Институт исследований культуры ФГН изучил отношение россиян к квасу
17 июня, в День русского кваса, Институт исследований культуры факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ представил исследование общественного мнения россиян о квасе. Праздник отмечается для популяризации кваса как национального напитка и сохранения культурного наследия, связанного с его производством и потреблением. Презентация исследования состоялась в рамках круглого стола о значении традиционного русского напитка на площадке пресс-центра медиагруппы «Россия сегодня». Результаты исследования, проведённого Институтом исследований культуры, основаны на опросе 1604 респондентов.
-
7 из 10
россиян регулярно пьют квас, а 71% уверены, что он — важная часть русского культурного наследия. Лишь 7% выразили полное несогласие с этим утверждением.
Квас vs газировка: вкус и польза
Большинство россиян (68%) считают квас полезнее газированных напитков, а 62% — вкуснее. При этом 80% пьют его в чистом виде, а 60% используют для окрошки. Другие кулинарные применения (маринады, выпечка, коктейли) менее популярны.
Сезонность и любимые марки
Квас — летний напиток для 68% опрошенных: каждый пятый пьёт его раз в неделю, а 46% — хотя бы раз в месяц. Однако 34% употребляют его круглый год, особенно молодёжь.
Топ-3 самых популярных марок:
- «Очаковский» (39%)
- «Желтая бочка» (19%)
- «Русский дар» (13%)
Семейные традиции и положительные ассоциации
В каждой пятой семье есть свои традиции, связанные с квасом:
-
семейный рецепт окрошки (14%)
-
домашний способ приготовления кваса (7%)
Напиток вызывает тёплые ассоциации: лето, свежесть, отдых, хлеб.
Сувалко Александр Сергеевич
Институт исследований культуры: Заместитель директора
«Результаты нашего исследования подтверждают, что квас остается не просто популярным напитком, но и значимым элементом культурной идентичности для большинства россиян. Его воспринимают как вкусную и полезную альтернативу, неразрывно связанную с летом, домашним уютом, традиционными блюдами вроде окрошки, баней. Примечательно, что, несмотря на доминирование магазинного кваса, в каждой пятой семье сохраняются свои особые традиции, связанные с этим напитком. Это говорит о его глубоких корнях и продолжающейся роли в повседневной культуре, особенно среди старшего поколения. Исследование также фиксирует тренд на всесезонное потребление кваса среди молодёжи».
Полные результаты исследования