• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Портрет современного философа

Представления о философах как о странных занудных людях тотально устарели, уверен Александр Павлов — доцент Школы философии НИУ ВШЭ, исследователь массового и культового кинематографа. В интервью новостной службе ВШЭ он рассказал о задачах молодых философов, эросе познания, постыдных удовольствиях и Школе философии ВШЭ.

Портрет современного философа

Человек должен делать то, что ему интересно

Обычно те, кто занимаются философией профессионально, даже самые маститые, сами себя философами не часто называют. А если называют, то обычно — в шутку. Философ — громкое слово. И, мне кажется, таковым человека должны называть окружающие. Себя, например, я считаю скорее исследователем, а также преподавателем философии. Начал работу я в Институте философии РАН, в секторе современной западной философии. В определенный момент оттуда я и некоторые мои коллеги перешли работать во ВШЭ. Так я оказался на философском факультете ВШЭ (сейчас Школа философии).

Это общее место, но человек должен делать то, что ему интересно. Ведь обычно у тебя что-то получается хорошо, если ты это делаешь с удовольствием и любопытством. Бывает так, что когда у человека, делающего первый важный выбор в жизни, есть желание пойти на философский факультет, то родители его отговаривают, потому что не знают, что такое философия, или потому что «сами знают», что лучше для него — он должен быть успешным в жизни, сделать карьеру, а с философией это у них не ассоциируется. В итоге если молодой человек подчиняется родителям, то программирует свою жизнь на ложно понятый успех и одновременно обрекает себя на то, чтобы быть несчастным. Это влияние стереотипов.

Есть стереотип философа, отрешенного от мира человека, который к тому же часто занудлив, потому что ничего не может обсудить кроме своих тем. Но бывает, что когда «обычные люди» встречают «обычного философа», то удивляются, приговаривая: «А вы не похожи на философа!». В их представлении философ — этот тот странный человек, который преподавал у них, когда они учились. Возможно, этот же стереотип подталкивает родителей, когда у ребенка есть выбор — учиться философии или, скажем, юриспруденции — «отдать ребенка» на юриспруденцию. Когда-то у них был странный философ-преподаватель, проповедник марксизма-ленинизма, и теперь они думают, что философы — такие все. У философии в силу определенных причин сложился подобный имидж. И задача адекватных молодых людей, которые будут учиться философии, — в том числе по-другому представлять эту дисциплину в публичном пространстве, демонстрировать, что философы могут быть совершенно «нормальными», что они такие же люди, как юристы, экономисты, историки, филологи и т.д.

Чему учит философия

Как бы избито это ни звучало, но философия учит мыслить. Конечно, это тоже стереотип, но позитивный и правдивый. Я преподаю на первом курсе бакалавриата и на втором году обучения магистратуры и вижу, как вырастают люди. Как когда-то совсем молодые люди приобретают навыки оперировать информацией, критически мыслить. Благодаря полученным знаниям, на основании которых человек и учится думать, студент становится способен производить собственные идеи. Я не имею в виду идеи о том, как устроена Вселенная и все в этом роде, но он может оригинально высказываться о том или ином предмете, оперируя знаниями, приходить к собственным выводам и возможно, видеть в событиях то, что не увидели другие люди.

Язык философии

Есть представление о философии как о науке с непонятным языком. Любая наука имеет свой язык. Конечно, он может быть сложным. Студент этим языком должен овладеть. Задача молодых философов, которые только поступают и которые в будущем станут новой генерацией философов, — не сделать этот язык проще, а сделать так, чтобы за сложным языком не скрывалось отсутствие мысли. С другой стороны, язык философии не всегда должен быть непонятным. Обладая навыками говорить, писать, читать на этом языке, люди могут говорить о философии просто. Главное, чтобы при этом сохранялись мысли. Если молодые философы, которые придут учиться в Школу философии, будут это делать, то имидж философии станет лучше. Тогда родители не будут бояться отдавать ребенка на философские факультеты: они просто будут понимать, о чем идет речь.

