• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Рассчитываю на Золотую пальмовую ветвь через два года»: интервью с Борисом Ореховым

Он известен как доцент Школы лингвистики ФГН, эксперт цифровых методов в гуманитарных науках и человек, разбирающийся в поэзии. Но далеко не все знают, что он появлялся в «Битве экстрасенсов», запустил собственный подкаст и написал код для игры в Го и шахматы на одной доске. Борис Валерьевич Орехов дал интервью, в котором рассказал о своих проектах и ответил на наш душевный блиц.

«Рассчитываю на Золотую пальмовую ветвь через два года»: интервью с Борисом Ореховым

© Даниил Прокофьев

— Мы знаем, что в этом году Вы запустили подкаст «Лига Айвы», в котором обсуждаете университеты (как пространство, как среду обитания исследователей и тд). Как возникла идея создания этого подкаста? 

Говорят, что у мужчин бывает кризис среднего возраста, когда ты уже успешен, построил карьеру, имеешь стабильную работу, семью, любимых жену-красавицу и детей-оболтусов, но что-то важное из твоей жизни незаметно пропало. Какой-то живой драйв, с которым ты, будучи молодым, преодолевал трудности. И в такие моменты те, кто подвержен такому кризису, совершают резкий поворот, начинают бизнес с нуля, бросают семью, как будто бы живут жизнь заново, чтобы ощутить вкус свежей крови.

Не знаю, правда это или нет в быту, но что-то похожее я иногда чувствую в научном поле. У меня есть своя область: применение цифровых методов в гуманитарных науках, в рамках этой области я слежу за литературой, авторитетами, имею некоторую репутацию, достижения и главное — понимание, как всё устроено. В то же время я знаю и умею гораздо больше, и, как ни жаль, эти мои знания в рамках применения цифровых методов уже никогда не пригодятся. 

За годы, посвящённые цифре, я успел соскучиться по чистой гуманитарной науке, про которую тоже хорошо понимаю. Осенью прошлого года я пошёл учиться делать подкасты и стал заниматься телеграм-каналом и подкастом «Некраткие содержания», где вспомнил, что по специальности я литературовед. Получилось неплохо, учитывая, что я получил за него специальную премию от Дирекции по связям с общественностью НИУ ВШЭ.

Но хотелось ещё и чего-то близкого мне и при этом неожиданного. Так я вспомнил про университеты, которые у меня на подкасте не совсем настоящие, а немного идеализированные. Говорили, что у Еврипида люди изображены такими, какие они есть на самом деле, а у Софокла такими, какими они должны быть. У меня на подкасте «Лига Айвы» (у него тоже есть телеграм-канал) университеты как бы даны глазами Софокла. Там нет историй про конфликты с завкафом, про тяжёлую нагрузку, про опоздания, невыученные уроки, почти нет даже самого преподавания. Это разговор про университетскую атмосферу, пространство, традиции, горизонтальные связи. И всем моим гостям, как выяснилось, так много есть что сказать по этим поводам, что до прозаических вопросов разговор просто не доходит.

Пример начертания шрифта «18 век»
Пример начертания шрифта «18 век»
Борис Валерьевич Орехов

— Могли бы вы рассказать, с чего началась работа над шрифтом «Восемнадцатый век» и какова была ваша главная цель при его создании? Каким образом судьба свела Вашу работу и фильм «Жена Чайковского»?

Мне хотелось научиться делать свои шрифты (всегда привлекало всё, что связано с книгоизданием — вёрстка, печать, переплёт, я даже пробовал самостоятельно делать бумагу; моё любимое стихотворение Овидия как раз про устройство античного свитка), и я занялся этим как раз перед пандемией, в феврале 2020 года. Я сделал кириллический шрифт «18 век», в котором должна была быть заключена эстетика типографской культуры эпохи Екатерины II, но с добавлением символов из алфавитов миноритарных языков России (в XVIII веке они были бесписьменными), выложил его в интернет и забыл. 

Через два года со мной связались представители кинокомпании «Hype Film». То, что я написал, что шрифт свободный и бесплатный, их не устроило: они хотели лицензионный договор, чтобы, если я вдруг передумаю, я не смог подать на них в суд. Оказывается, их художник выбрал мою гарнитуру для титров фильма Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского». Сначала я обрадовался, но когда увидел результат, понял, что художника заинтересовало вовсе не то, для чего шрифт создавался. Он использовал наспех сделанную латинскую часть букв, потому что титры по-английски. Буквы там нестройные, дёрганые, недостаточно прорисованные, их облик перекликается со сломанной психикой у той самой жены Чайковского. То есть шрифт получился плохим и именно этим привлёк художника. Тем не менее, согласно лицензионному договору, моё имя есть в титрах. Премьера фильма состоялась в Каннах, и если бы картина там взяла приз, я бы считал, что это целиком моя заслуга. Тогда победить не получилось, но в этом году я нарисовал ещё один эзотерический шрифт — на основе римского курсива с деревянных табличек, найденных при археологических раскопках в Британии. Он называется по месту раскопок «Vindolanda». Рассчитываю на Золотую пальмовую ветвь через два года.

