• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4

Телефон: +7 495 772-95-90 *22161

Email: fgn@hse.ru

 

Руководство
Научный руководитель Руткевич Алексей Михайлович
Первый заместитель декана Носов Дмитрий Михайлович
Заместитель декана по науке Вдовин Алексей Владимирович
Заместитель декана по международной деятельности Исэров Андрей Александрович
Заместитель декана по работе с абитуриентами, студентами и выпускниками Файер Владимир Владимирович

XVIII Летняя лингвистическая школа состоялась в УЦ «Вороново»

С 8 по 17 июля в учебном центре НИУ ВШЭ «Вороново» прошла Летняя лингвистическая школа, которую  Вышка провела в сотрудничестве с Политехническим музеем. 64 старшеклассника, прошедшие отбор и доказавшие свой интерес к лингвистике, слушали лекции, участвовали вместе со студентами и преподавателями в интеллектуальных конкурсах и даже проводили самостоятельные исследования.

«Нашу школу придумали в 1992 году Максим Кронгауз и Елена Муравенко, — рассказывает директор ЛЛШ, научный сотрудник Школы филологии Александр Пиперски. — Не буду пересказывать ее долгую историю, скажу лишь только, что в этом году ЛЛШ впервые проходит под эгидой Политехнического музея в партнерстве с Высшей школой экономики. Мы благодарим директора Политеха Юлию Шахновскую, а также Дирекцию по профориентации НИУ ВШЭ и лично Тамару Протасевич, которые помогли нам освоиться на новом месте».

ЛЛШ — это не летний детский отдых в классическом смысле слова: каждое утро читаются две лекции, после обеда — семинары, в промежутках факультативы, свободного времени практически нет. Большая часть занятий предлагалась на выбор, но многие школьники стремились посетить всё: семинары по лексической типологии и искусственным языкам, по программированию и анализу текста, по китайскому и чешскому. Вечерами все собирались на интеллектуальные игры: от всем известного «Что? Где? Когда» до фирменных викторин ЛЛШ «Игры со словами» и «Литературный маскарад». Казалось бы, почти весь день в помещении после учебного года проводить трудно, но именно ради этого в Москву съехались ребята не только из столичного региона, но и из Бийска и Череповца, Новосибирска и Калининграда, Чикаго и Вены.

«Мне кажется, ЛЛШ — это самый лучший вид отдыха, — говорит доцент Школы лингвистики Борис Иомдин, ответственный за составление программы ЛЛШ. — Здесь мы забываем о рутине в обществе людей разных поколений, которых объединяет увлечение лингвистикой. Не только школьники, но и студенты с преподавателями стараются ходить на лекции и семинары коллег; на игры мы тоже собираемся все вместе. Нам интересно друг с другом: школьники из разных регионов получают возможность пообщаться с крупными учеными, а преподаватели рады познакомиться со своими будущими лучшими студентами».

Крупные ученые — это не преувеличение. Вот уже десятый год подряд на ЛЛШ приезжает выдающийся лингвист современности академик Андрей Анатольевич Зализняк. Он прочел лекцию об этимологии, а затем школьники смогли пообщаться с ученым, который неопровержимо доказал подлинность «Слова о полку Игореве» и досконально описал язык новгородских берестяных грамот. Среди лекторов ЛЛШ — два члена-корреспондента РАН: японист и историк науки Владимир Михайлович Алпатов (директор Института языкознания РАН) и специалист по морфологии и африканистике Владимир Александрович Плунгян (заместитель директора Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН).

Особая традиция ЛЛШ — лингвистические эксперименты. На каждой школе преподаватели проводят такие исследования с участием школьников и обсуждают с ними результаты. В прошлые годы эксперименты были посвящены «инопланетному языку», русской бытовой лексике или уменьшительным именам. В этом году на школе был устроен специальный вечер экспериментов, а одно из исследований провели сами школьники. Их научным руководителем был студент второго курса Школы лингвистики и стажёр-исследователь лаборатории нейролингвистики Никита Змановский.

«Разумеется, Тане Михайловой и Варе Неруш нужна была помощь, — говорит Никита, — но это психолингвистическое исследование прошло по их инициативе. Очень надеюсь, что Таня и Варя продолжат заниматься лингвистикой: к научной работе в нашей области они уже практически готовы».

На Летней лингвистической школе нашлось место не только интеллекту, но и эмоциям: большое воодушевление всех участников вызвал концерт, где школьники пели на разных языках, танцевали кадриль, играли на музыкальных инструментах. Ну и, конечно, ощущения всех, кто побывал на ЛЛШ, нетрудно найти в социальных сетях: радость, что все прошло так удачно, грусть, что школа так быстро закончилась, и надежда, что через год все мы встретимся снова. 

Текст Владимира Файера,
фото Анастасии Максимовой, Ксении Гиляровой и Бориса Иомдина