всего он мне. У нас с ним также есть немного общих приколов и забавных случаев, есть что вспомнить. Мне очень жаль, что я так и не смогу встретиться с ним вживую и поболтать. Петя настоящий друг и товарищ, спасибо его родителям за него".

Тимур Саев (1 курс ОП Философия):

"Пётр был очень талантливым и и одарённым студентом. Мы мало общались, но каждый раз, когда мы говорили по существу, он подмечал очень интересные и оригинальные вещи".