— Не будем скрывать, мы, как истинные сыщики, не остановились на шрифте «Восемнадцатый век» в списке созданных Вами работ. Мы двинулись дальше и обнаружили, что Вы являетесь автором нескольких проектов, посвящённых шахматам. Правильно ли мы понимаем, что Вы не только исследователь, но ещё и своего рода шахматист?

На самом деле, играть в шахматы я совершенно не умею. Тем не менее, как и герой Леонардо Ди Каприо в фильме «Джанго освобождённый», одержимый Францией и требовавший от окружающих обращаться к нему «месье», не говорил ни слова по-французски, так и мне неумение играть в шахматы нисколько не мешает следить за шахматными событиями.

Что касается проектов, связанных с шахматами, их у меня несколько. Во-первых, «шахматный дуатлон» — доска, на которой одновременно разыгрываются партии в шахматы и Го. Правила такой игры остаются неизменными — победа по-прежнему является основной целью игроков. Однако на подобной доске игроки могут продемонстрировать своё мастерство в двух играх одномоментно. 

В другом проекте я исследовал возможность наложения шахматной партии на текст древнего китайского стихотворения, например, эпохи Тан. Идея заключается в том, что по мере движения фигур, соответствующие этим полям иероглифы (64 символа: 8 строк, 7 иероглифов и 1 знак препинания) будут изменяться. В результате первоначальный текст стихотворения трансформируется, а иероглифы начинают взаимодействовать в новых, неожиданных сочетаниях. Это, я считаю, походит на «игру в бисер», о которой в одноимённом романе писал Герман Гессе.

Кроме того, у меня есть статья о шахматных нотациях, где записи шахматных партий метафорически рассматриваются как текст на своеобразном языке. В какой-то степени такое исследование позволило взглянуть на шахматы как на форму своеобразного языка с собственными правилами и логикой.

Наконец, не так давно я написал текст для платформы «Системный Блокъ» о роли компьютеров в современных шахматах. Как мы все знаем, раньше игра с компьютером была вызовом, но сегодня это уже не актуально — сегодня машины значительно сильнее человека. Однако это не означает, что люди и компьютеры окончательно разошлись по разным углам. Там я говорю о том, что такое читинг, премув, о разнице онлайн-шахмат с игрой на физической доске и почему компьютеры необходимы для анализа шахматных партий. 

© Надежда Свищёва

Блиц

— Интересный факт о Вас, о котором не догадываются окружающие 

Я участвовал в 9-й серии 14-го сезона передачи «Битва Экстрасенсов». Но те, с кем мы давно знакомы (передача вышла в ноябре 2013 года), об этом знают. Отмечу, что я не исполнял там роль экстрасенса. Экстрасенсов не существует.

— Какие три книги оказали на Вас наибольшее влияние?  

Наибольшее влияние на меня оказывали всё-таки люди, прежде всего, академик Владимир Александрович Плунгян. А если вспоминать книги, то всеохватная и всеобъемлющая «Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры» Т. В. Гамкрелидзе, Вяч. Вс. Иванова, и вообще разные работы Вяч. Вс. Иванова. А ещё «Universum versus» М. И. Шапира.

— Какой фильм должен посмотреть каждый?  

Не уверен, что такая рекомендация возможна, тут все очень индивидуально. Я бы скорее посоветовал что-то, что вскрывает, как вообще сделано кино. Например, мне нравятся старые русскоязычные ролики Александра Рыбакова с YouTube-канала «…and Action!»

— Ваше любимое место в Москве?

Теперь такого нет, я стал ценить Москву целиком (раньше были Волхонка и Ленинградский проспект). Любимое место у меня есть только в Лиссабоне: Jardim António Nobre, это городской сад с очень магриттовскими вайбами.

— Если бы Вы могли обладать суперспособностью, то какой бы она была?

Это были бы все те суперспособности, которые со мной сейчас.

— Оказавшись перед собой 18-летним, что бы Вы себе сказали?

Это не имеет значения, потому что 18-летним я все равно не был способен услышать и воспринять какой-либо совет. Наверное, попробовал бы убедить себя, что времени впереди не так много, как кажется. Но не преуспел бы.