Философ и рынок труда

Философ может прекрасно состояться в любой профессии, даже не получая второго образования. Все зависит от человека. Это, кстати, тоже стереотип и тоже правдивый. Но состояться в другой профессии — это лишь один из возможных путей для человека, который получает философское образование. Есть люди, у которых доминирует эрос познания: они хотят постичь идею, совершить открытие. Именно эти люди останутся в профессии философа, будут исследователями и преподавателями. От них зависит облик профессии. Страсть к познанию как таковому — это и есть отличие людей науки. Философии, возможно, в особенности. Те молодые ребята, которые в себе это чувствуют, должны идти на философский факультет.

Кино и философия

Я с детства интересовался кино. Мне всегда хотелось узнать про него больше — но не о фильмах в частности, а о кинематографе как части культуры. В этом смысле я занимаюсь не кинокритикой, а философией культуры. Образование дало мне оптику и инструментарий работать с кинематографом не только и не столько в жанре критики, сколько в той сфере, которая на западе получила название Cinema Studies. Полученные знания позволяют мне рассуждать о кино не всегда так, как рассуждают о нем кинокритики, смотреть на него через другую оптику. Я бы сказал, разные оптики.

Я веду к тому, что если молодой человек хочет заниматься исследовательской деятельностью, но пока не знает, чем именно, один из возможных выходов — это получить фундаментальное гуманитарное образование. Его можно операционализировать, использовать как инструмент, который поможет в будущей деятельности. Например, в течение своей студенческой жизни я занимался философскими и социально-политическими взглядами Герцена — перевел и написал вступительное слово к одной из лучших биографий Герцена «Александр Герцен и происхождение русского социализма» Мартина Малиа, позднее издал антологию по политической теории ХХ века, а сегодня исследую массовый и культовый кинематограф — написал книгу о кино «Постыдное удовольствие: Философские и социально-политические интерпретации массового кинематографа» (она в начале 2015 года вошла в лонг-лист премии «Национальный бестселлер» — прим.). И в том и в другом случае, работая с материалом, я применял некоторую часть философских знаний.

Как преподавать философию

Какие тут могут быть варианты? Философию нужно преподавать так, как это в принятых рамках высшего образования делает каждый конкретный преподаватель философии, желательно не навязывая жесткую логику и свои представления другим. Может быть, не всем следует читать лекции, сидя в шезлонге, но, наверное, это эксцентрично и это подкупает.

В целом, преподавать надо интересно. Правда, когда мы это говорим, на самом деле мы не говорим ровным счетом ничего. Потому что человек, который читает лекцию, скорее всего, думает, что он читает ее интересно, но это не означает, что так думают студенты. Главная задача — попытаться рефлексивно относиться к своей работе и пробовать взглянуть на себя со стороны, глазами студентов. Причем делать это каждый год.

Надо пробовать понять, что студенты хотят от тебя услышать и в какой момент устают. Когда им тяжело — нужно делать паузу. Некоторые в эти паузы любят рассказать историю из жизни. Наверно, это хорошо. Главное, чтобы эти истории не стали доминировать, а то, бывает, в некоторых университетах материал лекции строится на историях из жизни преподавателя и разговоров о росте тарифов ЖКХ. Так, конечно, не нужно преподавать вообще ничего. В целом же интерес должен исходить со стороны аудитории, а не со стороны преподавателя.

Школа философии ВШЭ

По своему синергетическому эффекту Школа философии ВШЭ, возможно, одна из лучших в России. Это не означает, что у нас нет недостатков, но в целом, если брать по совокупности, тут просто здорово. В других местах, где учат философии, есть отдельные привлекательные стороны, но по совокупности не всегда выглядит впечатляюще. У нас есть прекрасные специалисты по политической философии, истории философии, этики, систематической философии и т.д. То есть Школа философии выигрывает в своей целостности. Более того, сейчас после реформирования структуры факультета она даже формально стала целостной, если раньше было разделение на кафедры, теперь их упразднили — есть одна монолитная школа. Целое всегда больше частей.